Опубликовано: 3700

Таможня победила лже-транзит?

Таможня победила лже-транзит? Фото - ashpuk.narod.ru

Похоже, что казахстанская таможня наконец-то нашла ответ на главный, интригующий, вопрос внешнеэкономической деятельности страны: почему статистика по торговле у Казахстана и Китая так разительно отличается в зависимости от того, какая из стран ее озвучивает.

Цифры китайского импорта в нашу республику, приводимые китайскими источниками, как правило, намного выше аналогичных, озвучиваемых у нас. Говорят, что разрыв доходит до 4 млрд. долларов в год. Но даже если этот "потерянный импорт" и меньше, все равно мимо казахстанского бюджета проходят сотни миллионов долларов в виде несобранных таможенных пошлин. Неофициальным, но распространенным объяснением этого традиционно было следующее: результат "прорех" в работе таможни. То есть, прямая контрабанда. Но на этой неделе появилась новая версия. Да - контрабанда, но виной ей не таможенные органы Казахстана, а лже-транзит китайских грузов в Кыргызстан. Такой вариант ответа предложили сами таможенники. Началось все с задержания на таможенном посту "Калжат" в Алматинской области 54 грузовых машин с товарами из Китая. Наша таможня считает, что под видом транзитных перевозок в Киргизию, эти товары на самом деле поступали на казахстанский рынок. Но, по заявлениям перевозчиков, грузы предназначались для Киргизии. Предприниматели из соседней республики и их казахстанские коллеги провели по этому поводу пресс-конференцию, на которой обвинили таможенные органы Казахстана в нарушении международных договоров о транзите. Один из участников той пресс-конференции, Мирлан Мырзаканов, заметил, что задержание грузов, произошедшее еще в начале февраля, нанесло серьезный ущерб предпринимателям, работающим на знаменитом бишкекском рынке "Дордой". Часть товаров предназначалась к реализации на праздник 8-го марта, теперь "сезон" прошел, и они будут год "пылиться" на складах. Другая проблема в том, что часть товаров китайские владельцы отправляли киргизстанским получателям на консигнацию, и теперь в Китае встанет вопрос о дальнейшем доверии партнерам в Киргизии. В ответ на заявления таможенников о лже-транзите, г-н Мырзаканов предложил предоставить информацию по каждому из граждан Кыргызстана, получателей задержанных грузов. Прозвучало на пресс-конференции и упоминание Таможенного союза: ясно, что теперь грузам из третьих стран будет уделяться повышенное внимание, но нужно было сразу ознакомить с новыми правилами и подходами предпринимателей. На казахстанских таможенников аргументы их оппонентов впечатления не произвели. - Какие могут быть со стороны кыргызской стороны претензии, если мы доказали, что этот груз предназначался для Казахстана? - заявил начальник Департамента Таможенного контроля (ДТК) по Алматинской области Курманбек Артыкбаев. По его словам, таможенные органы давно знали о проблеме лже-транзита. Но до определенного времени ничего сделать не могли. Теперь появилась и нормативная база, и реальные рычаги противодействия. В первую очередь, благодаря информации, предоставленной китайской стороной: таможенные органы КНР передали своим казахстанским коллегам документы, по которым ясно, что грузополучатели задержанных машин - граждане не Киргизии, а Казахстана. А китайской информации можно верить, считают в нашей таможне. Там и контроль за этими процессами серьезный, и экономическая мотивация у грузоотправителей для честного заполнения документов есть: они получают скидку по НДС за стимулирование экспорта. Пока ДТК по Алматинской области получил официальный перевод только части китайских документов, но уже возбудил уголовные дела за экономическую контрабанду по двум из 54 задержанных машин. Остальные документы еще переводятся. Но эти шаги - лишь начало, скоро китайцы будут передавать информацию о грузах, идущих от них в Казахстан, в электронном виде, еще до подхода грузовиков к границе. Тогда исчезнет сама базовая возможность подделывать таможенные документы и проблема лже-транзита исчезнет, считают в нашей таможне. Что в итоге получится, можно будет увидеть где-то в начале второй половины этого года, когда можно будет сравнить нашу и китайскую таможенную статистику взаимной торговли за январь-июнь 2010 года.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи