Опубликовано: 3532

Разориться по почте

Разориться по почте

В советское время слово "почта" ассоциировалось у нас с доступностью услуг связи. Мы скорее думали о том, через сколько времени до адресата дойдет письмо, чем о сумме, которую придется за это заплатить.

Эпистолярный жанр был настолько распространен, что в почтовых отделениях образовывались огромные очереди, особенно по праздникам, а, к примеру, в средствах массовой информации были открыты даже целые рубрики и передачи, посвященные письмам граждан. Думал ли тогда кто-нибудь из нас о том, что вскоре привычку писать письма придется искоренять? Галина Юсупова - домохозяйка. Ей 52 года. Раньше она постоянно пользовалась услугами почты. Часто приезжая в Москву по работе, отсылала детям в Казахстан огромные посылки с дефицитными, по советским меркам, сладостями, хлебными палочками и вафельными тортами. "В советское время люди пользовались услугами почты постоянно. Потому что это было удобно, очень дешево, да, и… постоянно посылали письма во все концы, родственникам, знакомым, открытки к праздникам. Конверт стоил 5 копеек при зарплате средней 120-140 рублей, для сравнения. За отправку почта ничего не брала, только за ценные письма и бандероли. Это было очень недорого", - говорит она. С переходом на рыночную экономику и созданием в 1993 году Службы почтовой связи независимого Казахстана положение "почта для народа" изменилось. Теперь это средство для получения прибыли, недоступное большинству казахстанцев. "Мы находимся на полном самообеспечении. Государство позволило нам заниматься другими видами деятельности, такими как финансовые и агентские услуги, и говорит, что мы должны сами окупаться, быть рентабельными", рассказывает Айгуль Акимбаева, начальник управления маркетинга ОАО "Казпочта". Чтобы добиться этой самой рентабельности, 13 декабря 2003 года ОАО "Казпочта" выпустила приказ за №338, оповестив граждан об очередном повышении тарифов, развешанными в почтовых отделениях объявлениями, где гражданам сообщалось, что с 1 января 2004 года повышаются тарифы на пересылку посылок, писем и бандеролей (заказных и с объявленной ценностью), EMS-пакетов, EMS-посылок по Казахстану и всех видов почтовых отправлений в страны СНГ и дальнего зарубежья. "Тарифы поднялись не по всем услугам, которые мы оказываем, это всего только 9% от нашей деятельности: пересылка простого письма, простой бандероли, простой карточки. По всем этим услугам у нас большой конкурентный рынок. Почему мы увеличили тарифы? Потому что тарифы на перевозку РГП "Казахстан Темир Жолы" увеличились на 98%. А так как наши основные расходы - это перевозка именно железной дорогой, нам тоже пришлось Кроме того, например, подорожало топливо, авиакомпании делают то же самое. Российская сторона, к примеру, и та увеличила расценки, а так как мы должны оплачивать часть расходов ей за те письма, которые проходят через территорию России, это тоже сказалось на ценах казахстанского письма", - объясняет Айгуль Акимбаева. Хотя мне, к примеру, не ясно, о каком конкурентном рынке на пересылку простого письма, бандероли и карточки идет речь, если все компании, занимающиеся похожими видами деятельности, а их на рынке Казахстана около 21-й, предлагают курьерскую доставку только по городу или экспресс-доставку под роспись в страны СНГ и дальнего зарубежья. Средняя цена такой услуги - 1600 тенге. Из-за своей цены она доступна лишь юридическим лицам, но никак не рядовым гражданам. ОАО "Казпочта" нельзя назвать убыточным предприятием. Так, в 2002 году отделениями национального почтового оператора, как сообщает Казахское информационное агентство, было обработано 275,3 тыс. EMS-отправлений, что на 11 процентов больше, чем в 2001 году. Почти на 1 миллион увеличилось количество письменной корреспонденции. За 2002 год получен чистый доход 128,9 млн. тенге - на 18,2 млн. тенге больше, чем на соответствующую дату 2001 года. Динамичен рост доходных статей баланса: за два последних года на 58 процентов. В общей сумме доходов на 2002 год собственно почтовые услуги занимают самую большую часть - 60%. Увеличился