Опубликовано: 1269

Шар "Алатау" возвратился из Перми

Шар "Алатау" возвратился из Перми

В конце этой весны на авиашоу в Байсерке взлетал в небо ярко-лимонный шар, поражая зрителей за версту своим тропическим, необычным колором, обещая нечто неожиданное и радостное.

Тогда пилот аэростата Ярослав Толстов сказал, что он и его команда (штурман Владимир Третьяков, второй пилот Сергей Семенкин и помощник пилота Эльдар Токтамысов) собираются ехать в Пермскую область, на 14 -й Чемпионат России по воздухоплаванию на тепловых аэростатах. Наш сайт решил узнать: осуществились ли их планы, для чего взял эксклюзивное интервью у пилота Ярослава Толстова. Казахстанский флаг - в десятке сильнейших Как стало известно, казахстанцы вошли в 10-ку сильнейших. При этом они летали на аэростате, по цветовой палитре очень похожем на флаг Республики Казахстан. А совсем новый, желтый шар в результате неудачного приземления оказался в дремучем лесу, его макушка повисла на громадной столетней березе, и, слегка зацепившись за сучок, порвалась. Поэтому и было принято решение пересесть на еще более новый шар. Судейская коллегия пилотов, по-российски гостеприимная, дала свое "добро"! Сразу же бросается в глаза купол: золотые крылья и солнце на синем фоне. Такой броский, яркий аэростат на любом аэродроме мира виден издалека. Он абсолютно оригинален среди других воздушных шаров. Второго такого в мире не существует! Оболочку аэростата Толстов и его команда специально заказали в подмосковном городе Жуковский, где с давних пор развита авиационная промышленность. К счастью, шар "летающий символ Казахстана" не попал в список аутсайдеров! Впрочем, сами собой напрашиваются вопросы к "Комитету по спорту и туризму". Однако, обо всем по порядку. О гонках под облаками - Ярослав, в истории воздухоплавания Казахстана известны прославленные пилоты, которых уже, к сожалению, нет среди нас. Скажите, вы были учеником кого-то из чемпионов XX века? - Да, я был знаком и летал и с Михаилом Николаевичем Литвиновым, и Виктором Александровичем Загайновым. Я учился у них. - Как давно вы летаете сами? Сколько у вас часов налета на данный момент? - В свободном полете - около 80 часов налета, и в привязном режиме - 300 часов. - Оба ваши аэростата, вернее, эти две оболочки, лимонно-желтую и синюю как флаг, вы заказывали в России. На каком именно предприятии они сделаны, сшиты? - Обе оболочки, "Верный" (желтая) и "Алатау" (синяя) сделаны в Жуковском, на предприятии "Авиатрон". Оба аэростата новые, спортивного класса. Предприятие "Авиатрон" - рекордсмены России, именно на их оболочках пилоты сделали рекорд России по дальности. Они изготавливают даже мини-аэростаты, так называемые "хоперы", а это нечто новое, более популярное на западе Европы. Это такой аэростат, рассчитанный на одного человека, который летает не в корзине, а в подвесной системе, расположенной под куполом. Украинцы сумели на "хопере" сделать рекорд даже под землей, их пилоты летали на этом аэростате в какой-то знаменитой украинской пещере! - Вы закончили Академию гражданской авиации в Алматы, по какой специальности? - Техническая эксплуатация бортовых и пилотажно-навигационных комплексов. - В Армии, в Вооруженных Силах Республики Казахстан служили? - Служил, с 2005 по 2006 год, как положено выпускникам ВУЗа. Совершил 16 прыжков с парашютом. Первый прыжок сделал с высоты около 3000 метров, в тандеме прыгал. Второй свой прыжок уже совершил с парашютом "Д 1-5у", с военного вертолета. В общем, готов и к труду, и к обороне! Хоть сейчас могу выполнить любое задание, если надо! - Наверное, российская команда была представлена сильными пилотами, тем более, что там есть штатная сборная команда, имеющая возможность постоянно летать, постоянно совершенствовать уровень пилотирования. Вы состязались с асами? - В этих соревнованиях принимали участие достаточно сильные пилоты, можно сказать, профессиональные спортсмены, члены сборной команды России, имеющие возможность регулярно летать, тренироваться и принимать