Опубликовано: 2000

Про ПРО и не только-2

Про ПРО и не только-2

(Продолжение, начало см. здесь).

Ракеты, ракеты, ракеты! Ракетная гонка вокруг планеты. Чемпионаты ракет по борьбе с препятствиями и в классах различных категорий, сроков полета и т.д. Сколько всего "висит" космических спутников Земли на ее не безразмерной орбите? По официальным данным, пока чемпионами являются американцы - именно спутников с флагами США на данный момент более 400. Сколько спутников будет у Республики Казахстан - покажет время. Но известно, что вокруг Земли давно плавают 6 спутников той же Индии. Второе место, безусловно, за Россией - с флагом РФ сегодня около 100 спутников движутся друг за другом, круг за кругом, - строго вокруг Земли, окружая ее мерцающими в черном космосе следами. Выйдите-ка в 2 часа ночи на балкон, видно прекрасно, если у вас есть приборы для наблюдения за звездным небом! Теперь известно, что, по предположительным данным американской разведки, - 11.01.2007 г. прошли успешные китайские испытания "противоспутникового оружия". Стартовавшая с полигона "Сичан" китайская баллистическая ракета среднего радиуса действия несла в качестве боевой части некий "кинетический перехватчик", который при прямом соударении уничтожил запущенный в 1999 году метеорологический спутник на полярной орбите высотой примерно 860 км. Эффектно запущенная китайцами ракета-перехватчик, легко уничтожившая китайский же спутник "Фэнь- Юнь", вообще-то была не первой демонстрацией китайской мощи. Как известно, добрых восемь лет мирный китайский спутник "Фэн Юнь -1С" регулярно передавал в КНР изображения циклонов, муссонов, и прочую полезную информацию. Однако генералы Народной освободительной армии Китая приняли решение сделать его мишенью для испытания секретного космического оружия. Таким образом, баллистическая ракета китайских ВВС вывела на орбиту в 865 км экспериментальный спутник-перехватчик, который и взорвал "Фэнь - Юнь", превратив его в мелкие кусочки. По теоретическим расчетам, возникла некоторая угроза столкновения с этими обломками "Фэнь - Юня", - ведь именно на этих высотах, 800-860 километров, работают спутники. Впрочем, самые крупные из них уже сгорели в верхних слоях атмосферы, некоторые упали на поверхность Земли, - сообщения о неких болидах поступали из наблюдательных точек - со всех концов мира, но мелкие кусочки осколков остались еще на орбите, где в качестве теперь космического мусора будут летать, наверное, до 2030 года. Разумеется, НАСА не могло не отреагировать, и было объявлено об опасности для восьми сотен спутников, в настоящий момент работающих на орбите Земли. Вообще-то случались прежде столкновения спутников с обломками в космосе, разумеется, "лобовая встреча" на громадных скоростях кончается катастрофой для дорогостоящей техники. Именно так в 2006 г. был уничтожен российский спутник "Экспресс АМ -11", обеспечивавший телеэфир на Дальнем Востоке. Но, как полагают эксперты Роскосмоса, - "пока у российских спутников и МКС нет необходимости производить маневры, чтобы избежать столкновения, - все было сделано грамотно. Но, если бы китайцы взорвали свой спутник гораздо выше, - например, на геостационарной орбите, то большинство спутников было бы просто разбито "шрапнелью". Китайцы нормально рассчитали место взрыва. На таких низких высотах и так летает достаточное количество космического мусора, поэтому еще одна лишняя тонна обломков "погоды не сделает". Ведь это испытание было чисто политической демонстрацией, жестом, - китайским ответом США на их желание монополизировать доступ в космос!". Однако еще раньше, в сентябре 2006-го года, спустя месяц после оглашения в Конгрессе Джорджем Бушем "Новой концепции космической стратегии США", в которой американцы оставляют за собой (эксклюзивное!) "право "свободы действий в космосе" и даже некое право отказывать своим потенциальным противникам в … доступе к космическому пространству (что-то новенькое!!), китайцы, видимо, вынуждены были "показать жест" (любой из нас такой может изобразить, "вручную"!). Именно там, в черном космосе, мощными лазерными лучами китайского производства и были-таки довольно успешно "ослеплены" мощные сенсорные системы "шпионов" - американских