Опубликовано: 1739

Российско-таджикские отношения - плюсы и минусы…

Российско-таджикские отношения - плюсы и минусы…

Москва и Душанбе, пройдя путь сотрудничества и размежевания, в очередной раз решили показать миру, что их позиции по некоторым направлениям совпадают и тем самым способствуют сближению двух стран.

Итак, в последние несколько месяцев контакты двух президентов (а также их команд) участились настолько, что впору уже сейчас говорить о создании некоего стратегического союза. Что же является "магнитом", притягивающим данные страны друг к другу - это является большим вопросом. Для начала давайте рассмотрим ситуацию в Таджикистане. Итак, Таджикистан представляет собой одну из стран-загадок в Центральной Азии. Это во многом связано с ее географическим положением. Таджикистан - это высокогорная страна, в которой для обработки земли отведено лишь 7% всей территории республики. Если произвести скромные расчеты, то на каждого жителя республики будет приходиться ничтожно малое количество земли, пригодной для земледелия. В тоже время нужно отметить, что в Таджикистане сельское хозяйство было специализировано на выращивании хлопка. Сейчас объемы хлопка не достигли даже советских времен. Вторым фактором является большая рождаемость республики. Для многих стран Европы подобный показатель мог бы только радовать, но для Таджикистана это является головной болью. Это во многом обусловлено большим ростом безработицы в республике, что в перспективе является перманентным фактором обострения и ухудшения внутриполитической ситуации. Вместе с тем сегодня таджики имеют возможность работать в России и в Казахстане. Они выезжают из республики, их заработок сравним, и даже превышает государственный бюджет. Если государственный бюджет составляет порядка 250 миллионов долларов, то, по словам российского посла в Таджикистане Максима Пешкова, только за прошлый год по линии банков, то есть официально, в республику от этих людей было перечислено порядка 300-400 миллионов долларов. Третий фактор заключается в наличии, вернее в отсутствии на территории Таджикистана богатых залежей полезных ископаемых, что и является предопределяющим фактором сотрудничества Душанбе с сопредельными странами, в том числе и с Россией. На сегодня Республика Таджикистан объективно не имеет достаточно ресурсов для того, чтобы оторваться от России. И вполне вероятно, что эта связь была, и далее будет действовать независимо от того, какие настроения сложатся в около президентских кругах этой горной республики. Если брать исторический аспект, то можно апеллировать к тому факту, что Республика Таджикистан с 1992 по лето 1997 года находилась в состоянии затяжного масштабного гражданского конфликта, была гражданская война между различными политическими и территориальными кланами. Во время гражданской войны счет потерянным человеческим жизням шел на сотни тысяч, массовые потоки беженцев и разрушенная экономика, с нанесенным войной ущербом порядка 7 миллиардов долларов США - таков печальный итог прошедшего гражданского противостояния. И вот сегодня, преобразующийся Таджикистан, постепенно налаживает тесные связи со своими партнерами. Подтверждению этому может стать факт заключения в 2002 году между Россией и Таджикистаном договора о реструктуризации долга Таджикистана России. При этом платежи были пролонгированы до 2017 года. И в 2006 году, на сочинской встрече, которая состоится на днях президента России Владимира Путина и президента Таджикистана Эмомали Рахмонова, также будут затронуты вопросы сотрудничества между двумя странами в экономической, энергетической и политической сферах. Вполне вероятно, что обсуждаться будут темы не только сотрудничества стран Центральной Азии и России, но и потенциальные угрозы со стороны Афганистана, так как сложная обстановка вокруг Афганистана может оказать отрицательное воздействие на сложившуюся ситуацию в регионе. Кроме того, что в Афганистане в настоящее время сложилась напряженная ситуация, в самом Таджикистане ситуация складывается не лучшим образом. Это во многом связано с тем, что Таджикистан является единственной в Центрально-Азиатском регионе страной, которой ничего не досталось при разделе бывшей Советской Армии между новыми суверенными государствами. Так, в отличие от армий других постсоветских стран, созданных на основе воинского контингента и материально-технической базы расположенных там военных округов, таджикские вооруженные силы были созданы из формирований Народного фронта, которые в большинстве представляют собой партизанские отряды. Подобная ситуация сложилась по нескольким причинам. Во-первых, на территории РТ не было самостоятельного военного округа. Таджикистан входил в Среднеазиатский военный округ, штаб которого находился в Ташкенте. Во-вторых, межтаджикский конфликт по времени совпал с самым началом раздела бывшей Советской Армии. Опасения, что армия независимого Таджикистана разделится и начнет стрелять друг в друга, в результате чего возникнут аналогичные Приднестровью проблемы, не способствовали передаче Таджикистану части советских вооруженных сил. Таким образом, молодая республика в настоящее время нуждается в тесных связях с другими странами, способными оказать ей экономическую, а главное военно-политическую помощь. Что же касается интересов России в Таджикистане, то это, прежде всего, энергетические проекты. В Таджикистане Россия на сегодня реализовывает два проекта:
1. Сангтудинская ГЭС-1;
2. Рогунская ГЭС. Так на строительстве Сангтудинской ГЭС-1 работают около 1000 рабочих-таджикистанцев. Работы идут очень активно. В нем участвуют строительные организации, а также таджикские энергетики, то есть используется весь потенциал, который можно привлечь со стороны Таджикистана к реализации данного проекта. Контроль за реализацией данного проекта возложен на РАО "ЕЭС России". Подтверждением этого может стать поездка 12 апреля, в Таджикистан главы правления РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, который сразу после прибытия в Таджикистан направился для ознакомления с ходом строительных работ на Сангтудинскую ГЭС-1. Строительство Сангтудинской ГЭС-1 с проектной мощностью 650 Мвт на реке Вахш на юге Таджикистана является совместным таджикско-российским проектом, где 75% акций принадлежат РАО "ЕЭС России". Российская сторона присоединилась к строительству гидростанции в апреле 2005 года, а пуск станции намечен в 2009 году. Общая стоимость проекта оценивается в $482 млн. Что касается Рогунской ГЭС, то стоит отметить, что Москва фактически взяла под свой патронаж строительство данного объекта. В настоящее время основные проектные работы по проектированию выполняет немецкая компания, но с учетом возможностей и потенциала российских и таджикских специалистов. Для Таджикистана реализация данных проектов станет основой возрождения всей социально-экономической инфраструктуры республики. В тоже время рост производства электроэнергии окажет значительное влияние на развитие промышленности, сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса в Таджикистане, что позволит создать десятки тысяч рабочих мест. Ввод Рогунской и Сангтудинской ГЭС-1 в строй позволит решить стратегическую для Таджикистана задачу достижения энергетической независимости, а также будет способствовать экономии топливно-энергетических ресурсов, откроет возможности для экспорта электроэнергии в Афганистан, Пакистан, Иран, Китай, а также в Южный Казахстан и Россию. Конечно, сотрудничество между Таджикистаном и Россией представляет собой радужные перспективы больше для Таджикистана, нежели для России. В тоже время экономическое, энергетическое доминирование России на территории Таджикистана позволяет сделать неутешительный прогноз о расширении зон влияния Москвы и сужении пространства для политического маневрирования Душанбе…
Загрузка...