участие в различных соревнованиях. Что касается нашей, казахстанской команды, то мы и аэростаты приобрели (заказали на заводе) за свой счет, как желтый, так и синий, сделанный по мотивам государственного флага, с золотыми крыльями солнцем. Даже флаг Республики Казахстан нам достался не от Комитета по туризму и спорту, мы сами приобрели его на собственные деньги. Впрочем, и сама поездка на соревнования стала возможной только благодаря нашим собственным усилиям. Мы копили свои деньги, проще говоря, заработную плату. Кто-то ездит на Канары, поплавать в море. Мы рискнули принять участие в соревнованиях. Для нас это - серьезный вид хобби. Впрочем, ведь не только мы одни обожаем полеты. Многие любят летать. Когда разыгрывалось упражнение "погоня за зайцем", мы взлетали рядом с асами. Андрей Вертипрахов, организатор "Небесной ярмарки Урала" в городе Кунгуре, также принимал участие в полетах. Мы почти бок о бок стартовали на аэростатах. - Расскажите подробнее о "погоне за зайцем", это упражнение, похожее на охоту? - "Погоня за зайцем" - это одно из заданий. Когда аэростат-заяц стартует, остальные пилоты ждут. Через некоторое время они тоже начинают подъем (взлет). Выполняют свой полет таким образом, чтобы как можно ближе скинуть свой маркер (цветной мешочек с песком) к цели, к мишени, которую "заяц" обозначил на земле крестом. - То есть, нужно как можно ближе подлететь и как можно точней попасть в цель? - Да, и некоторые российские асы подлетали даже на высоте 20 см, что давало им возможность показать высочайшую точность попадания. Сильные пилоты. - По какой схеме проводился чемпионат России среди пилотов аэростатов? - Спортивное мероприятие по воздухоплаванию "Небесная ярмарка Урала" - грандиозное по размаху. С 6 по 12 июля состоялся XIV-й чемпионат по воздухоплаванию на тепловых аэростатах. Затем сразу же, с 12 по 16 июля проводился турнир "Воздушные баталии". Было разыграно около 20 различных упражнений. Полеты были сложными. На Урале, в России, несколько иные ветра, нежели в Алматы. У нас, близ гор Алатау, есть уникальная "роза ветров", дающая отличную возможность возвращаться на место старта. Для территории СНГ - редкое явление. Это замечательная "роза"! Летали в две смены. Вставали на рассвете, в 4 часа утра. Постановка задачи. Полеты. Затем днем - отдых (сон). После обеда, ближе к закату солнца - мы взлетали вновь, уже летали вторую смену. То есть, работали в две смены, летали много, полеты были сложные, интересные. Соревнования дают возможность по ходу дела учиться у тех, кто сильнее, кто летит рядом, то есть у тех, кто побеждает, потому что имеет более серьезный опыт пилотирования. Соревнования преумножают опыт пилотов. Что касается "Воздушных баталий", это увлекательное зрелище, что-то вроде игры под облаками, которую, собственно, сам организатор, Андрей Вертипрахов со своими помощниками придумал. Нигде в мире аналогов этому нет, только в России проводилось. Схема турнира такова: аэростаты как бы условно делятся на "две армии" (как в традиционных шахматах). В этом году были "армия синих" и "армия белых". Правила игры таковы: мы летали в небе, под нами был город Кунгур, условно (по схеме игры) поделенный на районы и особо важные объекты. Двум "воюющим армиям" необходимо было таким образом рассредоточиться, распределиться, чтобы в каждый "боевой вылет" шаром был "захвачен" … тот или иной "объект". Андрей Вертипрахов разработал саму игру и ее правила. - Ярослав, наверное, были задания, по которым вы показали лучшие результаты? - Да, в упражнении на дальность мы заняли 1-е место. - А общекомандное место вычисляется по сумме баллов всех заданий? - Да, и по этой сумме баллов мы получили наше 9-е место, среди 15 других команд. - А вы сами уже бывали в России раньше? Когда, с каким успехом летали? - В 2004 - м приходилось летать в составе казахстанской команды. Получилось так, что один из местных, пермских пилотов не смог летать на своем шаре. Мне предложили полетать на этом шаре. Я согласился и выиграл