Опубликовано: 7 922

Российское пространство сужается

Российское пространство сужается

Политика "большого брата" перестала быть эффективной, ибо не учитывает интересы стран региона. Разумеется, никто не отрицает роль России на постсоветском пространстве. В свое время именно она стала центром притяжения для стран, жаждущих сохранить относительную независимость.

Так произошло и во времена СССР, когда при сохранении национальной идентичности, все входили в один большой союз. Но любые попытки эту самую национальную идентичность размыть вызывали сопротивление - где явное, где скрытое. К примеру, в Прибалтике оно тлело внутри общества, и как только сила СССР иссякла, регион вышел из-под контроля Москвы. Кавказ всегда отличался тем, что обособленность здесь приобретала различную окраску. Со времен Шамиля, когда конфликт между царской Россией и Кавказом достиг апогея, регион жил по принципу "из огня в полымя". Было время, когда кавказцы сыграли большую роль при установлении советской власти. Было время, когда после войны, целые кавказские народы покидали насиженные места в течение 24 часов. Ключевая проблема России в том, что попытки уйти от имперских амбиций, так и остаются лишь попытками. Реального движения в сторону признания за бывшими советскими республиками равных прав с нею не наблюдается, и пока такая практика существует - к России они не потянутся. Понятно, что и Запад не сидит сложа руки, пытаясь вывести из-под контроля Москвы новые жизненные пространства. Так случилось с Украиной и Грузией. Азербайджан сразу определился со своим статусом страны, находящейся между двумя сильными векторами влияния: западного и российского. Гоп до кучи… В отношении Украины Москва вела политику поддержки "своих" и дискредитации "чужих". В качестве "своих" воспринимается "Партия регионов" и ее лидер Виктор Янукович, в качестве "чужих" - нынешний президент Виктор Ющенко, его партия "Наша Украина", Юлия Тимошенко и ее партия БЮТ. За Януковичем стоит Россия, однако его прямая поддержка принесла Москве больше вреда, чем пользы. Он терял популярность в обществе, а последние президентские выборы показали, что как лидер "Партии регионов" - практически исчерпал свой политический ресурс. Проблема даже не в том, чтобы на место этого человека попытаться посадить другого, к примеру, бывшего президента Леонида Кучму. Просто идеи этой партии не вызывают на Украине заинтересованности, люди не желают очередного номенклатурного (а Янукович четко ассоциируется с данным определением) хозяйствования. Политика же стравливания политических сил на Украине бесплодна: уже сегодня ясно, что страна изменилась, и вернуть туда пророссийских лидеров не получится. С другой стороны, любому партийному кадру вести пророссийскую политику, находясь в реалиях Украины, довольно сложно... Москве не стоило бы ориентироваться на определенные персоналии, лучше выстраивать политику таким образом, чтобы создать на Украине политическую силу, настроенную дружелюбно к России. Подобным образом действовал Запад, когда создавал общественное мнение. Сначала - прослойка прозападно настроенных людей, а потом уже персоналии. Лишь однажды Москва действовала разумно и эффективно, когда в прошлом году ряд политиков из "Нашей Украины" переметнулся в стан "Партии регионов". По реакции Ющенко можно было догадаться, что удар пришелся прямо в солнечное сплетение. Чтобы восстановить свое влияние на Украине, России важно, первое, вести работу среди тех, кто составляет костяк "Нашей Украины" и БЮТ, второе, укреплять "Партию регионов" за счет лидеров или людей второго эшелона из правящих партий. Только такой подход "подрыва изнутри" может оказаться эффективным. Грузинский расклад Но если на Украине есть хоть какие-то силы, на которые можно опереться, то в Грузии обстановка для Москвы практически патовая. Ни Нино Бурджанадзе, ни другие оппозиционные силы не попросят помощи у России. Так уж получилось, что с самого начала "цветной революции" Москва потеряла контроль над ситуацией, не смогла создать более-менее благодатную почву для появления в политическом бомонде силы или персоналий, способных затормозить откат Грузии к Западу. Много сил и энергии для того, чтобы минимизировать влияние России в этой стране потратил бывший министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе. А в Москве думали, что этот лидер способен оставить Грузию в зоне влияния России. Сегодня же становится ясно, что все меры, предпринятые Шеварднадзе, лишь отдалили грузин от россиян. Приход к власти Михаила Саакашвили, и последовавшие затем действия антироссийского толка лишь усилили центробежные силы в стране. Российское руководство пыталось как-то изменить ситуацию, но любые меры, направленные на ограничение контактов с Грузией, торговли между государствами работали исключительно в пользу команды Саакашвили. Он сумел убедить соотечественников в том, что Москва идет на поводу собственного эгоизма. Запрет на ввоз в Россию грузинского вина, разборки с грузинским бизнесом, проблемы с поставками электроэнергии, и другие опрометчивые действия россиян лишь усилили недоверие. По большому счету, московские стратеги недооценили Саакашвили и его способности консолидировать общество. Даже когда в стан оппозиции перешли некоторые верные сторонники нынешнего грузинского президента, ни один из них не захотел связываться с Москвой. Допускаю, что сегодня в Грузии связь с Москвой и есть самый ненужный критерий. Она не дает бонусов, и может трактоваться соперниками на уровне предательства национальных интересов. И сейчас вообще сложно подсказать, что и как должна делать Россия, чтобы урегулировать отношения и найти в Грузии реальную опору. Война с Грузией и последовавшие затем действия по отторжению Южной Осетии и Абхазии сделали Россию врагом №1. Теперь, в попытках поднажать на партнеров по Организации Договора коллективной безопасности, Россия явно перегибает палку. Поэтому фактор автономий лишь отравляет отношения не только с Грузией, но и другими постсоветскими государствами. На самом деле Россия потеряла и Украину, и Грузию. Сегодня речь не идет об остановке процесса сближения этих государств с Западом. Можно лишь говорить исключительно о торможении данного процесса. Сейчас самое важное - это не испортить отношения и предотвратить превращения Грузии и Украины в буферную зону. Если Запад выстроит в этих государствах военную инфраструктуру и сделает их столпами передового базирования, то Россия полностью потеряет свое влияние. Так уже случилось с Прибалтикой, допустить то же самое с Грузией и Украиной, значит, потерять жизненно важное пространство. Россия должна смириться с мыслью: Киев и Тбилиси уже никогда не будут прежними, и разговаривать с ними с позиции силы - политическая слепота. Прискорбно то, что в России преобладают именно эти настроения. Она пытается создать для данных государств препоны экономического плана, запугивая запретами и таможенными барьерами, что неминуемо ведет к росту антироссийских настроений. Москва, если собирается получить результат, должна отказаться от попыток задушить экономически. Надо развивать торговлю, убирать препоны, наращивать товарооборот… Только такие тренды способны притормозить интеграцию как экономического, так и военного характера в прозападные структуры. Лучший же вариант - оставить проблему нормализации отношений лидерам стран, которые придут вслед за Медведевым-Путиным и Саакашвили. Сейчас на повестке дня российского истеблишмента - построение Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией. Это правильная идея, развивающаяся в верном направлении. Но к интеграционному процессу необходимо подключить Украину, а не только верных соратников. Почувствовав пользу от экономической интеграции, Украина может подумать, прежде чем с головой окунется в интеграцию в рамках Евросоюза. Конечно, Грузию как члена ВТО, довольно сложно интегрировать в Таможенный союз. У нее свои обязательства перед другими членами ВТО, поэтому совместить эти обязательства с обязательствами Таможенного союза довольно сложно. Но стремиться к привязке Грузии и Украины к интеграции на постсоветском пространстве необходимо. Это единственная возможность не сделать из бывших друзей окончательных врагов. Продолжение следует Фото с сайта http://static.diary.ru
Загрузка...

