Опубликовано: 1048

Современные механизмы управления

Современные механизмы управления

Не так давно в Светлогорске, курортном городе Калининградской области, прошла Всероссийская конференция "Современный механизм управления регионом: Электронное правительство".

Устроители обращали внимание, что тема насущная, актуальная. Особенно в связи с тем, что значительное повышение эффективности государственной власти, местного самоуправления напрямую связано с новыми информационными технологиями. Федеральный Центр, начиная с 2002 г. ведет в этом направлении немалую работу. Об этом рассказала Л.Б. Нарусова, председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике. И в Калининградской области цели ставятся масштабные. В рассказе А.В. Торбы, руководителя аппарата Правительства области прозвучало, что люди хотят заметного повышения качества предоставляемых услуг от органов государственной власти. Если, например, в торговле за последние годы качество обслуживания изменилось принципиально, люди хотят, чтобы очереди в государственных учреждениях ушли в прошлое. К концу года в регионе планируется 10 услуг государственных органов населению перевести в электронный формат. Выступающие отметили как достигнутые результаты, так и сложности. Серьезных технических проблем нет. Можно хранить огромные массивы данных, что было проблемно в докомпьютерную эру, не помеха - большие расстояния. Не обязательно личное присутствие в работе с документами: есть системы электронной подписи. Даже казавшаяся непреодолимой совместимость электронных баз сегодня успешно решается. В общем и целом обеспеченность техникой, связью на сегодняшний день неплохие. До 30% российских семей, по словам Л.Б. Нарусовой, имеют дома компьютеры, большинство из которых подключены к Интернету. Все школы получили в прошлом году широкополосный Интернет. Обеспеченность структур государственной власти и местного управления достаточна для решения задач "электронного правительства". Исследования показывают, что в осуществлении проектов технические проблемы составляют не более 15%. 85% - это организационные и правовые. Наибольший интерес вызвали доклады об уже осуществленных проектах. Было их, конечно, меньше, чем о "программах", "концепциях" и теоретических изысканиях. Тем ценнее приведенные примеры. В Смоленске работают 233 пункта общественного доступа к электронным услугам в 27 муниципальных образованиях. Если на первых порах они работали в основном на отделениях Почты России, то теперь признано, что муниципальные библиотеки - лучшее для них место. Более того, осуществление идей "электронного правительства" приводит к переосмыслению привычных понятий. Например, здравоохранение более не считается затратным. Это отрасль очень прибыльных инвестиций. Каждый вложенный рубль оборачивается экономией рабочего времени, повышением производительности труда, улучшением качества жизни общества и каждого человека в отдельности. Подсчитано, что 100 млн. рублей - уже реальная эффективность. Московская организация "Европейские компьютерные права" нацелена на борьбу с "цифровым неравенством". Реальность такова, что люди, которые оказались за бортом информатизации, вынуждены платить за тех, кто современными технологиями пользуется. Они лучше решают вопросы, структуры власти им вынуждены уделять внимания больше. Пример: бабушка обращалась по телефону в разные инстанции по поводу беспокойства, причиняемого ремонтом квартиры соседей. Никто мер не принимал. Когда же она написала на сайт московского Правительства, рассмотрение жалобы стало автоматически контролироваться системой. Чиновник поставлен в ситуацию, когда отмахнуться невозможно. Другой пример. В поликлинике решили перейти на электронную регистратуру. Пожилая женщина, работник регистратуры, затосковала: подали объявление на поиск сотрудника, который умеет пользоваться компьютером. Однако выход нашелся сам собой. После обучения на компьютерных курсах, старый сотрудник стал справляться с новыми задачами. Довольны все - администрация, работник регистратуры, организаторы курсов, а самое главное - посетители поликлиники. Об электронной регистратуре убедительно рассказали представители Пермского края. 242 учреждения здравоохранения включены в единую информационную систему. Анализируется и регулируется весь процесс медицинского обслуживания, от записи на прием до исследования эффективности всей системы. Единый электронный формуляр больного, хранящийся на сервере, доступен как самому больному, так и врачам, но недоступен третьим лицам. Упорядочен механизм обеспечения льготными лекарствами. Правительственные структуры не требуют отчеты учреждений здравоохранения, а получают нужную информацию непосредственно с портала медицинских услуг. Не меньший интерес вызвал рассказ об электронной карте здоровья Информационно-аналитического центра РАМН. Здесь история всех болезней, обследований, назначений врача и т.д. хоть за всю жизнь. Посещение врача, приобретение лекарств, процедуры, контакты с социальными службами и многое другое. Высококвалифицированный программный продукт, очень нужный и востребованный (www.zdravkarta.ru). Очень помогает медикам и "Электронный органайзер врача" (www.medorganizer.ru). О роли общественных организаций рассказал гость из Казахстана, директор фонда "Информационная инициатива" М.