Опубликовано: 900

Слет "хромых уток" Или Саммит НАТО-2006

Слет "хромых уток" Или Саммит НАТО-2006

На прошлой неделе в Риге прошел саммит НАТО, на котором 26 президентов и премьер-министров должны были решить дальнейшую судьбу блока, а также определить судьбу 32-тысячного воинского контингента НАТО, дислоцированного в Афганистане и выполняющего миссию международных сил содействия безопасности (ISAF).

Согласно официальным сообщениям, на саммите и сопутствующих ему мероприятиях (общественно-политические форумы, международные конференции) участвовало порядка 5 тысяч гостей из 26 стран-членов НАТО, а также многочисленные политологи, эксперты и журналисты, освещающие данное мероприятие. Вместе с тем рижский саммит по многим параметрам напоминает слет "хромых уток". Это в больше степени объясняется тем, что в Ригу прилетели влиятельные и именитые политические деятели, которые, тем не менее, де-факто являются уже игроками, которые заканчивают свою "профессиональную карьеру" или же уходят на скамейку запасных. Темы, которые обсуждали лидеры стран, входящих в состав НАТО можно условно разделить на семь направлений: Первое направление - Афганистан. В настоящее время США настаивают на увеличении численности солдат альянса. При этом многие из участников саммита осознают, что ситуация в Афганистане вызывает тревогу по следующим параметрам: - контингент НАТО увяз в затяжных боях; - контингент НАТО контролирует лишь часть Афганистана, и то по большей степени города, где дислоцируются части; - разногласия в самом стане стран-НАТО по вопросам размещения воинских контингентов на территории Афганистана; - ситуацию в Афганистане реально контролируют полевые командиры и советы старейшин; - талибы получают поддержку в виде подготовленных бойцов, вооружения и боеприпасов; - активизация действий Талибана, в результате которых войска коалиции несут потери; - увеличение посевов наркотиков, и как следствие этого закрепление за Афганистаном позиции мирового лидера по продажам наркотиков. Второе направление - ядерная программа Ирана и Северной Кореи. Программы данных стран держат в постоянном напряжении США и через них страны НАТО. В данном случае ситуация осложняется следующими факторами: - успешность в реализации Ираном и Северной Кореи своих ядерных программ; - независимая позиция данных стран от мнения стран НАТО; - игнорирование двумя странами различного рода шагов, предпринимаемых странами, обеспокоенными ростом могущества Ирана и Северной Кореи; - фактически невозможность принятия странами НАТО силовых мер по отношению к данным странам; - поддержка населения Ирана и Северной Кореи курса находящегося у власти правительства. Третье направление - ситуация в Ираке. Вашингтон, как инициатор военной кампании в Ираке уже сейчас начал осознавать, что военная акция в данной стране фактически потерпела неудачу. Это стало очевидным по следующим видам параметров: - международные силы не контролируют ситуацию в стране; - активизация партизанского движения сводит на "нет" все инициативы США и стран НАТО; - уровень жизни населения по-прежнему остается низким; - на регулярной основе в стране проходят акции гражданского неповиновения; - страна фактически разделилась на зоны, контролируемые шиитскими, суннитскими лидерами; - представители курдской национальности регулярно поднимают вопрос об отделении от Ирака и формировании нового государства - Независимого Курдистана. Четвертое направление - развитие событий на Ближнем Востоке. Ситуация в данном направлении развивается таким образом, что США, которые могли еще недавно утверждать, что на Ближнем Востоке "все идет по плану", уже сегодня теряют свое влияние на страны региона, а известный конфликт между Израилем и Ливаном в котором Вашингтон занял сторону Иерусалима в очередной раз способствовал уменьшению популярности США на Ближнем Востоке. Пятое направление - Косово. В данном случае европейские страны при видимом успехе в процессе разрешения косовского конфликта все же признают, что не все так благополучно и в данном вопросе. Сложившаяся ситуация предъявляет много вопросов не только к США, которые географически находятся на довольно большом расстоянии от источника конфликта, но и к европейским странам, которые находятся по соседству с Косово и в большей степени заинтересованы в благополучном разрешении тлеющего конфликта. Шестое направление - российско-грузинский конфликт и позиция НАТО по этому вопросу. Здесь стоит отметить принятый "Акт 2006 года о консолидации свободы в НАТО", который предусматривает выделение в 2007 финансовом году средств из федерального бюджета США на "содействие в области безопасности" для подготовки стран к вступлению в НАТО, согласно которому Грузия получит 10 миллионов долларов. Вместе с тем странами-членами НАТО в Риге было принято коммюнике, в котором страны альянса выражают поддержку территориальной целостности Грузии, Азербайджана и Молдавии. В данном случае заместитель госсекретаря США по странам Европы и Евразии Дэниел Фрид так прокомментировал принятый документ: "…поддержка территориальной целостности не означает, что вы можете перевооружиться и начать какую-либо войну. Это означает, что мы будем рассматривать только мирные решения для "замороженных конфликтов". При этом, замгоссекретаря США подчеркнул, что поддержка со стороны президента США стремления Грузии вступить в НАТО, подразумевает то, что двери альянса должны быть открыты для всех желающих и что для этого страны-кандидаты должны подготовиться. Седьмая тема - будущее альянса. Известно, что План расширения НАТО таков: - в 2008-м году в НАТО планируется принять Македонию, Албанию и Хорватию; - в 2010 году, возможно, Молдову и Грузию. Вместе с тем принимая во внимание неоднозначную позицию России, а также существующие проблемы внутри самой Грузии вероятность вступления данного государства в североатлантический блок в среднесрочной перспективе является маловероятным. * * * Следуя определению того, что саммит - это не только встреча различных участников Большой политики, но и экспертов по многим вопросам, а также очередная предоставляемая возможность обсуждения мировых проблем, можно сделать вывод, что состоявшаяся встреча многим участникам принесла не только уверенность, но и разочарование. А, принимая во внимание тот факт, что прошедший саммит стал последним для лидеров многих ведущих стран альянса - США, Великобритании, Франции, то в данном случае не стоит относиться ко всем принятым рижским решениям с той долей безапелляционности, с которой обычно воспринимаются решения, принимаемые на мероприятиях подобного рода.
Загрузка...