КОММЕНТАРИИ

30.06.2009

мне кажется важно отметить то, что идея Таможенного союза - инициатива Казахстана...

30.06.2009

Я немного не понял позицию автора. Стремление России к господству на постсоветском пространстве считается аксиомой. А так ли это?

И еще. Советы по корректировке внешней политике даются руководству России именно исходя из этого соображения.

А у меня большие сомнения в концептуальной правильности такой позиции.

30.06.2009

По-моему, это следует из материалов на данную тему...

http://www.gazeta.kz/art.asp?aid=133113

http://www.gazeta.kz/art.asp?aid=133191

30.06.2009

Любые вопросы интеграции, были инициированы именно Н. А. Назарбаевым. Вспомним 1992 год. Как-то Россия, Беларусь и Украина попытались создать интеграцию...

Но почему-то эта идея не прижилась в силу того (чисто мое мнение), что казахский лидер предложил другую идею, СНГ. Россия с тех пор никак не может определиться со своей внешней политикой. Нет четкого плана и стратегии, лишь изредка "пытается" залатать какие-то вспышки и все это происходит с каким-то раздражением со стороны России, на самом деле Россия заводится на провокации - неразумно. После чего критикуется как агрессор или как "империя".

Хотелось бы подытожить таким вот образом:

Пиар-ход со стороны "врагов" России планируется и выполняется четко и грамотно, а у России нет ни плана, ни стратегии, ни плана действии против черного пиара, поэтому, пока Россия не поймет это, она будет по-тихоньку терять свои территории влияния...

30.06.2009

Хотелось бы добавить:

Россия, как она себя называет старшим братом, сначала должна показать, что она достойна тому названию...

А Астана действует именно так и под одеялом, тихо, с помощью других...

30.06.2009

Это называется по-разному:)))

Где-то - "восточная мудрость", а где-то - "азиатская хитрость":)

З.Ы. Эт я про одеяло...

30.06.2009

Наш папа указал нам путь стать барсом :)