В. Тюнин. Общественный мониторинг государственной программы снижения информационного неравенства мешает чиновникам приукрашивать результаты своей работы по расходованию бюджетных средств. Проект "Электронная деревня" - практическое воплощение идей электронного правительства снизу, как проявление энтузиазма населения и инициативной группы, поддержанных общественной организацией и органом местного самоуправления. Но остается немало и нерешенных проблем. В.И. Дрожжинов, руководитель Экспертного Совета ЦСК ЭПР, в частности рассказал, что научные исследования зачастую ведутся бессистемно, дублируют друг друга, нацеливаются не на достижение результата, а на "освоение" отпущенных бюджетных средств. До сих пор не создан единый стандарт услуг, регламентов, механизм реализации той или иной услуги. Надо добиться того, чтобы везде, по всей стране госструктуры работали единообразно. Что же стоит на пути технологий "электронного правительства"? Слабая информированность потенциальных участников. Служащие структур государственной власти, врачи, учителя, работники социальной сферы плохо понимают новые перспективы. Более того, некоторые прямо боятся сокращения штатов в связи с повышением производительности труда. Как 200 лет назад рабочие на заводах боялись механических станков. С другой стороны, население с опаской воспринимает разговоры об электронном правительстве. К сожалению, история новейшего времени полна примерами, когда новое - вовсе необязательно лучшее. Как справедливо заметила Л.Б. Нарусова, разрыв между властью и населением очень велик. Наверное, поэтому основная часть общества в качестве стороннего наблюдателя ждет, когда же оно придет, это пресловутое "электронное правительство"? Участники конференции в ходе обсуждения докладов, в кулуарных беседах сошлись во многом. - Большие деньги, которые затрачивает государство, международные организации, отчасти бизнес, далеко не всегда используются целенаправленно. Пора ограничить написание и переписывание "программ", "концепций", "планов", "исследований" и прочих бумаг, основная цель которых - распиливание бюджетного пирога между написателями. - Надо переходить к практическому осуществлению проектов на местах. Если есть политическая воля руководства, поддержка снизу, понимание исполнителей и желание участников, все проблемы решаемы. Там, где хотят видеть только преграды и препятствия, дело никогда не сдвинется. - Вопросы искоренения коррупции само по себе "электронное правительство" не решит. Но бороться с ней будет проще и эффективнее. При наличии политической воли, естественно, и поддержке снизу. - Повышение уровня информированности, квалификации всех участников процесса, от чиновников до населения - проблема номер один. Но она решаема. И примеров тому множество. - Приобщение населения к современным информационным технологиям в ряде случаев идет быстро. Но для определенных категорий населения, пожилых, малоимущих, людей с ограниченными возможностями, помощь государства, международных и общественных организаций была бы совсем не лишней. И это не "закапывание средств в песок". Борьба с "цифровым неравенством" кроме огромного общественного значения имеет впечатляющую экономическую составляющую. Немалая часть населения переходит из разряда потребителей социальных услуг в категорию создающих материальные и духовные блага. - Повышение производительности труда - одна из острых задач любой экономики. Рациональное использование имеющихся трудовых ресурсов - обязательное условие исполнения всех государственных программ. - Государственные структуры гораздо эффективнее работают, когда есть общественный контроль. Средства массовой информации, общественные организации - во многом пока еще незадействованный резерв. После конференции прошло два месяца. Возможно, летняя пора - не самое лучшее время для продуктивной работы, но все же заметно, что интереса большого в обществе, в СМИ не видно. На самой конференции журналистов было немного, практически не было откликов в местной калининградской печати и на сайтах. Не видно пока ощутимых результатов в работе государственных структур. Скорее всего, "электронное правительство", хоть и модное словосочетание, но тема далеко не первоочередная. Для правительства куда важнее проблемы уборки мусора, строительства и ремонта дорог и т.д. А вот с повышением квалификации государственных и муниципальных служащих, с высокоинтеллектуальными технологиями общения с населением и между собой потерпеть можно. Еще какое-то время… Наверное, не только в Калининграде. Создается впечатление, многое из того, о чем было рассказано на конференции, обгоняет время. Так было всегда. И именно благодаря таким вещам общество движется вперед. Благодаря людям, которые нацелены не на "распиливание бюджетного пирога", а на результат, нужный обществу. Даже если он будет востребован не прямо сейчас. Даже если эти люди в меньшинстве… Сайты по теме: http://www.egov-reg.ru/csk/lastnews/info.htm?id=5@cskMeasures http://www.e-rus.ru http://www.ogic.ru http://www.gov39.ru http://www.adcap.ru http:// www.ecdl.ru http://www.os.kz. Александр Колосов, из Калининграда, специально для Караван.kz
Загрузка...