разведывательных спутников. Однако, напомню, американцы уже давно претендуют на право господства в космосе. Вспомним, что еще в 1983 году Рональд Рейган объявил о программе "СОИ" - стратегической обороной инициативе, целью которой было создать, обеспечить господство в космосе, диктуя "американские условия". Тенденции продолжаются, стремление к лидерству во всем, любой ценой - это уже давно стало неким "менталитетом большинства американских политиков". Чертовски обаятельный Черток! Итак, совсем недавно отмечал свое 95-летие академик - Борис Евсеевич Черток, - все еще "чертовски обаятельный" и безгранично интеллектуальный, который и сейчас работает (до сих пор!) во главе РРК "Энергия", а когда-то в юности - плечом к плечу трудился с С.П. Королевым. Есть и в технической науке, к счастью, настоящие "Крепкие Орешки"! Вообще, история создания ракет была такой же стремительной, ошеломляющей, как и - запуск мощного скоростного снаряда, являющегося делом рук человека, а поначалу - плодом безудержного воображения. Еще задолго до появления ракет (в прямом смысле) писатель А. Толстой сказал в своей "Аэлите" немало слов об инженере Лосеве - "с безуминкой в глазах". Справедливости ради, следует напомнить, что именно Алексей Толстой в своей вещи "Гиперболоид инженера Гарина" "предсказал" лазер. Так и с ракетами - снаряд, который он описывал в "Аэлите", - если вы читали этот шедевр вашей юности, - по техническим характеристикам - аналогичен. Ракеты типа "Р" Мало кто знает, что уже в 1949 году работы по созданию стратегических ракет развивались с ошеломляющей быстротой. Еще не была принята на вооружение, теперь ставшая легендарной, ракета "Р-1", что обладала рекордной для тех времен дальностью стрельбы - аж 270 километров, только - только разрабатывалась техническая документация для следующей модели - ракеты "Р-2" с дальностью стрельбы уже в 600 километров, а Сергей Павлович Королев уже представил на научно-технический совет НИИ-88 свой эскизный проект следующей модели - "Р-3" с дальностью стрельбы - 3000 километров. Для той эпохи это могло казаться безумным авантюризмом. В своей сопроводительной (пояснительной) записке автор проекта - С. П. Королев - писал, что одним из наиболее перспективных направлений в развитии ракет дальнего радиуса действия (а ведь именно это и имеет стратегическое значение) является разработка … крылатых ракет. Сегодня мы можем свободно писать и говорить на эту тему, по прошествии лет, и то, - благодаря пусть и кратким, но - авторитетным комментариям военных и экспертов, чуточку приоткрывших для СМИ завесу тайн, связанных с этой важной, стратегической стороной истории СССР. Впервые возник вопрос: какой быть ракете: крылатой или баллистической? По какому пути работать дальше? Казалось бы, с одной стороны, можно было пойти путем создания баллистических ракет, это было бы даже легче в смысле создания систем управления полетом. Ну, а с другой стороны, не менее ценной казалась идея крылатой ракеты, тем более, что С.П. Королев уже занимался ею, еще в 30-е годы! Быть готовыми - к обороне! После того, что пережило государство СССР в 1941-1945 гг. вопросы и цели оборонного ведомства стали приоритетными. И не напрасно! Угроза - реальна! Нестандартное мышление, аналитический склад ума конструктора проявлялись в любой ситуации, - С. Королев проанализировал и просчитал все возможные варианты, прежде чем принимать окончательное решение. В то время вопрос о космосе как о таковом еще не стоял, а была стратегическая задача - создание оружия, которое, если и не доставало до территории США, то, по крайней мере, - как позднее писали аналитики и историки, - "могло поразить американские военные базы близ границ СССР", в целях "самообороны". Итак, два варианта, альтернатива. Коллеги по Совету Главных конструкторов М.С. Рязанский, Н.А. Пилюгин и В.И. Кузнецов вместе брались за разработку управления баллистической ракетой (и отговаривали Королева от идеи ракеты крылатой), и группа энтузиастов, пожелавших работать над идеей крылатой ракеты, исследования возможных схем крылатых ракет, убежденных в том, что крылатая станет реальностью, - к работе далее подключился и Б.