Опубликовано: 1048

Светлое будущее не за горами?

Светлое будущее не за горами?

На ближайшие три года правительство объявляет беспощадную борьбу с бедностью. Таков основной смысл новой программы правительства, верстка которой уже практически завершена.

Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в 2006 году не должна превышать 20 процентов. А пенсионеры, инвалиды, работники бюджетной сферы поправят свое материальное положение за счет индексаций. У бедности некрасивое лицо. Но правительство всматривалось в него на протяжении последних нескольких лет и теперь без труда определяет профиль. Более четверти населения имеют доходы ниже прожиточного минимума. Два миллиона человек лишены возможности употреблять чистую пресную воду, почти столько же страдает от загрязнения окружающей среды. В большинстве своем бедные люди живут в отдаленных сельских районах и в малых депрессивных городах со стареющим населением. Причем, доля бедного населения среди сельских жителей в 2001 году составляла в среднем около 38 процентов. Бесспорно, благополучное положение в данном аспекте занимают только Астана и Алматы - здесь на доходы ниже прожиточного минимума всего живет до 5,5 процента населения. Но это - официальные, абсолютно признанные и открытые данные. Реальная же картина может быть гораздо печальнее - стоит лишь воспользоваться другой методикой подсчета. По мнению международных экспертов, в Казахстане экономический по своей сути показатель "черта бедности" имеет политический оттенок. Именно поэтому используются методики, популярные в развивающихся странах, но не в развитых. По официальным данным, совокупный темп роста экономики за три последних года составил более 32 процентов. В нынешнем году прогнозируется рост ВВП на уровне 8,3 процента, в среднем же в 2003-2006 годах он должен составить не менее 7 процентов. И с высокими темпами экономического роста должно произойти повышение реальных доходов населения. Таково мнение главы министерства экономики и бюджетного планирования Кайрата Келимбетова. Однако "пропорции" могут быть не соблюдены, как это было в прошлые годы, и беднота свою порцию не получит. Представители Программы развития ООН уже говорили о том, что быстрый экономический рост не отразился позитивно на положении самых уязвимых слоев населения. Более того, они предупреждали, что резкое разделение общества на богатых и бедных может спровоцировать социальное недовольство. Именно поэтому предыдущее правительство подумывало о том, чтобы снова ввести детские пособия - было подсчитано, что 1200 тысяч детей нуждаются в таких выплатах. Это могло бы поддержать в первую очередь многодетные семьи, которые в большинстве своем живут за чертой бедности. Что такое сегодня черта бедности? Сущие гроши. Черта бедности определена в размере 40 процентов от прожиточного минимума (по расчетам Агентства РК по статистике) - 2077 тенге. Прожиточный минимум в первом квартале составил в среднем по стране 5193 тенге. Наш прожиточный минимум - 35 долларов, в два раза меньше, чем в России. Но это не убавляет нашего оптимизма. Боремся мы с бедностью целенаправленно. Программу на 2000-2002 годы по борьбе с бедностью и безработицей реализовали успешно: было почти 32 процента бедных в стране, стало - 27, снизился и уровень безработицы - с 12,8 до 9,4 процентов к экономически активному населению. Теперь Казахстан принял новую программу по снижению уровня бедности до 2005 года. Предполагается, что число казахстанцев, проживающих за чертой бедности, к 2005 году снизится с 1295 тысяч до 809 тысяч человек. Для этого нужно - ни много ни мало - довести объем валового внутреннего продукта на душу населения до 2028 долларов (сейчас 1647 долларов), снизить уровень безработицы до 8,1 процента в 2005 году, выделить из бюджета около 600 миллиардов тенге. Кстати, все эти годы мы боролись с бедностью с иностранной помощью. Международные организации - Азиатский банк развития, ПРООН, Всемирный банк - помогали нам проводить мероприятия по снижению бедности. Общая сумма технической помощи составила 1383 тысячи долларов. Не исключено, что подобная помощь будет нам оказываться и в будущем. По информации министерства экономики, в настоящее время Азиатский банк Развития обсуждает с правительством проект партнерского соглашения по снижению бедности до 2015 года. Судя по срокам, которые обговариваются с АБР, победить этот социальный недуг к 2005 году, когда истечет срок очередной программы по борьбе с бедностью, мы вряд ли сможем. Специалисты ПРООН называют даже причину. Они видят в нашей стране парадокс: высокие темпы экономического роста отнюдь не способствуют развитию страны. В причины углубляться не стоит: дает о себе знать сырьевая направленность экономики. Это красноречиво подтверждает тот факт, что наибольшее количество бедных проживает в нефтеносных регионах - в Атырауской и Мангистауской областях. Высокие технологии по добыче нефти и газа, широкое привлечение на разработки иностранных специалистов, отсутствие острой необходимости в местных разнорабочих (а на иные работы жители окрестных населенных пунктов, не имея образования, претендовать и не могут), слабо развитая инфраструктура - вот причины, по которым количество бедных здесь не только не уменьшается, но и увеличивается. Правительство, которое должно до роспуска парламента на каникулы представить окончательный вариант своей программы на обсуждение, главным образом постарается обеспечить более высокие темпы экономического роста и повышения реальных доходов населения. Но все дело в том, что имеется ввиду под экономическим ростом. Если ВВП, как и прежде, будет обеспечиваться в основном за счет продажи углеводородов, металлов и химической продукции, то вряд ли радужные планы по обогащению народа будут воплощены в жизнь. Людям в первую очередь нужны рабочие места, открытый доступ к услугам здравоохранения, образования, создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Если не будет этой основы, то и достойным доходам откуда взяться? Это первый момент. Второй - безусловно, нужно повышать доходы населения, выделяя дополнительные ассигнования из республиканского бюджета. К сожалению, сегодня доходы самых малообеспеченных групп растут медленнее, чем цены. А прежний премьер, помнится, обещал бюджетникам "вторую волну революции в сфере зарплат". Необходимость в этом острейшая: если в 1999 году средняя зарплата работников бюджетной сферы была на 15-17 процентов выше средней по стране, то теперь она отстает на 19 процентов. Новое правительство на словах уже подтвердило преемственность социально-экономической политики. Остается совсем немного - доказать это на деле.
Загрузка...