размер собственного капитала, который на конец отчетного периода составил более 2 млрд. тенге - в 2 раза больше по сравнению с 2001 годом. Однако почтовикам этого мало. Галина Юсупова, домохозяйка из Алматы рассказала мне следующее: "Я в Алматы живу недавно, переехала сюда из Семипалатинска вместе с семьей. И там у меня осталось много друзей, с которыми раньше я встречались очень часто. Сами понимаете, что в глубинке не у каждого есть Интернет и компьютер, а междугородние звонки стоят очень дорого. Поэтому единственным средством поддерживать хоть какую-то связь, была и остается простая почта. Переписываемся мы довольно часто. Примерно раз, а то и два в неделю я отсылаю по письму. Покупаю конверты заранее, чтобы бросить в ящик возле дома. Хотя чаще всего племянница относит на почту письма вместе со своими - у нее тоже большой круг "почтовых" знакомых. Странно получается, потому что каждый раз за уже купленный недавно конверт с марками приходится доплачивать, хотя и копейки - от силы 5 тенге, однако по весу письмо не превышает положенных 20 грамм. Значит, получается, они тариф увеличивают. Но разве можно поднимать цены так часто?" Под словом "часто" подразумевается повышение тарифов двумя месяцами раньше, в октябре 2003 года. Тогда (далее цитата): "среди всех субъектов, зарегистрированных в республиканском регистре субъектов естественной монополии, тарифы с 1 октября повышены только ОАО "Казпочта" на общедоступные услуги связи", - сообщила первый заместитель председателя антимонопольного ведомства Жаннат Ертлесова на пресс-конференции в Астане. В частности, антимонопольное ведомство санкционировало повышение тарифов на пересылку простой почтовой карточки на 7%, простого письма массой до 20 гр - на 8,7%, простой бандероли - на 4%. Между тем "Казпочта" в своей заявке просила повысить названные тарифы соответственно на 15%, 15% и 40%. Для сравнения, приведем пример соседней России, где 10 июня 2003 года Правление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), утвердило новые тарифы на универсальные услуги почтовой связи (пересылка почтовых карточек, писем и бандеролей). По сообщению пресс-центра МАП, "средний коэффициент роста тарифов на указанные услуги составил 1,146" (т.е в среднем повышение составит 14,6%). Так, с 10 июня стоимость пересылки почтовой карточки для всех категорий потребителей составит 3 рубля 15 копеек вместо 2 рублей 75 копеек, простого письма - 4 рубля 25 копеек вместо 3 рублей 70 копеек, заказного письма - 6 рублей 30 копеек (действующий тариф - 5 рублей 50 копеек), простой бандероли - 7 рублей 40 копеек (действующий тариф - 6 рублей 45 копеек). В последний раз МАП повышал тарифы на услуги почтовой связи в РФ с 1 декабря 2002 года. Тогда средний рост тарифов составил 12,7%. Получается, что тарифы территориально раза в три большей России раза в два ниже, чем у нас. Одной из главных причин обращения внимания на повышение тарифов, стало подорожание услуг ЗАО "Казахстан Темир Жолы" по перевозке почтовых вагонов, стоимость которых выросла с 13 тенге за вагонный км. до 25,8 тенге. Между тем, как отмечают представители "Казпочты", в структуре транспортных расходов компании железнодорожные перевозки составляют 75%. "В октябре 2003 года мы увеличили тарифы на общедоступные услуги, регулируемые антимонопольным комитетом. Мы вышли с заявкой и увеличили цены на 3 услуги: простая бандероль, простое письмо, простая карточка. Мы обосновали это тем, что у нас очень большие расходы. А сейчас мы подняли цены на все услуги за исключением общедоступных", - говорит Айгуль Акимбаева, начальника управления маркетинга ОАО "Казпочта". Поясняю: прежней, т.е. той, какой была цена после увеличения тарифов в октябре 2003 года, она осталась только на общедоступные услуги по Казахстану, т.е. пересылка простого письма, простой бандероли и простой карточки, отсылать же письма, посылки и открытки, как, впрочем, и все остальное, в страны ближнего и дальнего зарубежья казахстанцы смогут уже по новым тарифам. "По Казахстану у нас письмо стоит 25 тенге, в Россию - 65 тенге. То есть разница в цене довольно-таки небольшая. 