Опубликовано: 821

Россия и Беларусь - мы наш, мы новый мир…

Россия и Беларусь - мы наш, мы новый мир…

На постсоветском пространстве тихо и практически незаметно прошло событие, способное сыграть одну из основных ролей в процессе передислокации сил геополитических игроков в мире.

Многие страны по-разному отнеслись к данному событию. Вместе с тем, эффект свершившегося еще долго будет являться катализатором разного рода внешнеполитических процессов на мировой арене. Итак, председатель Высшего государственного совета Союзного государства Белоруссии и России, президент Белоруссии Александр Лукашенко 27 мая 2008 года подписал постановление Высшего государственного совета о назначении Владимира Путина председателем Совета министров Союзного государства. Свою подпись под данным документом поставил и действующий президент России Дмитрий Медведев. Казалось бы, назначение премьер-министра России на этот пост является делом обыденным, ведь до Владимира Путина данное кресло занимал его предшественник по российскому правительству - Виктор Зубков. Однако сама кандидатура нового председателя Совета министров Союзного государства заставляет по-новому отнестись к вялотекущему процессу создания нового государства на постсоветском пространстве. Становится очевидным, что на новом посту Владимир Путин попытается ускорить интеграционный процесс по объединению России и Беларуси. Вполне вероятно, что другому политику, занимавшему это кресло, подобная задача была бы не по силам. Но экс-президенту России новая должность не только понравилась своим масштабом (ведь это уже не Россия, а что-то большее), но и своей перспективой. Предыстория Напомним, что Москва и Минск начали процесс сближения еще в 1996 году. Тогда две страны подписали соглашение, предусматривающее сближение двух стран и расширение связей в таких жизненно важных областях как: политическая;
экономическая;
военно-техническая. Далее, 8 декабря 1999 года президентами двух стран Борисом Ельциным и Александром Лукашенко был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О создании Союзного государства". Также стороны договорились и создали две должности сопредседателей союзного государства. В результате пост председателя Высшего государственного совета Союзного государства с момента его создания и по настоящее время занимает действующий президент Беларуси Александр Лукашенко. А пост председателя Совета министров Союзного государства стали занимать по очереди премьер-министры России. Однако практически все усилия двух стран были сведены к "нулю". Так, многие инициативы, выдвигаемые Москвой, воспринимались Минском как посягательство на суверенитет Беларуси. В то же время требования выдвигаемые Беларусью, расценивались Кремлем как спекуляция дружбой и желанием Минска получить больше преференций, чем ранее было оговорено. "Пиком" отношений между Россией и Беларусью по вопросу создания единого государства стал 2002 год. В это время Александр Лукашенко отверг предложение Владимира Путина по включению Беларуси в состав России. В результате интеграционный процесс был заморожен. Впоследствии отношения между двумя странами осложнились в виду повышения Россией цен на энергоносители, а также увеличением пошлин на нефть, что стало существенным ударом по белорусской экономике. Вместе с тем с 2006 года между Минском и Москвой стало отмечаться заметное потепление в отношениях. Так, на заседании Высшего Госсовета (2006 год) президенты России и Беларуси пришли к обоюдному согласию, что "…граждане Беларуси и России - это граждане Союзного государства…". Заявление лидеров двух стран стало толчком для преодоления возникших разногласий между Россией и Беларусью. В тоже время назначение в 2008 году Владимира Путина на пост председателя Совета министров Союзного государства придало дополнительный импульс сближению двух стран. Настоящее время На сегодня наиболее показательным фактором, способным объективно отобразить сближение отношений Москвы и Минска являются экономические связи между двумя странами. Так, товарооборот Белоруссии и России в 2007 году составил 25 млрд долларов США, что является наибольшим оборотом по странам постсоветского пространства. В связи со сближением руководства Белоруссии и России в других областях двустороннего сотрудничества стали налаживаться новые и расширяться уже действующие связи. Так, в рамках действия союзного государства стали работать порядка 28 тысяч предприятий, на которых работают около 5 млн. граждан двух стран. Бюджет Союзного государства России и Белоруссии имеет постоянную тенденцию роста. Так, на 2008 год бюджет вырос на 10 процентов по сравнению с 2007 годом и составил в доходной части 4,061 млрд российских рублей. Доходы нового бюджета будут сформированы за счет выделения 2,640 млрд рублей из бюджета России и 1,421 млрд - Белоруссии. При этом бюджет сформирован из расчета реализации разработанных и принятых 38 программ, где одними из приоритетных являются программы, направленные на поддержку "силовых ведомств". Так, во-первых, пограничным войскам выделяется около 380 млн. рублей на дополнительное оборудование и содержание общей границы. Во-вторых, правоохранительные органы получают порядка 40,6 млн. рублей на повышение эффективности борьбы с преступностью. В-третьих, оборонное ведомство получает 123,1 млн. рублей на содержание объектов военной инфраструктуры совместного пользования. Подобная интеграция двух стран, особенно в той части, которая отвечает за обороноспособность страны, стала настораживать европейские страны и США, которые, увлекшись процессом расширения НАТО и пополнения ЕС новыми членами, не придали серьезного значения вялотекущему переговорному процессу между Москвой и Минском на предмет возможного объединения. Продолжение следует Фото ogoniok.com
Загрузка...