Опубликовано: 2075

Таймшер: рай во временное пользование

Таймшер: рай во временное пользование

…80-е годы прошлого века. Это было время, когда туризм начал превращаться в индустрию. Туристическая лихорадка начала охватывать все более широкие слои населения. Люди внезапно открыли, что в мире есть множество интересных мест и вещей, которые никогда не встретишь в их родном городке.

"Путешествие - лучшее лекарство от сплина и других болезней" - говорит английская пословица. Поверив в это, европейцы и американцы начали пробовать это "лекарство" от обыденности и скуки полной ложкой. Туризм стал массовым явлением, и многие социологи по праву относят его к феноменам ХХ века, не виданным ранее. Десятки тысяч туристических компаний во всем мире, целая индустрия развлечений, тысячи отелей в самых экзотических местах планеты и, конечно, миллионы и миллионы туристов, одержимых жаждой новых впечатлений - все это начиналось именно в это время. Тогда же англичане (пионеры во многих областях, в том числе и в массовом туризме), придумали новый вид услуг - таймшер (timeshare). В буквальном переводе с английского значит "разделенное время". Уже через несколько лет после своего рождения это новшество широко распространилось во всех западных странах. Таймшер приобрел миллионы благодарных клиентов. Таймшер можно определить как "перевернутую" ипотеку. Взяв ипотечный кредит, вы можете сразу начинать жить в новой квартире, а деньги за нее выплачивать постепенно. С таймшером все наоборот: вы платите сразу всю сумму, но используете свою законную недвижимость только несколько недель в году. Хочется вам, к примеру, проводить свой отдых где-нибудь во Флориде или в Швейцарии. Покупка недвижимости в этих райских уголках обойдется вам недешево - минимум в 400-500 тысяч долларов. У большинства представителей среднего класса на Западе, конечно, таких средств нет. Но средний класс - это основа массового туризма. Поэтому именно на его вкусы, пристрастия и запросы ориентируется, в основном, весь туристический бизнес. Именно для среднего класса и был придуман таймшер: недвижимость покупается за пять-десять процентов от ее обычной цены. Но пользоваться ею человек имеет право только три-четыре недели в году, именно тогда, когда она необходима ему для отдыха. Таким образом решается масса проблем. Не нужно заботиться о том, что будет с этой недвижимостью после вашего отпуска, в течение последующего долгого года. За этим будет следить администрация отеля, в котором приобретен таймшер. Другое немаловажное обстоятельство - экономия денег, и чем более "долгий" у вас таймшер, тем более ощутимей будет экономия для вашего кармана. Двухнедельный отдых семьи из четырех человек, с двумя детьми, на курорте в Греции, Италии или Испании обойдется недешево. Дорога, гостиница, питание, медицинская страховка - все это составит кругленькую сумму в 3000-3500 долларов. К этому прибавим различные экскурсии, шоппинг - еще 1000 - 1500 долларов. Итого 4-5 тысяч долларов. Если вы привыкли отдыхать ежегодно и единственный ваш доход - это зарплата, то согласитесь, что такие расходы - весьма значительны для семейного бюджета. Сегодня цена таймшера в Европе и Америке составляет от 7 до 20 тысяч долларов за одну неделю за однокомнатный или двухкомнатный номер, виллу или бунгало (здесь разброс видов недвижимости и цен на нее очень велик). Определяется время и сезон, когда вы становитесь владельцем купленной недвижимости - и в этот период вы ее хозяин. Она в вашем полном распоряжении. Тратиться придется только на дорогу и оформление виз. При таком раскладе за несколько лет за несколько лет сэкономится сумма, которая полностью покроет первоначальные издержки. Конечно, владелец должен быть уверен, что в течение остального времени его собственность не придет в упадок, и что в следующем году он получит тот же уровень комфорта и услуг, как и прежде. Все эти моменты специально оговариваются в договоре покупки таймшера. Для управления собственностью созданы специальные управляющие компании, которые и отвечают за сохранения уровня комфорта и технического состояния курорта. За это владелец таймшера выплачивает управляющей компании от 100 до 300 долларов (в зависимости от классности курорта) за каждую неделю таймшера ежегодно. Конечно, таймшер предназначен прежде всего для тех, кто может заранее планировать время своего отпуска и свои расходы, для людей семейных, с устоявшимся общественным положением и консервативными пристрастиями. Именно такие люди составляют основу среднего класса в Европе и США, поэтому они и стали основными потребителями таймшерных услуг. Таймшер очень популярен среди крупных и средних западных компаний, которые часто по итогам года, в качестве поощрения за хорошую работу, отправляют своих сотрудников бесплатно отдохнуть на хороших 4-5 - звездочных курортах в разных странах мира. Но даже таким людям может прискучить ездить из года в год на один и тот же курорт. Таково свойство человеческой натуры: привычка губит остроту впечатлений, а значит - и удовольствие. В системе таймшера предусмотрено и это: можно поменяться с таким же владельцем таймшера и провести отпуск вместо надоевших Карибских островов - на Багамах, в Коста-Рике, на Мадагаскаре и еще в сотнях других экзотических мест. Для этого есть специальные службы, которые занимаются обменом таймшеров по всему миру. Крупнейшие из них - RCI и II, которые ежегодно производят сотни тысяч таких операций по всему миру. Клиент обращается в такую компанию со своими предложениями, называет страну и место, в котором он хотел бы отдохнуть в этом году, а фирма находит ему варианты обмена. Стоимость такой услуги - примерно 100 долларов за каждую обмененную неделю. При этом учитывается ряд условий. Во-первых, время действия таймшера. Все курорты разные, и в каждом имеется свое лучшее время для приема туристов. Для морских курортов это лето, для горнолыжных - зима. "Бархатные" сезоны также различны по времени в северном и южном полушариях и т.