Опубликовано: 1325

Президентские выборы в Узбекистане: точка отсчета - январь 2007

Президентские выборы в Узбекистане: точка отсчета - январь 2007

Есть загадка, разрешить которую пока никто не может. Известно, что президентские выборы в Узбекистане пройдут в конце следующего года. Но когда точно, и какого числа, неизвестно.

Сейчас можно предположить несколько вариантов того, как долгожданные выборы пройдут. Но в одном можно быть уверенным, никаких серьезных эксцессов не произойдет хотя бы потому, что Каримов останется у власти на очередной срок. Здесь не имеет значения, легитимно или нелигитимно избрание на очередные семь лет указанной персоны. Важно другое - изменится или не изменится Узбекистан в начале 2008 года. Необходимо напомнить, что две ключевые реформы судебной системы - отмена или мораторий смертной казни и передача арестных функций от прокуратуры судам - намечены именно на начало 2008 года. Но произойдут ли перемены в сфере экономики? Сейчас многие аналитики сходятся во мнении, что дальнейшая стагнация узбекской модели построения рыночной экономики может иметь далеко идущие последствия, которые негативно скажутся на общей политической стабильности в Центральной Азии. Но вернемся к выборам, вернее, к тому, когда они могут состояться, и в какой конкретно форме. 9 января 2007 года исполняется семь лет со дня последнего избрания лидера страны и почти семь лет со дня его официального вступления в должность. Конституцию уже успели изменить, и теперь срок президентских полномочий продлен с 5 до 7 лет. Предвыборная кампания должна проходить на фоне громких заявлений политических партий, инициативные группы граждан должны выдвигать кандидатов, проводить собрания, обсуждать программы. Но в реальности Узбекистан ничем не похож на страну, где произойдет самое главное - выборы человека, который в течение последующих семи лет должен тащить узбекским корабль по рифам рыночной экономики. Это в любой другой стране кандидаты начинают предвыборную агитацию, тратят большие деньги на пиар, стремясь повысить свой рейтинг в глазах потенциальных избирателей. Даже в не совсем демократическом Казахстане президентские выборы проходят, по узбекским меркам, очень демократично. Назарбаев борется с оппозицией, оппозиция выставляет своим кандидатом недавнего спикера Ж.Туякбая, а обвинения с обеих сторон звучат в эфире ежедневно. Узбекистан на фоне своего северного соседа - остров пышущий миром и благополучием. Здесь еще за год до президентских выборов ждут такого же сценария, который уже однажды осуществлялся. Как можно ближе к выборам из блока лояльных к властям политических партий будет выдвинут кандидат, который создаст видимость борьбы. Естественно, без громких заявлений и альтернативных программ. Если в программе действующего президента прописано, что он будет последовательно продолжать реформы в политической сфере, то у его "оппонента" будет прописано то же самое, только со сменой слов в предложениях. В Узбекистане молчат не потому, что хотят молчать. Местные средства массовой информации жестко контролируются узбекскими властями, официально зарегистрированные политические партии стараются поменьше высовываться. Только в период зарождения они разрабатывают программные документы, декларируют цели и называют прослойку общества, на которую ориентируются. При этом делается это максимально корректно, и без, не дай бог, альтернативных оглашения альтернативных путей развития общества. По существующему в Узбекистане законодательству политические партии должны за полгода до выборов выдвигать своих кандидатов. Но на политическом поле страны ничего не слышно. Об инициативных группах граждан и говорить не приходится. Складывается впечатление, что все решения, как и раньше, принимаются в Ок Сарое, а результаты потом опубликуют в официальных СМИ для широкого ознакомления. Молчит и Буритош Мустафаев, председатель Центральной избирательной комиссии. В такой ситуации полнейшей апатии и безразличия к судьбам страны возникает вопрос: что собираются предпринять узбекские власти, чтобы придать будущим, формально проводимым президентским выборам хотя бы минимальный налет легитимности? В статье 92 Конституции говорится, что президент считается вступившим в должность с момента принесения на заседании парламента Узбекистана присяги. В законе "О выборах Президента Республики Узбекистан" записано, что "Президент Республики Узбекистан вступает в должность с момента принесения присяги на заседании Олий Мажлиса не позднее двух месяцев со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов Президента Республики Узбекистан". Теперь обратимся к тому, что произошло в Узбекистане 22 января 2000 года. В присутствии депутатов Каримов торжественно присягнул на Конституции и Коране. С этого момента, по узбекскому законодательству, начался отсчет второго президентского срока. 22 января 2007 года он истекает. Согласно закону "О выборах Президента Республики Узбекистан", о начале избирательной кампании объявляет Центральная избирательная комиссия - не позже, чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего президента. 22 октября 2006 года предвыборная кампания, с юридической точки зрения, должна начаться. Но странное дело, в законе "Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти", принятом в 2002 году, говорится, что выборы нового президента должны состояться не до того, как завершатся конституционные полномочия прежнего, а …спустя почти год после их завершения. Если учесть, что по закону действующий президент Узбекистана сохраняет свои полномочия до вступления в должность новоизбранного президента, то получается, что действующий президент может оставаться на этом посту не 7 лет, а почти 8, точнее 7 лет и 11 месяцев. До конца 2007 года президентских выборов не будет. Но варианты все равно существуют, причем некоторые вполне юридические, другие - не совсем. Можно провести референдум об очередном продлении президентского срока. Два раза это проходило, может пройти и в третий. К тому же референдум можно провести в любое время, не дожидаясь, когда истечет срок полномочий. Можно также поставить президентом формальную фигуру, а самому стать премьер-министром или председателем Сената. Этот вариант уместен, если полномочия президента будут заметно урезаны в пользу спикера или премьера. Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев подобное уже сделал. Можно сделать так, чтобы нынешний президентский срок посчитали не вторым (каковым фактически является), а первым. Для этого необходимо внести поправки в Конституцию, которую поддержат депутаты. Узбекские депутаты, как показывает практика, что угодно поддержат, поэтому вариант со сроками вполне реален. В качестве подтверждения возможности подобного сценария можно привести недавно прошедшие в Таджикистане выборы. Эмомали Рахмонов был переизбран на следующий срок сразу после того, как были внесены соответствующие поправки в таджикскую конституцию. Но как бы ситуация не развивалась, понятно, что Каримов останется у власти вне зависимости от того, как будут это трактовать узбекские законы. Сегодня можно много и долго рассуждать на тему, кто бы мог прийти ему на смену и как мог прийти. Но одно обстоятельство нужно учитывать, когда делаешь те или иные прогнозы. Политическая стабильность в Узбекистане во многом связана с тем, какими методами управляют сегодня страной. Любые резкие движения в любом направлении могут расшатать ситуацию, и не дай бог, взорвать ее. Сменить режим, и при этом не навредить, вряд ли получится.
Загрузка...