Опубликовано: 1595

Смерть, как форма протеста

Смерть, как форма протеста

С глубокой древности человечеству известны такие способы самоубийства, как самоутопление, самоповешение, самосожжение.

Древние воины, потерпевшие поражение на поле битвы, чтобы не сдаваться в плен врагам и не терпеть унижение и позор плена, убивали себя собственным оружием, ибо подобная смерть приравнивалась к героической смерти от оружия врага. У историков Древней Греции и Рима мы находим описания индийского обычая "сати" - самосожжения индийских вдов после смерти мужа… У разных народов в тот или иной период их истории были свои излюбленные и предпочитаемые способы самоубийства. Некоторые государства, как мы помним, настолько радели об исполнении желаний своих граждан, что создавали государственные запасы ядовитых веществ или с раннего детства, как это было в Японии, обучали мальчиков и девочек искусству харакири. Вообще, способов самоубийства существует не так уж и много. Разные авторы различают от 8 до 16 возможных способов свести счеты с жизнью. Основатель теории бессознательного доктор Зигмунд Фрейд считал, что стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в человеке от природы - если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине только человек способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу оно не свойственно. Шестнадцатилетний ученик одной из таразских школ Паша М. пришел домой после уроков, убрался в комнатах, покормил свою любимую овчарку, написал записку: "Простите, что не оправдал ваши надежды", - которую оставил на столе в гостиной и вышел в огород. Спустя три часа, уже вечером, вернувшийся с работы отец нашел его в винограднике. Мальчик повесился. Помочь ему уже никто не смог… Этот случай вызвал в областном центре широкий резонанс. Директор школы, где учился Паша, комментировать происшествие категорически отказался. Сотрудники полиции, коллеги безутешного отца мальчика, тоже от разговора отказались. Тем более что уголовное дело если и было заведено, то закроется за отсутствием состава преступления. Однако происшествие разбиралось в стенах учебного заведения с участием акима города Тараза Ильяса Тортаева и начальника отдела образования акимата города Дамеш Ускумбаевой. Говорят, разговор шел на весьма высоких тонах… После заседания директор школы оказался на больничной койке. Шутка ли, сначала случай с Пашей, затем попытка суицида, предпринятая ученицей той же школы. К счастью, девочку удалось спасти. Параллельно с этим в той же школе произошел из ряда вон выходящий инцидент, когда одна из старшеклассниц заявилась на уроки в стадии сильного опьянения. В чем причина такого поведения подростков? Психологи склонны относить его к одной из форм протеста. Протеста, находящегося на грани депрессии, от которой недалеко и до суицидального синдрома. Именно таким образом подростки протестуют против произвола взрослых. Да мало ли причин, приводящих детей в наш жестокий век к саморазрушению? Приведу данные статистики: 92% случаев суицида в среде подростков спровоцированы школой и семьей. Страшно подумать, но факт. - Суицид - осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл, - считает доктор, кандидат медицинских наук в области психиатрии Юрий Лукьяненко (кстати, двоюродный брат автора "Ночного дозора"), который на практике не однажды предотвращал подобную трагедию. - Суицидальной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения. Внутренние суицидальные проявления включают в себя: фантазии на тему смерти ("заснуть и не проснуться", "если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер"); продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени; но когда к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие. К внешним формам суицидального поведения относятся: целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью; действия, которые заканчиваются гибелью человека. Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, "которые потом пожалеют", в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. В случае подростков суицидальное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков. Предпосылкой к суициду, в частности, является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы. Однако наличие психотравмирующей ситуации - недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая - личностные особенности. Многие авторы, чьи статьи были в использованы при подготовке этого материала, указывают на ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. У подростков чаще всего суицид возникает на фоне высокой агрессивности. В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет 4% от других возрастных групп суицидентов. Однако у подростков много так называемых парасуицидальных поступков: зацикленность на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений. Причем психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Как правило, подростковому суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе); конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий. Попытка суицида воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п. Она демонстративна, в ней есть признаки "игры на публику". И сама попытка покончить с собой регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета. И средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.п.). Многие психологи считают признаками суицидального риска: 1. Разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера. 2. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максимализм, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное. 3. Детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д. 4. Депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности. Согласно данным, главный источник негативных переживаний - семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков и 78% девочек из группы "трудных" подростков. Среди "благополучных" подростков эти показатели 47% и 18% соответственно. Важная причина подростковых переживаний - частые наказания детей. В группе "трудных" - эту причину указали 35% опрошенных, тогда как среди "благополучных" 21% мальчиков и 2% девочек. Частые наказания провоцируют развитие лживости, как средства скрыть проступок. На этот мотив лжи указывают 71% мальчиков и 63% девочек из группы "трудных" подростков. Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Помощь психолога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что, часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Психолог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психотерапевту. И даже такая работа приносит свои плоды. Важно лишь выразить при этом немного искреннего сочувствия и душевного тепла. Шантажный суицид - это что-то вроде самоубийства понарошку. Когда подросток точно знает, что его спасут и цель - не проститься с жизнью, а чего-либо добиться своей выходкой. У девочки, к примеру, вернуть парня, вызвав у него чувство вины. А если не вернется, то хоть окружающие пожалеют. Наиболее частые причины подростковых суицидов - несчастная любовь и конфликты в семье. Нет человека, который бы с этим не сталкивался. Из-за этого к самоубийцам часто относятся как к "психам" или слабакам. Самоубийство есть убийство - неважно, что действие совершается собственной рукой. Нормальному человеку трудно переступить запрет на убийство себе подобного (хотя запрещает закон, на самом деле табу находится внутри нас) - и слава Богу! Но направить орудие убийства против себя самого оказывается гораздо легче, чем против другого - это так называемая переадресованная агрессия. В повседневной жизни самоубийство чаще всего - просто реакция слабой натуры на сложности жизни, и ничего героического и тем более, романтического в нем нет. Каждый имеет формальное право распоряжаться своей жизнью, как ему хочется. А в реальности человек связан с окружающими его людьми, и добровольно покидать их не может и не должен. Ничто не ценится так дорого, как человеческая жизнь. И потому, что она бесценна, многие народы относятся к самоубийцам с осуждением. К примеру, на православных кладбищах самоубийц всегда хоронили за оградой погоста. В буддизме проповедуется учение о том, что душа не прошедшая испытание и освободившаяся от тела путем суицида, посылается в более жесткие условия. Может быть, стоит рассказывать нашим подросткам и об этих фактах? Не все же измеряется лишь материальным уровнем и желанием осилить очередную догму нашего чересчур стремительного бытия… Фото с сайта http://www.sciam.ru
Загрузка...