д. Поэтому для каждого таймшерного отеля есть свой "красный" сезон - самое лучшее время отдыха, "белый" - время похуже и "синий", когда поток туристов спадает. Естественно, цена таймшера будет зависеть от того, на какой сезон вы его купили. И обмен "красного" таймшера, конечно, произвести гораздо легче, чем "белого" или "синего. Особенно котируются престижные и дорогие таймшеры курортов системы "Голд Кроун". Это как с автомобилем: поменять "Мерседес" на скромный "Фольксваген" не составит проблемы, а вот наоборот… Однако, как показывает практика, это вполне решаемая проблема. Только в ежегодных каталогах RCI содержатся адреса трех тысяч отелей в 140 странах мира. Так что клиент обязательно находит то, что его устраивает. А если владелец таймшера по каким-то причинам не собирается в этом году в отпуск? В этом случае он может отправить на отдых свою семью, подарить неделю-другую отдыха своим друзьям, наконец - просто продать это время кому-нибудь. Если же вообще никто не приедет - тоже не беда. В большинстве отелей и курортов системы таймшеров неиспользованное время приплюсовывается к следующему году. То есть потом владелец таймшера может отдыхать на курорте не две, а три-четыре недели. Или же администрация отеля может сдать ваш номер другим туристам, а деньги отправить вам. Хотя из опыта известно, что лучше сдавать или продавать самому - из-за потенциально более высоких доходов. Для владельцев таймшера существует масса приятных "мелочей", начиная от скидок на питание и товары, приобретаемые на территории отеля и до настоящих сюрпризов, в виде бесплатной недели-двух отдыха на этом же курорте. Таймшер - это также и неплохое вложение капитала. Если выбрать престижный курорт в модном, популярном среди туристов месте, то со временем можно продать таймшер с неплохой прибылью. В Великобритании существует специальная биржа таймшеров, где постоянно проходят котировки отелей разных стран. Конечно, никто не может дать гарантии, что стоимость вашего таймшера непременно возрастет. Рынок диктует свои правила. Если владелец хочет продать таймшер быстро, то не исключено, что ему придется согласиться на цену более низкую, чем он рассчитывал. Таймшер существует на Западе уже более 20 лет и никогда не рассматривался там как антагонист традиционного туризма. Это просто хорошая альтернатива, живое воплощение основного принципа бизнеса услуг: "Желание клиента - для нас закон". У каждого из направлений будут свои преданные поклонники. Можно объяснить некоторую неприязнь туристических компаний к таймшеру: он отбивает клиентов у турфирм, работающих в традиционном туристическом бизнесе. Но это, как правило, только компании-агенты, которые не владеют никакой собственностью в виде отелей и курортов, а просто продают туры. К тому же, покупка и оформление таймшеров происходит не через туристические, а через риэлторские компании, так что турфирмы лишаются и комиссионных. Сами же владельцы отелей во всем мире заинтересованы в более активном продвижении на рынок туристических услуг и в большем количестве отдыхающих. Не редкость, когда один и тот же отель продает и обычные туры, и таймшеры. Главное - чтобы все номера были заполнены и таймшер - очень эффективное средство для этого. Владельцами отелей системы таймшеров на Западе являются, как правило, крупные строительные, инвестиционные, страховые компании и банки, так что во-многоих случаях покупка таймшера позволяет гораздо надежнее инвестировать деньги, чем вложение их в какой-либо иной род недвижимости. Попытки "раскрутить" систему таймшеров предпринимались и в странах СНГ, особенно в России, в середине 90-х годов. Но хорошую идею, прекрасно развивавшуюся на Западе, погубил дикий российский бизнес. Фирмы-агенты в Москве и Санкт-Петербурге принимали деньги у клиентов для покупки таймшеров, а затем исчезали с ними в неизвестном направлении. Ряд громких афер, в которых фигурировали суммы до миллиона долларов, напрочь отбили охоту у граждан СНГ к покупке "отпускной недвижимости". Однако сегодня интерес к таймшерам вновь просыпается. Ими начали заниматься несколько солидных и известных долголетней работой фирм в Москве, Петербурге, Новосибирске. И у нас в Алматы некоторые известные риэлторские компании, (почти все - с иностранным участием) стали оказывать своим клиентам услуги по приобретению таймшеров. По словам сотрудников этих фирм, казахстанские клиенты отличаются весьма высокой требовательностью. Они выбирают, как правило, самые лучшие отели на дорогих курортах, например, в мексиканском Канкуне или в престижных суперкомплексах Арабских Эмиратов. Так что пока казахстанский таймшер - это игрушка наиболее состоятельных клиентов. Но не исключено, что вскоре она станет доступна и людям с более скромными средствами.
Загрузка...