Опубликовано: 802

Собака начинает вилять хвостом?

Мировые цены на нефть, поставив рекорд, самую высокую ставку за последние 14 лет, к концу месяца плавно снизились. И по прогнозам экспертов будут снижаться ближайшие несколько месяцев. Нефть будет стоить меньше 40 долларов за баррель.

Многое было сделано для того, чтобы казахстанский рынок ГСМ не переживал ежегодный дефицит топлива. Минул период, когда нефтеперерабатывающие заводы были в свободном плавании - сами формировали свои цены. Теперь все они включены в реестр монополистов. Правительство потребовало от НПЗ разработать и заключить типовые публичные договоры, чтобы у всех потребителей был равный доступ к ГСМ. Следующий шаг - согласование остановки заводов на ремонт. Ежегодно принимаются меры для ограничения вывоза ГСМ из страны на период весенне-осенней посевной и уборочной поры. Потихоньку устанавливаться цивилизованный порядок. Но почему-то горюче-смазочные материалы все равно дорожают. И это притом, что в нашей стране ежегодно добывается около 50 миллионов тонн нефти. Из них для удовлетворения потребностей внутреннего рынка необходимо лишь 10. Остальное уходит на экспорт. Удивительно, что при такой высокой добыче и разведанных запасах в 8 миллиардов тонн мы в очередной раз переживаем скачок цен на бензин. Дела давно минувших дней Параллельно с антимонопольщиками за владельцев автозаправок в прошлом году взялась финансовая полиция - собственников АЗС обвинили в ведении бизнеса без лицензии с 1998 по 2003 год. В области уголовные дела были заведены на одну карагандинскую сеть АЗС и несколько темиртауских. Перепуганные бензинщики, а в вину им ставилось незаконное предпринимательство (ст. 190 УК РК: лишение свободы до двух лет или штраф до 500 МРП, плюс изъятие незаконно полученного дохода за все время работы), обратились в Ассоциацию предпринимателей области. Коллеги подследственных в экстренном порядке стали обзаводиться лицензиями. Именно в это время произошел очередной скачок цен на ГСМ: предприниматели "вбивали" незапланированные траты в цены на бензин. Ассоциация предпринимателей изучила вопрос и пришла к выводу, что существуют противоречия между различными законами и подзаконными актами. Был отправлен запрос в Генпрокуратуру, которая вынесла протест на действия финполиции. Следствие по "бензиновым" делам приостановили, а через некоторое время и вовсе закрыли. Но необходимость получать лицензии Министерство юстиции подтвердило. Правда вздохнуть свободно владельцам АЗС не удалось: появился закон, регулирующий оборот нефтепродуктов в стране, который обязывал обзаводиться еще и сертификатом. Причем если лицензия, стоящая 100 000 тыс.тг, получается раз и навсегда, то сертификат (40 000 тыс.тг) - ежегодно. А это для бизнесменов означало дополнительные траты, и как следствие, изменение цены на ГСМ в сторону увеличения. В начале июля этого года в Астане на совместном совещании заинтересованных министерств исполнительный директор Ассоциации предпринимателей Карагандинской области Гульнар Курбанбаева настояла на позиции предпринимателей: отменить сертификацию в пользу существующего лицензирования, назвав ситуацию вокруг АЗС хрестоматийным примером бюрократического перегруза. Действительно, требования и документы, необходимые для получения лицензии и сертификата практически дублируют друг друга. Их параллельное существование выгодно только "кормящимся" с этого чиновникам. Так же г-жа Курбанбаева напомнила, что на Форуме предпринимателей Президент Казахстана дал задание правительству минимизировать все административные барьеры, мешающие развитию бизнеса. К тому же готовится к выходу закон "О техническом регулировании" и сертификация вообще уйдет в небытие. В результате этого были оформлены положения, которые, оставив в силе получение лицензии, сделают получение сертификата бесплатной, чисто технической процедурой. Контроль Сейчас Агентство РК по регулированию естественных монополий планирует провести проверку трех НПЗ - павлодарского, атырауского и шымкентского. К концу сентября сотрудники Карагандинского антимонопольного департамента намереваются определить причину изменения цены на ГСМ и надеются доказать сговор между крупными поставщиками топлива. Цель антимонопольщиков - понять причину скачков цен в области. По информации антимонопольщиков, средняя оптовая цена дизельного топлива составляет 12 тенге, цена бензина Аи-96 - 18-19 тенге за литр. В розницу же на некоторых заправках товарная надбавка составляет до 15 тенге за литр. По мнению специалистов департамента, это происходит потому, что топливо продается через несколько рук, и каждое звено учитывает свой интерес. И специалисты собираются сделать анализ "от скважины до потребителя". Для этого у всех местных продавцов и их поставщиков были истребованы учредительные документы, договоры, вплоть до порядка назначения руководителей. Так же антимонопольщики будут изучать весть рынок изнутри: кто, где, какие объемы хранит: на сегодняшний день реализацией нефтепродуктов на территории Карагандинской области занимаются около 50 крупных предприятий. В этом году специалисты департамента обнаружили интересную тенденцию: если обычно перекупщик довольствуется надбавкой, условно говоря, в три тенге с литра топлива, то в период значительного увеличения на рынке цен, некоторым не хватает и в пять раз увеличить эту надбавку. Конечно, существуют правила рынка - спрос, предложение, конъюнктура, на которые антимонопольщики не могут влиять государственными рычагами. Однако раз фирмы получают сверхдоход, право департамента проверить, платят ли компании налоги со сверхприбыли, соблюдают ли требования в соответствии с законом о нефтепродуктах, сертифицирована ли их деятельность, выполняют ли они пожарные обязательства, экологические требования. Сейчас у карагандинского департамента есть косвенные доказательства того, что между продавцами и поставщиками существует сговор.
Загрузка...