Опубликовано: 609

Слабое звено, или Руки коротки, господа фискалы и полицейские!

Слабое звено, или Руки коротки, господа фискалы и полицейские!

Почти все правоохранительные органы периодически жалуются на недоработки и пробелы в Законе о борьбе с коррупцией.

И если раньше в основном говорили о том, что законом не охвачены те или иные явно коррупционные проявления, то сейчас юристы отмечают слабину даже главных статей кодекса. Знание закона освобождает от ответственности - этот парадоксальный принцип хорошо освоили чиновники Юга, и успешно им пользуются для безнаказанного совершения коррупционных преступлений. Наиболее облюбованным маневром стало использование сроков наложения мер наказания за коррупционное деяние. Согласно кодексу, по целому ряду статей срок реагирования ограничен одним годом с момента совершения правонарушения. На дисциплинарном совете при акиме области указывалась типичная схем ухода коррупционеров от ответственности с помощью такого ограничения. Так, во многих случаях суть коррупционных действий чиновника заключается в его небескорыстных связях с той или иной коммерческой структурой. Скажем, при определении победителей в тендере на госзаказ или претендентах на выделение земли. Готовясь к правонарушению, преступная связка "чиновник-бизнесмен", каждый со своей стороны, заранее предпринимают ряд действий, чтобы практически "чисто" совершить преступление. В частности, коммерсант инициирует финансовую проверку своего предприятия. Которая конечно, заканчивается положительно. Заметим, такие проверки перед участием в тендере или получением госкредита в обязательном порядке предусмотрены и самим законом. Но тем самым бизнес-структура получает своего рода карт-бланш на то, чтобы в дальнейшем, как минимум год, аргументированно и эффективно отбиваться от любых попыток прокуратуры или фискалов провести повторную проверку. У правоохранительных структур может быть только один повод для внедрения в деятельность частника - заявление от потерпевшего. Потерпевшим, как правило, оказывается государство, интересы которого представляет тот самый чиновник. Но он-то, как раз не заинтересован в заявлении. В итоге коррупционная связь между коммерсантом и чиновником все-таки всплывает наружу. Но… спустя весьма длительное время. К этому моменту коммерсант порой уже успевает вообще раствориться в пространстве. А чиновник… пользуется индульгенцией в связи со сроком давности. Только с начала года в ЮКО прошло несколько судебных разбирательств по исковым заявлением от чиновников, получивших взыскания, а то и уволенных по коррупционным мотивам. Причем главным основанием исков становился именно тот факт, что меры наказания к ним были приняты уже после прошествия сроков давности. В большинстве случаев суды были вынуждены полностью оправдать чиновников, и даже выносили предписания и определения о восстановлении таких лиц в прежних должностях. В Дисциплинарном совете при акиме ЮКО имеется уже целая "коллекция" подобных реабилитантов, которые вновь заняли свои государственные посты. Примерно такую же ситуацию отмечают и в департаменте по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. - Закон предусматривает продление сроков ответственности в тех случаях, когда от действий чиновников был причинен значительный ущерб государству, - комментируют финполовцы. - Но и этот момент махинаторы научились обходить. Хотя бы тем, что через год-полтора "аффилированные" с чиновниками коммерсанты возмещают полученные ранее государственные средства. Все прекрасно понимают, что значит крутить в бизнесе значительные суммы длительное время. Даже с расчетом штрафных до начислений коммерческие прибыли оказываются такими, что лжепредприниматели легко идут на такие нарушения. Но и в этом случае вся ответственность ложится только на коммерсантов. Доказать, что чиновник причинил ущерб государству, оказывается практически невозможно. А значит, он избегает и минимального, административного наказания. Примечательно, но подобная беспомощность органов наиболее четко проявилась после того, как аким ЮКО Нургали Ашимов дал указания начать масштабные проверки деятельности акиматов различных уровней на предмет коррупции. По мнению акима, "чистку рядов" следует начинать не с бюджетников или даже налоговиков, но с центральных звеньев аппарата. Но, как выяснилось, в центральных аппаратах засели кадры, заблаговременно подготовившиеся к такому развитию событий. И хотя у южно-казахстанских борцов с коррупций имеется и масса победных примеров уголовных расследований и даже приговоров в отношении чиновников уровня районного и городского акимов, тем не менее, значительная часть их разгуливает безнаказанными. Тут правда, имеется еще один механизм борьбы. Дисциплинарный совет по делам госслужбы при областном акиме настаивает на более решительном использовании статей из Кодекса Чести чиновника. Этот документ, в общем-то, не относится к числу процессуально-юридических нормативов. По идее, он призван обеспечивать моральную чистоту госслужащего без каких-либо судебных разбирательств-реабилитаций, так сказать не де-юре, но де-факто. Пока ни одного разбирательства по Кодексу Чести не проводилось. Хотя не исключено, что и по нему наши "товарищи" с легкостью докажут свою правоту и кристальную честность… Рисунок с сайта http://2006.novayagazeta.ru
Загрузка...