Опубликовано: 3700

Рождение национального балета - в бессмертии Кыз-Жибек

Рождение национального балета - в бессмертии Кыз-Жибек

Клич лебедя долетел до Алматы и в очередной раз подтвердил: поэтические сказания о любви всегда пользуются успехом. Балет "Гакку", вынашиваемый Булатом Газизовичем Аюхановым более сорока лет, увидели в южной столице.

- У нас есть своя публика, но нет площадки. Мы долго не могли показать балет здесь, потому что за аренду с нас запросили астрономическую сумму. А еще в Алматы нельзя ошибиться. Зритель очень трудный: не патриотичный, а космополитичный. Моя задача - охватить как можно больше зрителей. Причем не бывает так, чтобы публика была плохая или хорошая. Потому что зритель - это мой камертон. Наше искусство не нужно понимать, его надо чувствовать. Булат Газизович называет балет "Гакку" совестью свой профессии: он осуществил свою мечту и создал настоящий классический казахский балет. - Без ложной скромности могу сказать, что получаю наслаждение от того, что балет получился. Это видно и по реакции публики, ее ведь не сымитируешь. А нужно было через призму классического танца в иголочку продеть этнос, движения, национальную узнаваемость музыкальную и пластическую. Домбру и кобыз ни с чем не сравнишь. То что я сделал - самородок национального балета. Булат Аюханов подчеркивает, что не монополизирует славу, которая не одеяло - не укроешься. Он не устает повторять, что без исполнителей не было бы балета. Чтобы выстрелило прямо в сердце зрителя, Булат Газизович влюблял каждого в роль. Особенно сильной он считает мужскую группу. Еркин Утепов (Тулеген), Ерик Оспанов (Бекежан) и остальные участники - не подвели своего наставника. Они танцевали так, что уже на первых минутах зрители замерли и следили за динамикой происходящего не только из-за узнаваемости сюжета, но и потому, что на сцене не было ни одного неинформативного жеста. Танцы девушек (Кыз-Жибек воплотила на сцене Айтолкын Тургинбаева), ложились на воспоминания из детства, когда воспитатели в садах учили: вот так девушка заплетает косу, так - наливает чай. Все движения должны быть плавными, а осанка - статной. Булат Газизович этой ассоциации не отрицает: - Говорят, казахских танцев не было. Им некогда было танцевать, они кочевали. Возможно, но все обряды несут театральное действие. Оттуда же, из детства, всплывают в памяти обрывки легенды. Существует, по меньшей мере, 16 оригинальных версий "Кыз-Жибек", на их основе были созданы опера и фильм. - История Кыз-Жибек - очень благодарная тема. Романтичная, танцевальная, сердечная, где есть нежность, женственность, человечность и теплота. Ее можно развивать в любом жанре. Лично меня она греет потому, что ее так спела Куляш Байсеитова. В своем балете я использовал отрывок записи с ее голосом, и каждый второй зритель прослезился. Музыка - это плоть балета. Слово рождает музыку, музыка рождает движение. Вот моя философия. Нынешний вариант "Гакку" - четвертый. История его создания напоминает Пушкина с его стариком, забрасывающим невод в море. - Первый вариант был склейкой из оперы и получился лоскутным, а потому не удовлетворил. Это было заявкой, годной для школьного спектакля. Второй раз я попробовал сделать уже запись: кое-что взял из произведений Брусиловского. Дело в том, что композиторы не хотели писать музыку для балета, он всегда слабо оплачивался, карьеру делали на написании кантат на тему целины и партии. Снова получилось не то, неуютно я себя чувствовал. Музыка была скомпонована и подтянута. Третий вариант тоже не удался. Тогда я попросил Аиду Исакову мне помочь. Она решила писать новую музыку, но я попросил взять основную мелодию, которая узнаваема и уже ласкает слух. Кстати, Аиду я ставлю вровень со Шнитке: она пишет объемно, масштабно. Она мелодист и знает нашу профессию изнутри. В 2006 году она написала музыку, а в 2007 в Астане прошла премьера, потом мы повезли в Лондон и Швейцарию, а между этим показывали по всем областным городам и центрам Казахстана. Вот сейчас мы едем в Актау. Поверять алгеброй гармонию и выяснять, что цепляет больше: запись голоса Куляш, руки балерин, порхающих как птицы или невероятная способность станцевать драку и убийство, дело неблагодарное. Наверное, чтобы получить свой кусочек внимания и погреться в отблеске чужого успеха, нужно обсуждать костюмы или декорации. Последние были пунктирными: народный орнамент и лампочки, символизирующие степное небо, усыпанное звездами. Автор либретто и хореографии, а заодно и волшебник, подаривший легенде о "Кыз-Жибек" еще одну жизнь, вообще с некоторой гордостью говорит о том, что в оформлении всегда обходился минимумом. Да и это ли главное, когда немой разговор оживает и увлекает зрителя? Но самое ценное, что лично мне подарил мастер, новую вариацию, где главная героиня - живет. Не фигурально, а действительно. Кыз-Жибек не утонула, рассказывает Булат Газизович. Просто на берегу озера нашли ее шарф… Фото с сайта http://www.vecher.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи