Опубликовано: 1440

Россия и Казахстан: перспективы сотрудничества

Россия и Казахстан: перспективы сотрудничества

Завершился двухдневный официальный визит президента Российской Федерации в Республику Казахстан.

В Астане Владимир Путин торжественно открыл год России в Казахстане, что является продолжением межгосударственного программы сотрудничества, стартовавшей в 2003 году празднованием года Казахстана в России. Главным мероприятием поездки, как многие утверждают, является торжественное открытие президентом В. Путиным года России в Казахстане. Хотя уже известно, что в ходе визита будет подписано несколько документов. В частности, президенты России и Казахстана завизировали соглашение об использовании космодрома Байконур в целях углубления взаимодействия в области исследования космического пространства. Москва арендует Байконур начиная с 1994 года, когда был подписан меморандум о его совместном использовании. При этом в 2002 году президенты двух стран уже обсуждали возможность длительных капиталовложений в Байконур, и эксперты начали подготовку соглашения о 50-летнем сроке аренды. Но уже сегодня бытует мнение, что эпоха космических соревнований и рекордов завершается проблемами, связанными с поддержанием инфраструктуры космодрома и с запусками ракетоносителей. Этому способствуют и экономические подсчеты, проведенные российской стороной, которые показывают, что в отношении реализации космических программ Москве нужно сконцентрироваться на одном направлении, а не распылять свои финансовые ресурсы на проекты, находящиеся за пределами России. Здесь присутствует доля рационального использования ресурсов, так как ежегодно Москва платит за аренду около 115 млн. дол. При этом российская сторона финансирует жизнеобеспечение космогородка и территорий, прилегающих к космодрому, что составляет дополнительно 50 млн. Но еще жива в памяти односторонняя инициатива Астаны, когда из-за аварии при очередном запуске ракетоносителя, временно были запрещены запуски российских ракет с Байконура, что мгновенно подготовило почву для потенциального конфликта. Решение казахстанских властей обеспокоило министерство обороны России: ведь если сегодня не удастся найти решение, приемлемое для двух сторон, завтра "казахстанское вето" может распространиться и на военные запуски, что автоматически ставит под сомнение действенное обеспечение системы ПРО Российской Федерации. Вторым вопросом переговоров между главами двух стран являлась делимитация российско-казахстанской границы. Как для Казахстана, так и для России - это одна из "больных" тем. Если рассматривать процесс делимитации границы, то в настоящее время примерно 7350 км межгосударственной границы можно считать согласованными. Что составляет около 97% от всей протяженности границы между Казахстаном и Россией. Но и здесь есть нюансы, выражающиеся в наличии спорных участков на северо-западе и северо-востоке Казахстана, что также позволяет говорить о продлении процесса делимитации границы. При этом сейчас никто не затрагивает вопрос о демаркации, так как этот процесс по своей сути предполагает значительное финансирование со стороны и Казахстана, и России. Кроме того, повышение внимания Москвы и Астаны к техническому оснащению пограничных и таможенных служб, которое оставляет желать лучшего, поможет решить многие проблемы взаимоотношений между Россией и Казахстаном. Экономические темы в процессе переговоров на высшем уровне также не были оставлены на заднем плане, тем более, что они влияют не только на взаимоотношения между Москвой и Астаной. Это и понятно, ведь перспективы взаимодействия в сфере топливно-энергетического комплекса, то есть в области транспортировки нефти и газа, совместного освоения углеводородных ресурсов северного Каспия, не только могут позитивно влиять на экономическую ситуацию в сопредельных странах, но и способствовать росту либо стабильности, либо конфронтации в регионе. Пример тому - подписание двухстороннего договора между Казахстаном и Россией (2002г.) по разграничению дна Северного Каспия, который вызвал неоднозначную реакцию, как у литоральных стран, так и у мирового сообщества. Все по-разному восприняли процессы по разграничению зон ответственности на Каспии. Нужно учитывать, что повышение инвестиционной привлекательности Каспия повлекло за собой активизацию действий крупнейших нефтегазовых компаний мира в данном регионе. Это стало как позитивным фактором в развитии экономики каспийских государств, так и негативным - по причине обострения внешнеполитических связей между Ираном с одной стороны и России с Казахстаном с другой. Но в этом случае Москва и Астана выступили как партнеры, что не может не говорить и о выгодах сотрудничества, которые преследуют в ближайшем будущем две страны. Было бы наивным опустить из вида обсуждение вопросов по взаимодействию России и Казахстана в региональных организациях - таких как СНГ, ШОС, ОДКБ и ЕврАзЭс. Вероятно, что и здесь рассматривалась инициатива Москвы об усилении контроля за распространением вооружения в регионе, в том числе и российского производства, так как еще не забыты сделки с перепродажей переносных зенитно-ракетных комплексов типа "Игла" и "Стрела" в страны дальнего зарубежья. Казахстан и Россия являются стратегическими партнерами во многих вопросах. В настоящее время стало реальностью, что на Россию приходится половина внешней торговли Казахстана. И политика изоляции в XXI веке со стороны Казахстана к России (или со стороны России к Казахстану), когда идут процессы глобального масштаба, направленные на сближение стран, будет выглядеть недальновидной. И это отразится как на экономической, так и на политической ситуации как между двумя странами, так и в регионе. В настоящее время на меры, предпринимаемые одним государством, другое государство может предпринять контрмеры, которые не сыграют на пользу обеим государствам. В этом отношении вопрос о функционировании космодрома Байконур не должен выходить за рамки межгосударственных соглашений. В настоящее время Байконур является и визитной карточкой Казахстана и основной стартовой площадкой для российских ракетоносителей, и взаимодействие Москвы и Астаны в этом вопросе должно проходить в конструктивном русле. Что касается вопросов о российско-казахстанской границе, то здесь нужно особо подчеркнуть, что, расширяя экономические и культурные отношения между Москвой и Астаной, нельзя забывать, что именно на этом участке государственной границы происходит наибольшее количество нарушений, связанных с контрабандой наркотиков, оружия и попыткой проникновения через границу экстремистских элементов и незаконной эмиграцией населения. И это должно подтолкнуть обе страны к активизации действий в этом направлении. Экономические вопросы, лежащие в основе нефтегазодобывающей промышленности и транспортировки нефти и газа через российские магистрали, являются одними из приоритетных. И это подтверждает тот факт, что в настоящее время происходит увеличение квоты на транзит казахстанской нефти через российские нефтепроводы, восстановление и включение в параллельную работу наравне с российскими казахстанских энергосистем. Вполне вероятно, что встреча президентов двух стран носит и внутренний контекст, который во многом связан с внутриполитическими событиями, которые будут происходить в России в 2004 году. И в этом отношении визит Путина к Назарбаеву имеет не только цель обсуждения тех или иных вопросов в различных областях совместного сотрудничества, но и дает начало предвыборной гонки за президентское кресло в Кремле. Несомненно и то, что данная встреча была выгодна обоим президентам, так как и в России и в Казахстане проживает значительная диаспора соотечественников, способная стать индикатором отношений между двумя сопредельными государствами.
Загрузка...