Е. Черток, - он предложил создать систему автоматической астронавигации для крылатой ракеты, но предупредил, что возьмется за систему, если сам Королев будет делать крылатую ракету. Чуть позже появилась в планах С.П. Королева "ЭКР" - экспериментальная крылатая ракета, а в структуре его конструкторского бюро - лаборатория Израэля Мееровича Лисовича. Чтобы создать систему астронавигации, необходимо было решить ряд серьезных задач: разработать "систему слежения" за … звездами, что осложнялось из-за световых помех, - северного (полярного) сияния, "серебристых облаков", других, мешающих звезд, а также световые помехи, - в результате деятельности человека. Именно с помощью устройства с "поворачивающимся зеркалом" и была решена данная проблема. В то время компьютеры только-только еще создавались, - проблемы со счетно-вычислительными машинами были. Но и ракеты ведь - создавались! Был предложен простой, примитивный "кулачковый" механизм, - не зря же говорят, что "все гениальное - просто". Кроме того, требовалось создать еще и искусственную вертикаль, ведь для управления ракетой необходимо было еще и вырабатывать направление к центру (!) Земли, что и позволяло ракете наряду с ориентацией на звезды (!) определять свое (ракетное) местоположение. Короче, крылатая ракета стала более перспективной, её сторонники - команда Чертока, вдохновлялись от удачных расчетов и успешной работы. Ещё те Однако, мало кто знает, что еще раньше, в августе 1944 года, на рассмотрение руководства фашистского рейха был представлен технический проект "Дальний бомбардировщик с ракетным двигателем", - разработанный уже известным в ту пору австрийским исследователем ракетных двигателей Эйгеном Зенгером и неизвестным (тогда ещё) Иоганном Бредтом. Эта работа интересна тем, что в ней обстоятельно анализировались возможности создания пилотируемой (!) крылатой ракеты - большой массы. В планах было создание бомбардировщика весом 100 тонн (!), оснащенного ракетным двигателем тягой в 100 тонн, чтобы он мог доставить "бомбовую нагрузку" в 10 тонн на дальность 20-40 тысяч километров (далековастенько-с!). Это и был проект "стратегического бомбардировщика", но с использованием совершенно иных принципов полета, чем раньше, в классической авиации. Например, предполагалось, что взлет будет осуществляться при помощи мощного ракетного устройства, - но связанного с землей, работа которого (при запуске) длится - около 11 секунд. Разгоняясь до скорости 500 метров в секунду (то есть - 1800 км/час), самолет отрывается от ВПП и на всей полной мощности продолжает набирать высоту. Предполагалось, что на этом участке полета он достигнет высоты 50-150 км, достаточно быстро - за 4-8 минут. Однако, по истечении этих 4-8 минут должно будет кончиться топливо (!), и самолет сможет двигаться уже по инерции, за счет кинетической и потенциальной энергии. А далее предполагалось вообще оригинальное решение - самолет должен будет после выключения двигателя и за счет притяжения Земли - постепенно снижаться, а когда коснется атмосферы - не войдет в нее, а ударится (о нее), подобно камушку, который пускают по воде "блинчиками". После серии "скачков" самолет должен будет достичь своей цели, сбросит "груз" - бомбы, а после, по траектории, описав дугу, либо вернется на место старта, либо - приземлится на другую (запасную) площадку. То есть, уже в 1944 году в РЕЙХЕ ПРЕДПОЛАГАЛИ, что БОМБИТЬ США не будет проблемой, так как такой самолет сможет достичь территории США. Этот проект был полностью разработан, рассчитан, были построены графики, номограммы, как убедительное доказательство того, что данная конструкция - теоретически готова. Были даже подробно исследованы физико-химические процессы сгорания топлива, причем при самых высоких температурах, а также энергетические свойства топлив, продумали и систему охлаждения "движка". Учитывая же предельную дальность в 40 тысяч км, можно было утверждать, что такой самолет вообще-то не что иное, как космическая система бомбометания! Однако, нечто подобное позднее было изготовлено и испытано в СССР, но это было в 60-е, 70-е годы, и - с использованием искусственных спутников Земли. Это был период Отечественной войны, и всякое неожиданное решение в смысле технического вооружения "ноу-хау" могло