Опубликовано: 875

Совещание на марше

Совещание на марше

На днях мировые цены на нефть на азиатских биржах превысили уровень 44 долларов США за баррель. Это - абсолютный рекорд, за все время существования нефтяного рынка. Но он почему-то не радует даже экспортеров нефти, получающих сегодня баснословные барыши. Экстремальные ситуации, как доказывает многолетний опыт, для экономики, как говорится, чреваты.

Эйфория высоких цен на нефть не может длиться слишком долго, и поэтому страны, где нефть является основой экономики, сегодня очень серьезно задумываются, что будет, когда цены на нее упадут? А они упадут непременно - "перегрев" мировой экономики налицо, обусловленный объективными законами циклический экономический спад уже не за горами… Поэтому символично, что расширенное заседание Правительство, под председательством президента Н. Назарбаева, парламентариев, акимов всех областей, руководителей национальных компаний, состоявшееся 2 августа, было посвящено обсуждению именно этого основного вопроса: как стране дальше жить? По сути, вся политическая, управленческая и деловая элита страны провели совещание "на марше", цель которого намечена в Послании Президента и в Стратегии индустриально-инновационного развития страны: качественно новое состояния казахстанского общества. В целом, судя по докладу премьер-министра страны Д. Ахметова, процессы преобразований идут в правильном направлении. Масштабная реализация программ перестройки экономики начнется, как намечается планами, с 2005 года. А пока нужно к ним как следует подготовиться, создать основу для активного роста несырьевых секторов экономики, перевода вектора экономического развития в сферу высоких технологий и современного менеджмента. Сделано, скажем прямо, немало. Принят ряд важнейших законопроектов: "Об инвестиционных фондах", " О торговой деятельности", "О торгово-промышленных палатах", внесены поправки в Закон "О специальных экономических зонах", на очереди - принятие очень важных изменений и дополнений в Налоговый Кодекс и в Закон "Об инвестициях". Примечательно, что эти изменения создают хорошие экономические стимулы для предпринимателей к созданию новых, высокотехнологичных производств, технологическому перевооружению, внедрению в производство международных стандартов качества. Например, корпоративный подоходный налог для предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию, будет снижен сразу на 30%, а если на нем внедрена еще и международная система качества ISO-9000 - то на 50%. Намечено также освобождать инвестиционные проекты от корпоративного налога на срок до 10 лет - также беспрецедентная мера. Государство, наконец, принимает реальные усилия для решения главной проблемы - обновления основных фондов промышленности. С 2005 года будет введен новый метод амортизационных отчислений для предприятий. Все расходы на ремонт и обновление оборудования будут относиться на вычеты, что позволит, как считают эксперты, в течение 7-10 лет обновить оборудование большей части казахстанских предприятий. Важнейший шаг - принятие нового Закона "О техническом регулировании". Он не только приближает наши предприятия к цивилизованным, принятым во всем мире, условиям, в которых работают бизнесмены во всех развитых странах, но еще и жестко ограничивает вмешательство в производственную деятельность различных любителей контролировать и сертифицировать их деятельность. Произвол и хаос в этой сфере со стороны различных государственных структур очень мешал бизнесменам. Сегодня, благодаря новому Закону, к выпускаемой продукции выдвигаются только два требования: она должна быть безопасной и качественной. Для этого параллельно идет работа по принятию новых национальных стандартов качества - в этом году их уже принято 197, против 621 за все последние 12 лет. Прогресс в этой сфере налицо. Другое направление деятельности правительства - определение конкурентных преимуществ страны, отраслей и регионов в разрезе мирового разделения труда. Исследовательская работа в этом направлении поручена известнейшей американской исследовательской компании, имеющей уже большой опыт во многих странах. Как раз к 2005 году эти исследования будут завершены и Правительство получит конкретные рекомендации по конкретным "точкам роста". Одновременно активно идет процесс переговоров с виднейшими мировыми компаниями о сотрудничестве в области высоких технологий, машиностроения, переработки сырья. Начат кластерный проект создания технологической "цепочки" в текстильной отрасли, которая свяжет не только производства, но и регионы в единую, эффективно действующую, систему - впервые за последние 12 лет. Постепенно активизирует свою деятельность Государственная корпорация по страхованию экспорта. Уже приняты решения страхования 23 проектов на сумму более 20 млн. долларов. Инвестиционный фонд Казахстана на сегодня профинансировал два проекта на сумму в 100 млн. тенге, на очереди еще шесть крупных проектов. Глава правительства определил шесть основных приоритетов на предстоящий до конца этого года период. Это сохранение темпов экономического роста не менее 9% к уровню 2003 года, при сохранении темпов инфляции в 5-7%. Перенос основного упора реформы из центра в регионы. Ударно завершить к концу года трехлетнюю агропродовольственную программу, принимая меры по повышению конкурентоспособности аграрного сектора. Начать реализацию жилищной программы, одновременно создавая все условия для