Опубликовано: 993

Приплыли…

Приплыли…

Повышение до уровня мировых цен на центрально-азиатский газ усилит позицию Казахстана в регионе и поставит под сомнение проект Транскаспийского газопровода.

Часть первая На днях в высотном здании "Газпрома" Россией, Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном было принято решение о переходе на мировые цены за центрально-азиатский газ с 2009 года. Сегодня уже можно представить, как оно скажется на экономике Украины. За поведение на переговорах главе "Газпрома" Алексею Миллеру можно смело ставить "пять". Он выглядел несколько озадаченным, словно его оглушили неожиданным сюрпризом. На самом же деле грустить и задуматься, в конечном счете, придется Украине, если она стремится и далее дотировать свою экономику центрально-азиатским газом. Соглашение ломает всю конструкцию позиции официального Киева на переговорах с "Газпромом". Ведь до сих пор главной парадигмой украинской позиции было то, что российский газовый гигант экспортирует в Украину дешевый центрально-азиатский газ и более дорогой российский. С начала следующего года "Газпром" нивелирует эту разницу и будет платить странам Центральной Азии по мировым ценам. Сразу уточняю, по мировым - на границе Казахстана с Россией. Если кто-то думает, что на переговоры в "Газпром" триумвират стран (Казахстан, Узбекистан и Туркменистан) прилетел случайно, то он глубоко заблуждается. Я далек от мысли, что представители трех центрально-азиатских стран случайно встретились в московском аэропорту Шереметьево, и потом решили скинуться на такси, чтобы посетить Миллера. А в салоне такси стали договариваться, как себя вести на переговорах. Надо думать, они заранее сговорились, ибо давно поняли прописную истину. "Газпрому", конечно, по деньгам дороже вести отдельные переговоры по импорту газа в Ашхабаде, Ташкенте и Астане. Правда, еще ни разу газпромовцы на дефицит денег не жаловались, боюсь, они и не собирались этого делать в обозримой перспективе. Газовому концерну в плане выстраивания своей энергетической стратегии, безусловно, проще разговаривать тет-а-тет, чем с группой стран. Не думаю, что идея такого корпоративного визита в офис "Газпрома" родилась вчера. По всей видимости, Астана смогла-таки убедить Ашхабад и Ташкент выступить единым фронтом. Заинтересованность Казахстана в вопросе повышения цены центрально-азиатского газа, на первый взгляд, неочевидна. С чего бы напрягаться стране, которая в триумвирате по объемам поставок газа занимает почетное третье место? Интерес Астаны Не будем говорить о том, что, подписав соглашение, Россия, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан фактически уничтожили всю правовую базу в сфере газовых поставок. Долгосрочные контракты между "Газпромом" и Туркменистаном, "Газпромом" и Узбекистаном, "Газпромом" и Казахстаном на сегодняшний день могут быть пролонгированы заинтересованными сторонами, но уже на других условиях. Эти самые условия (цена газа) с точки зрения права сегодня наиболее уязвимы для внешних нападок, однако картельное соглашение, по мысли сторон, должно компенсировать моральный и материальный ущерб. Ущерб, безусловно, должны нанести Украина, ЕС и США. Теперь уже есть смысл рассказать об интересе Астаны в новой конфигурации газовых отношений. Казахстан, не являясь крупным поставщиком газа, имеет ряд предпосылок живо интересоваться данным вопросом. Во-первых, Астана стала местом паломничества американских, европейских чиновников, президентов Польши и Украины, которые лоббировали вопрос диверсификации поставок нефти и газа из Прикаспийского региона. Чтобы обойти стороной территорию России, необходимо найти страну, чье географическое положение и прикаспийская инфраструктура будут играть роль реальной альтернативы. Такой страной и является Казахстан. В числе приоритетной Запад считал, на первом этапе, проект Транскаспийского газопровода, на перспективу, создание трубопроводной сети для нефти и газа через Каспий. Во-вторых, Казахстан был, есть и остается страной, способной, если не сегодня, то в ближайшие 3-4 года гарантировать заполнение любой трубопроводной сети. По объемам нефти, после запуска Кашагана, в особенности. Тогда как по объемам газа - частично. Запад и тогда, и сейчас полагает, что Астана способна договориться хоть с чертом, если будет адекватно мотивирована. В-третьих, учитывая особые отношения с Москвой, Казахстан является именно той страной, которая способна склонить "Газпром" к согласию на повышение цен за центрально-азиатский газ. С другой стороны, Астана может стать в некотором роде щитом прикрытия для Туркменистана и Узбекистана в последующих разбирательствах с Евросоюзом и США. Войдя в триумвират, Астана сделала себе неплохую пиар-компанию. "Газпром" теперь понял, что клад центрально-азиатского газа лежит в Ашхабаде и Ташкенте, но ключ от него находится в Астане. ЕС и США также уяснили себе, что Центральная Азия впервые выступила блоком, в то время как неформальным лидером блока стал Казахстан. Что способен в свете достигнутого соглашения предпринять Запад? А ля шагреневая кожа Поле для маневра у ЕС и США ограничено. Причем, оно сужается быстрее, чем думают на сей счет в Брюсселе и Вашингтоне. Западные стратеги полагали, что Россия не заслуживает доверия как гарант поставок углеводородов в Европу и США. Мол, Москва часто использует газовую дубинку для того, чтобы огреть ею Украину. Они, кстати, и подозревали, что любой мало-мальски жесткий российский удар по Киеву неминуемо отзовется энергетическим коллапсом в Праге, Париже, Берлине и Мадриде. Условием для признания России цивилизованной страной считалось присоединение Москвы к Европейской энергетической хартии, где основной идеей является доступ западных компаний на российский рынок углеводородов и нефте-, газопроводной сети. Четырехстороннее соглашение выводит отношения между Россией и Центральной Азией в газовой сфере из области "братских" отношений в сферу прагматизма и рыночной экономики. Теперь западным стратегам трудно критиковать Россию за то, что она использует "серые схемы" в сфере ценообразования на импортируемый из Центральной Азии и экспортируемый затем в Украину и Европу газ. Наверное, жалко хоронить проект Транскаспийского газопровода на нынешней стадии. Стадия, впрочем, вызывала большие сомнения не только у Туркменистана и Казахстана, но и у самих западных стратегов. Единственным государством, который публично поддержал проект, стал Азербайджан. Но, с одной стороны, Баку в плане стратегии нет ничего проще, чем сделать хорошую мину при плохой игре. Поддержав Транскаспийский газопровод, Азербайджан даже взялся за разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта. Все это зачтется, когда труба будет построена, и Европа, наконец, получит газ, минуя территорию России. Однако никто и никогда позицию Баку ключевой не считал, не считает, и не будет считать. Для США и Европы было важнее заручиться поддержкой Астаны и Ашхабада. Последние страны и должны были стать гарантами заполнения трубы. А без гарантов строить Транскаспийский газопровод нет никакого смысла. Казахстан и Туркменистан довольно долго колебались на этот счет. Эти колебания были восприняты на Западе, как нежелание Астаны и Ашхабада сотрудничать с Россией в пользу прямого сотрудничества с европейскими потребителями. Предполагалось, что европейцы дадут странам Центральной Азии тарифы более высокие, чем те, которые определил "Газпром". Честно говоря, невольно возникает одна крамольная мысль. Западные стратеги недооценили возможности России и, в частности, "Газпрома". Думается, они надеялись на то, что россиян "задушит жаба", в силу чего они будут долго и упорно противиться желанию центрально-азиатских стран поднять цену за свой газ до уровня мировых. Жаба не задушила, и Миллер легко договорился со своим собратьям по СНГ. В условиях новых цен за центрально-азиатский газ вопрос о Транскаспийском газопроводе завис как воздушный акробат у купола цирка. Россия дает Центральной Азии цены даже более высокие, чем абстрактно предлагали западные эмиссары. И от всего этого, как мне кажется, настроение и в Вашингтоне, и в Брюсселе совсем никакое… Продолжение следует Коллаж с сайта http://www.russiansanfran.com
Загрузка...