ли бы предрешить исход войны. Не исключено, что математические расчеты и технические решения этого проекта могли некоторым образом пригодиться для дальнейших научных поисков в столь смелом направлении. По мнениям экспертов, в случае, если бы за разработку данного проекта взялись спецы германского центра Пенемюнде, то такой самолет мог бы взлететь уже через 5-10 лет, ориентировочно - в 1949 -1954 гг. Известно, что кое-что от самолета Зенгера был взято при разработке "Бури" и "Бурана", а кое-что перешло и в американский "Спейс Шаттл", да и во второй советский "Буран", но, по всей видимости, наиболее близкой выглядит воздушно-космическая система с тем же именем "Зенгер", - от германских ученых. Страницы истории Страницы истории ракетостроения хранят сведения о той талантливой работе, которой самоотверженно занимались конструкторы во главе с С.П. Королевым. И, как описывает известный в данной области эксперт Александр Железняков, - научно-исследовательские работы по особо стратегической теме "Комплексные исследования и определение основных летно-технических характеристик крылатых составных ракет дальнего действия" шли полным ходом. Для цикла работ по созданию именно "крылатой", было необходимо убедиться не только теоретически (по расчетным показателям), но и полностью, - практически, - в серьезной работоспособности системы астронавигации, столь необходимой для "крылатых". Итак, был подготовлен "рабочий макет", - действующая модель системы, и уже всё было готово к установке на самолет, - к началу 1952 года. Но испытания проводились во второй половине 1952 года, и далее - в 1953 году. По маршруту Москва - Даугавпилс было совершено 9 испытательных полетов самолета "Ил-12", и это дало возможность определить правильность решения. Не было ни одного отказа, а ошибка в определении координат цели составила (даже по максимуму) всего 7 км. Это было почти отлично (для тех времен). Однако генеральный конструктор должен был все взвешивать досконально. Что выбирать: баллистическую или - крылатую? У тех и у других были достоинства, но были и недостатки. Королев делает трудный выбор. Решено: делать ракеты баллистические, но тот объем ценных работ по "крылатым" не должен был пропасть, поэтому свой доклад по "крылатым" С.П. Королев готовит со всей серьезностью, - и в нем предлагается "составная двухступенчатая крылатая ракета с дальностью полета 8000 километров при стартовом весе около 90 - 120 тонн". Первая ступень ракеты должна иметь мощный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД), который при вертикальном старте забрасывает (уже) вторую ступень с боеголовкой на заданную высоту, где должно происходить разделение ступеней. Далее вторая крылатая ступень с помощью реактивного двигателя совершала горизонтальный полет и доставляла боеголовку - к заданной "цели". По расчетам было видно, что при высоте порядка 20 километров требовалось, чтобы реактивный двигатель позволял развивать скорость до 3 Махов (!). Тогда Королев отказался от "крылатых", и передал все материалы по этим работам весте с лабораторией Лисовича в Министерство авиационной промышленности. Драгоценные "изделия" После выхода Постановления Совета Министров СССР от 20.05.1954 года, тематику по крылатым ракетам дальнего действия передали в Минавиапром (ввиду занятости ОКБ-1 НИИ-88 работами по созданию и развитию ракет "Р-5" и "Р-7"). К работам были привлечены ОКБ-301 главного конструктора С.А Лавочкина и ОКБ-23 главного конструктора В.М. Мясищева. Постановлением СМ СССР от 20.05.1954 г. № 957-409 задавалась разработка двух типов МСС - межконтинентальных самолетов-снарядов для поражения целей на территории США. Поисковая работа обоих КБ получила наименование "КРМД" - крылатая пакета межконтинентальной дальности. Результаты темы "КРМД" были использованы при разработке комплексов с межконтинентальной ракетой "Буря" (изделие "350", В-350, Ла-350) в ОКБ -301 и с МКР "Буран" (изделие "40") - в ОКБ-23. Научным руководителем этих проектов - был назначен директор НИИ-1 академик (позднее - президент АН СССР) М.В. Келдыш. Он был в полном курсе всех научно-технических проблем и задач по созданию носителей ядерного оружия. Как и предлагал С.