развития всех смежных производств для строительного комплекса. Продолжить радикальное реформирование и демонополизацию электроэнергетики, железных дорог, телекоммуникаций. И, наконец, использовать огромные ресурсы человеческого "капитала" , который накоплен в стране: принять на 2005-2007 годы три Государственные программы: по развитию образования, здравоохранения и углублению социальных реформ. Весь этот масштабный пакет реформ и действий правительства сегодня базируется на исключительно благоприятной для страны экономической ситуации и, конечно, на возросших доходах от экспорта нефти. На совещании было сообщено, что за первое полугодие Казахстан добыл 28,1 млн. тонн нефти, что почти на 12% больше аналогичного периода прошлого года. А к концу года этот показатель может достичь 56 млн. тонн нефти. Так что цель, на которую отводились десятилетия - добывать ежегодно по 100 млн. тонн "черного золота" - может быть достигнута, судя по этим темпам, уже гораздо раньше, лет через пять-семь. Вопрос только в том, будет к тому времени на нее достаточно покупателей… Выступивший на совещании президент Н. Назарбаев, отмечая несомненные успехи правительства, все же сделал упор на том, что еще не сделано и требует доработки и вмешательства. И главное, на что надо обратить внимание - это избавляться от эйфории от высоких темпов роста экономики, видеть реальные проблемы. "Надо ставить перед собой цель диверсифицировать экономику и сделать ее устойчивой даже в отсутствии нефтяных прибылей" - сказал глава государства. Н. Назарбаев высказал замечания в адрес национальных компаний, чей клад в реформирование экономики мог бы быть более весом и поручил правительству разобраться в этом вопросе. Необходимо продолжить работу по разработке концепции развития Алматы как регионального финансового центра. Структурные реформы по этому важнейшему направлению, как и по многим другим, готовятся неоправданно долго. Необходимо до 1 декабря этого года внести пакет законопроектов по этим вопросам в Парламент и учесть расходы в бюджете 2005 года. Времени на раскачку сегодня нет ни у кого. Останавливаясь на реализации индустриально-инновационной программы, Н. Назарбаев выявил ряд "болевых точек". Уже сейчас видно, что сегодня отсутствует эффективная координация деятельности различных институтов развития. Каждый из них действует сам по себе. Это необходимо изменить, все они должны работать в рамках единой экономической политики. Второе - остается слабой и региональная координация, приятые в областях региональные программы развития слабо связаны с планами тех же институтов развития. Конкретный механизм здесь отсутствует. В третьих - сама деятельность институтов развития сегодня непрозрачна для общества, для бизнесменов. Над чем они работают, каковы результаты? Ответа нет. Нужно ввести в практику регулярные отчеты об их деятельности, организовать независимую оценку их работы, в том числе - с привлечением зарубежных специалистов. Центр тяжести реформ переходит в регионы, но не все акимы в областях до конца поняли это. Сохраняются еще настроения иждивенчества и пассивности. Представляемые в Министерство индустрии региональные проекты зачастую не могут пройти экспертизу, потому что они не отвечают требованиям сегодняшнего дня, новым задачам. В целом индустриальное развитие в регионах носит "вялотекущий" характер. И поэтому эти выжидательные настроения необходимо решительно ломать, и спрос за это с акимов будет самый строгий. Вторая задача, которую выделил президент - поддержка аула. Государство будет и дальше всемерно помогать селу, выделять для этого все необходимые ресурсы, реализовывать различные программы развития аула. Но местная власть должна рационально использовать эту помощь, ответственно подходить к решению проблем сельчан. В-третьих, нуждаются в активном реформировании и укреплении системы образования и здравоохранения в регионах. Они должна стать по настоящему доступными и качественными. И здесь акимам, местной власти нужно активно действовать, не ожидая указаний сверху. Зачастую выделяемые средства тратятся не на приоритетные проекты, а на различное "престижное" строительство. Глава государства жестко обязал такую практику прекратить, тратить деньги только на то, что действительно необходимо людям и регионам. Он поручил правительству взять под жесткий контроль расходование местных бюджетов. Завершая нелицеприятный разговор, Н. Назарбаев остановился на вопросе исполнения бюджетов, в том числе местных. Расходная часть их в целом исполнена на 88,2%. Неиспользованными остались почти 36 млрд. тенге. Целевые трансферты, которые выделяются регионам, зачастую не осваиваются, тогда как в пору формирования бюджета правительство завалено слезными просьбами акимов о необходимости выделения денег из центра. Пора навести в этом деле строгий порядок, отметил глава государства. Никаких средств не должно выделяться регионам, которые допускают недоиспользование средств, не умеют считать и ценить деньги, реализовывать необходимые регионам проекты. Завершая совещание, Н. Назарбаев сказал, что сегодня у правительства, у региональных властей, есть все возможности решить поставленные перед ними задачи. Важно только активизировать работу по всем направлениям реформы, включить в дело все резервы, взять под контроль реализацию приоритетных проектов, утвержденных программами развития. И спрос за это будет строгий и со всех. Фото сайта vesti.ru
Загрузка...