65 тенге у нас было до увеличения, сейчас 72 тенге. Что можно сказать в защиту сельского жителя, тариф на простое письмо у нас очень дешевый - 25 тенге, дешевле, чем булка хлеба. Мы увеличиваем цены, например, на курьерскую доставку, но при этом оставляем дешевыми услуги, которыми могут пользоваться незащищенные слои населения. Однако разграничить сельского и городского жителя мы тоже не можем. В основном это зависит от технологии отправки писем, потому что мы говорим, что каждый человек, может, купив конверт в одном конце страны, отослать его в другом. И чтобы не делать возврат денег сельского или не требовать доплату с городского, мы оставляем единый тариф. Получается в какой-то мере мы за счет городского жителя субсидируем сельского", - отмечает объясняет начальник управления маркетинга ОАО "Казпочта". Желая выяснить, сколько действительно стоит отправка письма, я позвонила в ближайшее почтовое отделение №60. Там мне сообщили, что на самом деле письмо наземным транспортом по СНГ стоит 76 тенге, авиа - аж 94, в дальнее зарубежье - наземным - 102, авиа - 138 тенге. Однако не смогли вспомнить цену на отправку до введения новых тарифов. Довольно странно для людей, работающих с этим "материалом" каждый день. Чтобы говорить о том, насколько сильно такое повышение ударило по карманам потребителей, обратимся к другим цифрам. Так, по данным комитета по статистике РК, численность безработных в декабре 2003 г. по экспертной оценке составила 686 тыс. человек, уровень безработицы - 9,1% к численности экономически активного населения. В проекте бюджета на 2004 год предполагается индексирование размеров пенсий и пособий, а также увеличение минимального размера заработной платы до 6600 тенге. Ни для кого не секрет, что особенно сильно услуги почты востребованы в сельской местности, где она становится финансовым, культурным и информационным центром. Смогут ли горожане, а, тем более, сельские жители, где зачастую нет ни света, ни телефона, поддерживать единственную связь с миром при таких мизерных доходах и таких высоких тарифах? Тем более, если, по словам Айгуль Акимбаевой, государство поставило перед ними планку увеличить доставку почты на село с двух до пяти раз в неделю. Ведь это тоже играет свою роль в повышении тарифов. Как быть с теми селами, где почту отправляют и получают раз в месяц, а то и реже? Ведь сумму будущих расходов включают в стоимость почты уже сейчас. Однако люди возмущаются не только по поводу частого повышения расценок на услуги. Им непонятно то, почему их не информируют, хотя по Закону о почте Республики Казахстан это должны делать. В управлении маркетинга утверждают, что "антимонопольным законодательством ОАО "Казпочта", как национальному оператору, необходимо за 10 дней сообщать населению в средствах массовой информации республиканского значения о повышении тарифов, и мы, конечно, развешиваем прейскуранты цен в почтовых отделениях". Однако у студента Алексея Панина, другое мнение: "Моя девушка учится за границей, и я часто пишу ей письма, отсылаю фотографии и маленькие сувениры. Но с каждым разом это удовольствие становится все дороже. Иногда выходит так, что отправка письма стоит раза в три дороже того, что в нем лежит. Однажды пришел на почту книжку отослать тоненькую, так мне ее упаковали в такое количество бумаги, что вес стал большой. Создается впечатление, что это делается специально, чтобы больше денег содрать. В следующий раз я сам упаковал книжку в конверт и отослал простым письмом, вышло в половину дешевле. И еще меня удивляет одно обстоятельство: на нашей районной почте всегда очереди. То пенсию выдают, то квартплату принимают (хотя не пойму зачем, ведь можно в банке тоже самое делать), и когда письма отдаешь, они взвешивают и тебе говорят цену. А марки не клеят. Говорят, что в обеденный перерыв. А откуда я знаю, насколько они марок наклеят? Потому что нигде никаких прейскурантов не висит, всегда приходится спрашивать цену и верить на слово". А пока вопрос с тарифами меняется как погода, что остается делать? Может быть приручать голубей?
Загрузка...