П. Королев, составная ракета имела первую ступень (две боковушки) на 4-х ЖРД Р-11, масса первой ступени была - 54 тонны, двигатели могли обеспечивать суммарную тягу 91,5 тонн, что обеспечивало доставку этой конструкции на высоту 17 500 метров, где и происходило разделение ступеней (диаметр первой ступени 1,6 метра, её высота - 19,8 метров). Далее вторая ступень, проще говоря, крылатая ракета, совершала уже горизонтальный полет. Она была оснащена сверхзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (СПВРД) РД-012У. Ступень № 2 (крылатая) имела массу 40,86 тонны, диаметр - 2,2 метра (размером с детскую карусель), а высота - 19,1 метра. Двигатель мог обеспечивать тягу в 7,75 тонны, система была рассчитана на дальность 8000 км и на горизонтальную скорость 3,1 Маха. По расчетам экспертов предполагалось: при подходе к цели ракета должна совершить противозенитный маневр, - то есть подняться на высоту 25 км и уже оттуда "спикировать" точно на заданную цель. Результаты самолетных испытаний давали основание для оценок: вероятное отклонение от цели не должно было превышать 10 км. По тем временам - "супер"! В 1957 году техническая документация для "Бури" была завершена, после чего было начато производство опытного экземпляра, параллельно были запущены 19 ракет для проведения летных испытаний. Первый полет "Бури" состоялся 1 сентября 1957 года (почти полсотни лет назад). Запуск ракеты осуществлен с полигона "Капустин Яр". Все расчеты конструкторов оправдались, ракета вела себя так, как и было рассчитано и запланировано. Система астронавигации также "работала прекрасно". Однако, обозначились, конечно же, и проблемы, и их следовало скрупулезно и долго "дорабатывать". В девятом пуске "Бури" - 28.12.1958 г. - продолжительность полета составила 309 секунд. В 10-м и 11-м пусках были получены рекордные результаты (того времени): ракета улетела на 1350 км при скорости 3300 км/час и 11-й: на 1760 км при скорости 3500 км/час. В СССР в атмосфере на скоростях порядка М=3 столь далеко не летал еще ни один аппарат. В 12-м пуске установили астронавигацию, но он был неудачным. В 13-м пуске ракета была оснащена модернизированными ускорителями с двигателями С2.1150 и СПВРД РД-012У с ускоренной камерой сгорания, полет продолжался около 10 минут! При пуске 2.12.1959 года ракета, оснащенная системой астронавигации, пролетела 4000 км. Это был абсолютный рекорд. После выполнения программы полета ракета была развернута на 210 градусов и далее летела по радиокомандам. Испытания ракеты по короткой трассе около 2000 км завершились. Начались испытания по длинной. Тогда еще невозможно было определить конечную дальность, точность по "цели". И расход топлива в процессе работы СПВРД значительно превосходил расчетные показатели. Еще ни одна ракета не попала в цель, - топливо кончалось раньше, чем она достигала "района цели". Эксперты НАТО не смогли вычислить "Бурю" Как-то в руки конструкторов "Бури" попал американский журнал, в котором была представлена карта СССР в нанесенными точками взлетов и попаданий, а также трассами полетов отечественных ракет дальнего действия. Там были все ракеты! Но "Бури" не было. Дело в том, что у НАТО в Турции были системы наблюдения, которые засекали верхнюю часть траектории полета советских баллистических ракет. Опираясь на законы баллистики, можно легко рассчитать остальную часть трассы ракеты, и даже место ее взлета и место падения. Но вот "Буря" была создана по другому принципу, и, кроме того, эта ракета могла совершить маневр в любой заданный момент, поэтому по части ее траектории нельзя было рассчитать весь полет, нельзя было определить место ее старта и падения (попадания). Это тоже был успех. Следующие пуски (15-18) были произведены по длинной трассе: полигон "ВЛАДИМИРОВКА" (СЕВЕРНЕЕ КАСПИЙСКОГО МОРЯ) - КАМЧАТКА. Последний пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16.12.1960. В тот период вместо рассчитанных 8000 км "Буря" удалялась максимум на - 6500 км (недолет 1500 километров!). Далее по разным причинам конструкторам "Бури" не давали до конца довести проект. В тот момент уже была поставлена на вооружение межконтинентальная (!) баллистическая ракета "Р-7", и вышла на летные испытания супер-новая баллистическая ракета "Р-16" конструкции Михаила Янгеля на высококипящих компонентах топлива. Эти ракеты могли преодолеть любую ПВО (противовоздушную оборону) тех лет, имели огромную скорость полета, относительно простую конструкцию и т.