Опубликовано: 1235

Реформа ЖКХ: и вновь продолжается...

Реформа ЖКХ: и вновь продолжается...

Система коммунальных отношений требует серьезного реформирования. А трагедия, произошедшая на прошлой неделе во время сноса домов в одном из алматинских пригородов, делает еще более актуальной проблему коммунальных отношений.

Будь данная сфера более отрегулированной законом, будь отношения в ней более регламентированными, итог этой акции мог бы быть совсем иным… В свое время Казахстан стал первым из постсоветских стран, включая, кстати, и Прибалтику, кто начал реформу жилищно-коммунальных отношений. Этот пласт советского наследия был одним из самых "неподъемных", и чтобы взяться за него потребовалось немалое мужество. Тогда его достало казахстанскому правительству, реформа ЖКХ прошла, дав возможность государству, "стряхнув" с себя на некоторое время эту проблему, заняться другими жизненно важными вопросами. Никто из других стран СНГ до сих пор не отважился на такую радикальную реформу. В итоге в общем контексте экономического развития страны удалось достигнуть многого, благодаря тому, что реформа ЖКХ позволила государству "развязать руки". Но теперь становится очевидным, что в самой данной сфере дела далеки от идеала. Тем большей становится важность недавней акции депутатской группы "Аймак", привлекшей в конце мая внимание общественности к проблемам ЖКХ страны на примере самого большого города страны, Алматы. Тогда лидер группы Дарига Назарбаева отметила, что в сфере ЖКХ имеются серьезные проблемы и необходим закон о КСК. Выездное заседание проходило в Алматы не случайно - где, как не в этом городе, весь сложный ком проблем жилищно-коммунальных отношений, сплетающий местные власти, компании-поставщики услуг и население, виден наиболее четко? Именно здесь ярко бросаются в глаза недочеты проведенной реформы ЖКХ, например, сохранившийся монополизм поставщиков коммунальных услуг, и законодательно-нормативное несовершенство. Сегодня кооперативы собственников жилья фактически не являются адекватным партнером органов государственного управления в решениях серьезных коммунальных задач. Отсюда и неэффективность коммунальной политики и даже драматические ситуации. Депутат мажилиса Сергей Киселев, выступая на выездном заседании парламентской группы "Аймак" вполне справедливо заметил, что республике необходима полномасштабная жилищно-коммунальная реформа. Во-первых (хотя, здесь деление по приоритетам чисто условное, так как вся система столь запущена, что любой шаг по развязыванию "гордиева узла" нашей коммуналки - самый первый и необходимый) нужно законодательно ограничить количество членов КСК - иначе сегодня, когда их может быть и несколько тысяч, просто невозможно провести полномочное собрание кооперативов. А значит, невозможно принять никакого сколько-нибудь серьезного решения, ни по поводу, к примеру, благоустройства территории, ни по поводу сноса ветхих строений… Во-вторых, нужно создать при акиматах жилищные комиссии, которые контролировали бы работу КСК, а к их председателям ввести квалификационные требования. Эту инициативу также можно приветствовать. В последнее время население не раз было свидетелем заочного, через прессу, переругивания председателей КСК и городских властей с взаимными обвинениями в адрес друг друга. Это не способствует ни доверию населения к коммунальной реформе, ни ее реальной успешности. Контрольные комиссии при акиматах ввели бы, наконец, определенную ответственность. Хотя надо при этом не забыть, что ответственность должна быть двусторонней. Правильна и идея о квалификационных требованиях. Но здесь надо заранее определиться с ответом на вопрос: "а судьи кто?". Данная ситуация выявляет еще одну проблему, которая пока остается на заднем плане. Речь о проблеме квалифицированных кадров в сфере управления коммунальной сферой. Их у нас явный дефицит, и на уровне исполнителей, и на уровне квалифицированных экспертов. К слову сказать, в России есть целый научно-исследовательский институт проблем жилищно-коммунального хозяйства. Почему бы не поставить вопрос о создании некоего аналитического центра (обязательно независимого от местных властей!) в Казахстане? Пока этого нет, любые аргументы в спорах вокруг ЖКХ будут восприниматься с большой долей теоретизирования, какими бы на самом деле они ни были. Например, споры вокруг тарифов монополистов-поставщиков коммунальных услуг или проблемы установки счетчиков за эти услуги могут идти бесконечно, не давая приступить к решению серьезнейших вопросов ЖКХ. Рисунок с сайта www.gov.karelia.ru
Загрузка...