Опубликовано: 1194

Союз труда и капитала

Союз труда и капитала

Сразу же после инаугурации Президент Н. Назарбаев обозначил главные задачи страны на предстоящие семь-десять лет.

Это - глубокая структурная перестройка экономики, сохранение высоких темпов экономического роста, отход от сырьевой направленности экономики, решение главных социальных задач общества и ряд других. Задачи эти столь злободневны и масштабны, что времени на "раскачку" у страны сегодня совершенно нет. Решается главный вопрос: останется Казахстан лишь "кладовой" энергетических ресурсов для благополучных стран Европы и Азии или он сможет победить нарастающие признаки "голландской болезни" и могучим рывком ворвется в число 50 развитых стран мира? Предпосылки для такого рывка многообещающие. На протяжении последних нескольких лет Казахстан развивается высокими темпами. Финансовое положение страны крепко и устойчиво, бюджет - обильный и сбалансированный, страна успешно рассчитывается по внешним займам и недалек тот день, когда вообще избавится от всех внешних долгов. С соседями - дружба, внутри страны - спокойствие и мир. Но это не значит, что все в стране идет так, как задумывалось. Захлестнувший ее "девятый вал" "нефтяных" денег затушевывает, но не отменяет того обстоятельства, что во многих сферах жизни назревают грозные внутренние противоречия. Цели, которые ставит перед страной правительство, зачастую наталкиваются на бедность или даже отсутствие средств, посредством которых можно этих целей достичь. Такие противоречия имеются на рынке труда, развивающегося весьма противоречиво. И если их не преодолеть, то вполне возможно, что главная задача - технологическая и структурная модернизация экономики страны, может быть сорвана. Сегодня необходимо соединить усилия и даже - создать союз труда и капитала для решения этой первостепенной задачи. Трудовые отношения составляют сердцевину всей социальной сферы, от них зависят такие важнейшие социальные показатели, как номинальная и реальная заработная плата, уровень безработицы, размеры социальных пособий и пенсионных выплат. Сегодня в стране сохраняется опасно высокий уровень дифференциации величины доходов у различных групп населения, большое число людей еще имеют доходы ниже прожиточного минимума, весьма нестабильной остается и ситуация на рынке труда. Хоть уровень безработицы с каждым годом снижается (в 2004 году он снизился, по сравнению с 2003 на 0,4% и составил 658,8 тысячи человек и за последние четыре года сократился на 27,3%) - он по-прежнему весьма высок. Согласно статистике, за последние пять лет рабочая сила в Казахстане ежегодно увеличивалась на 157 -158 тысяч человек и сейчас достигает 7,9 млн. человек, а уровень экономической активности населения - 7,8 млн. человек. Начиная с 2000 года, в экономике стали работать на 980,8 тысячи человек больше, причем примерно 75 процентов занятого населения трудятся на предприятиях и в организациях с частной формой собственности. По мнению многих, возможностей работать и зарабатывать сейчас в стране много и, следовательно, эту тенденцию можно только приветствовать. Но есть и другие, гораздо менее радужные тенденции в сфере трудовых отношений. Например, растущая потребность в специалистах высокой квалификации все чаще наталкивается на их растущую нехватку. Только за год приток работников в различные сферы обрабатывающей промышленности возрос на 71,4%, и такой же рост ожидается по итогам 2005 года. И, в то же время, в стране на протяжении последних трех-четырех лет наблюдается нехватка рабочей силы - ежегодно количество вакантных рабочих мест составляет 16-19 тысяч. Около 40 процентов неработающих людей, по опросам статистиков, называют отсутствие "подходящей" работы - или же "любой" работы! Таких в стране насчитывается около 245 тысяч человек. Причем длительность поисков работы наиболее характерна для людей в самом цветущем, трудоспособном возрасте - от 25 до 39 лет. Их доля среди безработных, которые ищут приложение своим силам год и более составляет 42%. В возрасте от 40-45 лет - 31%. Есть и другая немаловажная проблема - точное определение размеров занятости населения. Сами руководители статистического ведомства неоднократно признавали, что в Казахстане от 20 до 30 процентов экономики находится "в тени". При этом она отнюдь не имеет криминального характера: это такие же предприятия, выпускающие различную продукцию или оказывающие разные услуги, только работающие полулегально, пользуясь несовершенством законов и достаточно либеральным отношением к ним властных структур. Специалисты считают, что большая часть таких фирм находится в сфере малого и среднего бизнеса. Многие из "теневиков" желали бы отказаться от махинаций с налогами и рабочей силой, от расчетов "черным налом", но не могут этого сделать, потому что для многих из них это равносильно разорению. Налоговый и бюрократический пресс над малым бизнесом, несмотря на поистине героические и неоднократные усилия Президента, остается еще очень велик. Налоги и социальные отчисления, в том числе и в пенсионные фонды работников, наносят невосполнимый ущерб для прибыльности предприятия, порой - до 70-80 процентов. В таких условиях ждать, что весь малый бизнес выйдет "на свет" - иллюзия, соотношение должно быть, как говорят бизнесмены, хотя бы 60 на 40… Поэтому часто получается так: в цехе числятся 10-12 человек, с этой численности и берутся все социальные отчисления. А реально работает раза в три больше, но эти "подснежники" получают свою зарплату наличными, часто без ведомости и не претендуют ни на пенсионные отчисления, ни на отпуск. Контракт с ними, как правило, не заключается - и в случае болезни, остановки предприятия или его закрытия им не от кого ждать помощи. Но они знают это и идут на все, потому что хорошую работу сегодня найти не так-то просто. Номинальная заработная плата в этом году в Казахстане держалась на уровне 30-35 тысяч тенге, а минимальная - чуть выше прожиточного минимума. И хотя с 2002 года по 2005 год минимальная заработная плата возросла в 2,2 раза, она все-таки еще весьма невелика - 9200 тенге в месяц. Сравнение минимальной зарплаты и ВВП США с такими же показателями по Казахстану и России показывает двукратное отставание от США по минимальной зарплате и, по сравнению с отставанием по ВВП. В то же время уровень цен в Казахстане составляет примерно 40-45% от цен в США. Так что если мы будем и дальше придерживаться политики "умеренного", "эволюционного" роста зарплаты, то мы только еще больше отстанем от США и других развитых стран в этом компоненте и вряд ли их догоним… Статистики выделяют еще одну интересную категорию трудовых ресурсов - обозначаемых как "самозанятые". К ней относятся, например, почти все сельские работники, которые работают в какой-либо агрофирме или фермерском хозяйстве или заняты на своем личном крестьянском подворье. Но иное подворье - подстать небольшому хозяйству: сотни голов птицы, коровы, лошади, свиньи. Крестьянин не только живет за счет этого хозяйства, но и хорошо зарабатывает на их продаже, оставаясь, тем не менее, в категории "самозанятых", слабо охваченных статистикой. Уровень крестьянских доходов и социального благополучия весьма различен, и эта категория тружеников мало поддается какому-либо государственному регулированию. В прошлом году их доля составила около 39% в общей структуре занятости населения. Занятые, в основном, в сельском хозяйстве и сфере услуг, "самозанятые" - важнейший оплот консерватизма и социальной пассивности рабочей силы, которых стране, при решении новых экономических задач, остро не достает. Занятые, в основном, неквалифицированным, простым трудом, они, как правило, не хотят и не стремятся к повышению своей квалификации, к получению новых знаний и профессий. Высокотехнологичная, конкурентная экономика, которая должна быть построена в Казахстане, неминуемо разобьется об эту колоссальную силу инерции и традиций. Поэтому необходимо предпринять огромные усилия, прежде всего в сфере образования и создания новой общественной идеологии, чтобы оторвать от этой "идеологии выживания" молодежь, дать ей новые, вдохновляющие перспективы. Президент, правительство много делают на этом направлении, но для грандиозных задач, которые стоят перед страной - пока недостаточно. О том, что грамотных специалистов в стране не хватает, говорит и другой факт: в последние несколько лет Казахстан принимает ежегодно до 20 тысяч иностранных рабочих. И это только официальные данные: сколько точно киргизских и таджикских работников трудятся на казахстанских стройках, предприятиях, на полях - никто не знает. Правительство установило квоты на ввоз иностранной рабочей силы, однако это зачастую вызывает конфликт с работодателями. Те возмущаются, что законы наши сплошь и рядом мешают производству, когда, соблюдая закон, они не могут взять на работу нужного им специалиста, а казахстанские претенденты не имеют нужной квалификации. Конфликты по этому поводу случаются неоднократно, и такие проблемы иностранные компании поднимают постоянно. Ускоренная подготовка большого количества высококлассных специалистов, рабочих и инженеров, должна их решить. Трудовые отношения в стране обязаны развиваться в русле общенациональной стратегии экономического и социального развития, а не вопреки ей, как это зачастую происходит сейчас.
Загрузка...