д. Но - было принято решение ограничить стратегический ракетный парк страны баллистическими ракетами, и руководство СССР посчитало нецелесообразным создавать еще один, новый вариант ракеты - "носителя"! Генеральный конструктор Семен Лавочкин пытался доказать, что не стоит, - нельзя отказываться от крылатого летательного аппарата с уникальными летно-тактическими данными. Он предлагал использовать "Бурю" как беспилотный фоторазведчик большой дальности или как ракету-мишень. Хотя работы по фоторазведчику начались еще в 1958 году, постановление правительства № 138 - 48 о такой разработке появилось лишь 5.02.1960 года. По этому же документу прекращались работы по проекту "Буря". Оставшиеся несколько ракет было решено запустить для отработки перспективных образцов ракетной техники. По другой версии - эти ракеты выделялись для отработки фоторазведчика. Последняя (из них) была запущена с полгона "Капустин Яр". Конструктор скончался в июне 1960 года, проект фоторазведчика просуществовал до октября, а мишени - до начала 1961 года, но затем и их закрыли. Было произведено 4 пуска "В-350" в интересах создания фоторазведчика и скоростной высотной мишени для комплекса ПВО "Даль". Последняя ракета была пущена с полгона "Капустин Яр" 16.12.1960 года (18 пуск). Всего изготовлено 19 ракет и произведено 18 (по другим данным 17) пусков, из которых 3 были аварийными. В 1955-1957 годах в ОКБ-301 С.А. Лавочкина велось предэскизное проектирование экспериментальной крылатой атомной ракеты (КАР) с ядерным ПВРД конструкции М.М. Бондарюка. Работы по ракете "375" не получили значительного развития - "КАР" получилась огромной. На основе задела по "Буре" в ОКБ Лавочкина и Бондарюка велись работы по созданию воздушно-космического самолета и гиперзвукового ПВРД для него, но после смерти С.А. Лавочкина программа была прекращена. Крылатая ракета "Буран" Первая ракета "Буран" (МКР - межконтинентальная крылатая ракета "Буран", - "изделие - "40") начала создаваться в КБ Мясищева позднее, чем "Буря", поэтому в момент первого полета "Бури" - "Буран" вообще был только еще "на бумаге", - в чертежах. Но уже тогда всем было очевидно, что "Буран" должен стать более мощной ракетой. В принципе, строилась ракета по той же схеме, что и "Буря", но первая ступень представляла собой четыре (4), а не две (не 2), как это было у "Бури" - "боковушки". Первая ступень была оснащена четырьмя ЖРД (конструкции В.П. Глушко). Масса первой ступени - 80 тонн, суммарная тяга двигателей 74,46 тонны, диаметр ступени - 1,6 метра. Высота - 10 метров. Двигатели могли обеспечить доставку этой конструкции на высоту до 18200 метров, - на которой должно было происходить разделение первой и второй ступеней. Далее полет происходил также, как и у "Бури". Вторая (2-я) ступень, - то есть собственно крылатая ракета, оснащалась СПВРД РД-018 (конструкции Бондарюка). Ступень (крылатая ракета) весила 60 тонн. Тяга двигателя составляла 10 тонн. Диаметр ступени 2,4 метра, длина - 24 метра. Расчетная дальность "стрельбы" для крылатого "Бурана" составляла 9150 км. Но подтвердить характеристики ракеты не удалось! Уже в конце 1957 года были прекращены работы по "Бурану", который так и не успел совершить ни одного полета. Сам проект "Бурана" следовало бы защищать, но КБ Мясищева должен был еще работать и над стратегическим бомбардировщиком, что было не менее важно! И позднее уже появились - дальние бомбардировщики "М-3" и "М-4". Параллельные работы - в США Удивительно, но этот момент истории действительно напоминает "гонку" (вооружений). Когда в СССР рождались "Буря" и "Буран", в США в 1956-58 гг. велись испытания аналогичной разработки - сверхзвуковых крылатых ракет "NAVAHO G-26" и межконтинентальной "G-38" ("North American Aviation"). После 11 неудачных пусков программа была закрыта. Однако к крылатым ракетам вернулись, но уже спустя двадцать лет. (Продолжение следует). Фото с сайта http://www.engine.aviaport.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи