Опубликовано: 809

Школьная пора - при любой погоде

Школьная пора - при любой погоде

У наших школ есть такое свойство - вечно надеяться на лучшее. Когда заканчивается учебный год, и наступает благостное лето, всем кажется, что уж в следующем-то сентябре непременно будет все хорошо.

Но приходит сентябрь, а вместе с ним - те же проблемы. Дети садятся за старые парты в неотремонтированных, холодных классах, в помещениях, где находиться - опасно для жизни. 52 процента школ в республике - малокомплектные. То есть арифметике, к примеру, пока есть кому детишек учить, а география может навсегда остаться для них "терра инкогнито". Хорошо, если физрук помнит несколько слов по-английски и знает, как иностранные буквы пишутся - глядишь, в свободное от футбола время растолкует сорванцам какое-нибудь хау ду ю ду. Впрочем, футболом эту игру можно назвать с большой натяжкой - мяч-то самодельный. Каждая третья школа в стране не имеет предметных кабинетов и спортинвентаря. Казалось бы, нет гантелей, колец и матов - что ж делать, налегайте, братцы, на теорию. Ан нет. Единое тестирование ежегодно и стабильно не проходят до 30 процентов выпускников. Не потому ли не проходят, что в большинстве школ катастрофически не хватает учебников? Например, педагоги и родители Южно-Казахстанской области вынуждены ездить за учебниками в другую страну. Регион уникален по количеству национальных учебных заведений - в более чем 150 национальных школах здесь учится почти 70 тысяч детей. Проблемы с обеспечением этих школ учебными пособиями были всегда. В этом году впервые за годы независимости первоклассники школ с таджикским языком обучения будут заниматься по новому букварю на родном языке. Стоимость одной книжки - 1000 тенге, однако более трехсот первоклашек получат ее бесплатно. А вот остальным классам с новыми учебниками придется подождать. Учиться они будут по тем, что имеются в наличии. Департамент образования поднимал вопрос обеспечения таджикских школ учебниками с 1993 года, но все это время дети пользуются устаревшими пособиями, изданными еще в советские времена. Те школы, которых эти источники знаний не устраивают, посылают гонцов в Таджикистан за новыми. Деньги, естественно, собирают с родителей. По словам специалистов, проблема до сих пор не решена на государственном уровне. Между странами нет соглашения по обмену учебниками. Родителям ребят из Сарыагашского и Махтааральского районов приходится самим ездить в соседнее государство, преодолевая огромные трудности на таможне. Парадокс, но часто школьные проблемы происходят вовсе не от отсутствия средств, как принято считать. Например, в Кызылординской области финансирование школ ежегодно увеличивается. Если в прошлом году на подготовку школ, в том числе на капитальный ремонт, было выделено 665 млн. тенге, то в этом - вдвое больше. А вот что касается результата, то он не особо впечатляет. К 1 сентября, по данным департамента госсанэпиднадзора, из 287 школ области только 158 получили акты готовности. В остальных до сих пор либо идет ремонт, либо он выполнен некачественно, либо его вовсе не было. Учиться с риском для жизни кызылординцам придется и в этом учебном году. 18 школьных зданий признаны аварийными. Печальное лидерство принадлежит областному центру. Кстати, в нынешнем году незавидное состояние двух школ чуть не стало причиной трагедии. В поселке Райым Аральского района из-за замыкания проводки каркасно-камышитовое здание сгорело дотла. Спасло детей только то, что пожар возник в выходной день. В начале июня случилось еще одно ЧП в сш № 6 Кызылорды. Через несколько минут после того, как из школы вышли педагоги и ученики девятого класса, сдававшие экзамен, в здании внезапно обрушились стена и потолок. А эта школа даже не была названа в числе аварийных. Это далеко не все преграды на пути к знаниям. Известно, что голодное брюхо к учению глухо. А в новом учебном году в десяти карагандинских школах дети остались без обедов. Не нашлось предпринимателей, пожелавших арендовать школьные столовые. Эту ситуацию в департаменте образования называют чрезвычайной. Тендеры, проводившиеся несколько недель назад, трижды с треском проваливались. Ответ от предпринимателей слышен один - школяров кормить невыгодно. Из 55 карагандинских школ привлекательными для бизнесменов оказались лишь 45. И тут в полный рост встают классические вопросы: кто виноват и что делать? Традиционно арендаторами школ являются предприниматели среднего звена. Если другие гонятся за сиюминутной прибылью, то эти согласны на небольшую, но верную выручку. К сожалению, их очень немного. На последнем, неудачном тендере, прошедшем в августе, присутствовали представители районных акиматов, которые обещали каким-нибудь образом заинтересовать и привлечь предпринимателей к организации школьного питания. Но… получилось как всегда. И школьники носят с собой "тормозки" или приносят прибыль расположенным неподалеку магазинам. Конечно, те, у кого есть деньги. Дети из малообеспеченных семей, которых в школе должны кормить бесплатно, терпят. Другая сторона проблемы - столовые, у которых есть арендаторы, но в которых до сих пор нет продуктов. В прошлом году некий бизнесмен выиграл в тендере право аренды сразу на 17 школьных столовых. Сначала он относился к своим договорным обязательствам ответственно, но потом, не увидев миллионных прибылей, неожиданно прекратил их работу. Привлекать нерадивых коммерсантов за срыв школьного питания к административной ответственности департамент образования не может - нет соответствующих полномочий. Чтобы "отфильтровать" из предпринимательской братии безответственных, образовательным ведомствам необходима возможность карательных мер. Кстати, дополнительный "устрашающий" пункт в договоре между дирекцией школы и арендатором может появиться уже в следующем учебном году. Над усовершенствованием договора сейчас работают специалисты финотдела акимата Караганды. А школьная пора продолжается…
Загрузка...