тогда 2-е место! Это было в том же Кунгуре, где проводятся ежегодно чемпионаты, фестивали. Виктор Загайнов, конечно, участвовал во многих соревнованиях, Европы и мира. Он сам ездил, на своем автомобиле возил свой шар, свой экипаж, жену. Однако, не всем и не всегда удается попадать на все соревнования. Нужны средства. Виктор Загайнов нёс флаг воздухоплавания Казахстана. Теперь, когда его не стало, есть мы, молодые спортсмены, я, и Дима Калачев, который, кстати, ездил в Японию (тоже за свой счет), там он брал в аренду аэростат, чтобы принять участие в чемпионате мира. На этом чемпионате он оставил позади себя даже опытных пилотов-россиян! Дима Калачев - выпускник нашей Академии Гражданской авиации. Я не знаю, может быть еще есть люди в Казахстане, которые хотят заниматься воздухоплаванием не в коммерческих целях, а именно в спортивных, добиваться именно спортивных результатов. - Ярослав, какие у вас планы на ближайшее будущее на поприще воздухоплавания? - В следующем году мы планируем поехать в Кунгур, Великие Луки и в Подмосковье, в Дмитров, на чемпионаты по воздухоплаванию. В России воздухоплавание сильно развито, там около 4-5 предприятий, где изготавливают тепловые аэростаты, там проводится много спортивных фестивалей, очень развивают регионы. - Как вы думаете, ориентировочно, сколько в России тепловых аэростатов? - Порядка 200-300 шаров, но спортсменов- воздухоплавателей не так уж и много, единицы. Некоторые пилоты "раскручивают" компании, и под их флагом, брендом выступают. Предприятия, которых спортсмены рекламируют, сами их и спонсируют. Например, "ЭлВО", - завод электроники в Великих Луках. Он спонсирует пилота-спортсмена Виноградова. На западе это более развито. Был случай, когда единовременно компания "Кока-кола" заказала около 10 аэростатов, все они были изготовлены в форме бутылки с этим напитком, потом все они летали в небе, красные аэростаты типа "кока-кола"! В России летают аэростаты "Антигриппин", "Аэроволны", "Панасоник". Это не просто реклама, это и серьезное развитие воздухоплавания. - А какого класса ваши новые аэростаты, желтый и синий, как флаг? - Для того, чтобы аэростат был маневренным, он не должен быть слишком большим и громоздким. Поэтому мы заказали не очень большие, класса АХ-7, объемом всего 2200 м. куб, но бывают аэростаты размерами и поменьше. - Вы хотите сказать, что аэростаты, как и гоночные машины, должны быть не очень большими, но поворотливыми, каплевидными, для улучшения их аэродинамических качеств, для скорости и быстроты маневрирования, и других технических качеств? - Именно так, аэростат должен быстро поворачиваться, маневрировать. Огромные аэростаты, с большими корзинами, рассчитанные на несколько человек, неуклюжи. - Ярослав, у вас есть мечта, связанная с аэростатами, какие-то особенные планы? - У меня есть большая мечта, организовать крупные соревнования, какие прежде организовывал Виктор Загайнов. Чтобы можно было пригласить в Алматы сотни воздухоплавателей со всего мира. Можно будет летать близ гор в Каскелене, под Алматы. Там отличное место, возле гор уникальная воздушная обстановка, так называемая "роза ветров". Это могло бы привлечь к нам тысячи туристов. Но - нужна серьезная поддержка, Комитета по туризму и спорту, а также акимата. Это была бы реклама и всему Казахстану, и городу Алматы. Можно ежегодно устраивать такие фестивали по воздухоплаванию! Учитывая, что у нас в Алматы весна начинается раньше, чем в России, особо теплый весенний период, можно устраивать фестивали воздухоплавания "НАУРЫЗ". Это была бы реклама Алматы. Когда я был в Перми, меня спрашивали, где я живу: в юрте или нет, ходят ли по улицам Алматы верблюды? Видимо, не все знают про нашу южную столицу и Казахстан, и что мы быстро развивающаяся страна, знают совсем немногие. - Я желаю, чтобы никто не украл вашу идею, чтобы вы сами осуществили свои замечательные планы. Счастливых вам полетов и доброй погоды! На фото: На старте экипаж РК ("Алатау") и их соперники из России.
Загрузка...