Опубликовано: 1500

Правительство Казахстана: 100 дней после приказа

Правительство Казахстана: 100 дней после приказа

Сто дней отработало старое правительство Казахстана с новым премьер-министром Каримом Масимовым. И судя по тому закрытому от СМИ стилю работы, который выбрал премьер Масимов, бывший в свое время инициатором Интернет-трансляций заседаний правительства и почти что силой заставлявший министров вести блоги и аккаунты в соцсетях, наследство от предшественника ему досталось, мягко говоря, непростое.

И «разгребать завалы» ему приходится, засучив рукава, не тратя силы и время на то, чтобы разжевывать свои действия и прессе, и обществу. О накопившихся «завалах» в экономике сигнализирует и ухудшение прогноза по рейтингу Казахстана со стороны "Standard & Poor's", которое в середине июня 2014 года изменило прогноз на "негативный", объяснив это ухудшением экономического роста и падением эффективности монетарной политики. Вслед за ухудшение странового прогноза были понижены и прогнозы госкомпаний.

Из тех скудных сообщений, что выдают в прессу по итогам заседания правительства на брифингах министры, понятно, что основная работа исполнительной власти сейчас сосредоточена на корректировке республиканского бюджета. Секвестра, уже очевидно, избежать не удастся.

Да и сам Масимов в своем едва ли не единственном публичном выступлении (дело было на совместном заседании палата парламента) в должности главы правительства сообщил, что, скорее всего, в сентябре-октябре 2014 года правительство придет в парламент с изменениями в бюджет.

При этом премьер признал, что корректировке будут подвергнуты и макроэкономические показатели, чтобы, по его выражению «более реалистично посмотреть на развитие экономики по концу года».

Слабым утешением в нашей пошатнувшейся экономической ситуации может служить лишь то, что нынешняя волна кризиса захлестнула все развивающиеся рынки, в том числе и наших ближайших соседей и партнеров – Россию и Китай. А это, естественно, не может не сказаться на крупных отечественных экспортерах, рынками сбыта которых являются компании этих стран. Однако, такая зависимость от экспорта (в первую очередь, конечно, сырья) свидетельствует лишь о том, что программа диверсификации экономики, о которой так долго и громко говорили в правительстве, скажем прямо, пробуксовывает.

То, что реализация первой пятилетки государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития пока не позволила существенно преобразовать структуру казахстанской экономики, публично признал и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

По данным, приведенным главой государства на совещании, посвященном реализации ГПФИИР в начале июля, в Казахстане замедлился рост обрабатывающей промышленности, ее удельный вес в структуре ВВП снизился с 11,3% в 2010 году до 10,9 % в 2013 году, эксперты отмечают снижение несырьевой доли экспорта страны с 30 до 20 % - это при том, что добывающая промышленность значительно не росла.

Президент констатировал, что республика не смогла создать критическую массу успешных индустриальных проектов, основанных на инновациях, современных технологиях, то есть таких проектов, которые послужили бы стартовой площадкой для индустриальной революции.

Но, похоже, что правительство Масимова уже было готово к этой критике главы государства. По крайне мере, со слов премьера известно, что исполнительная власть готовит «некоторые инициативы, связанные с выделением резервов из Нацфонда в рамках одного триллиона на развитие инфраструктуры и на создание новых проектов в обрабатывающей промышленности».

Однако, как бы не тратила исполнительная власть время и средства на обрабатывающую промышленность и инновации, «бюджетный банкет» в основном оплачивает сырьевой сектор экономики. И именно поэтому в последние 2 - 2,5 месяца в правительстве проходили встречи за закрытыми дверями со всеми крупными казахстанскими товаропроизводителями, которые получили возможность выплакать в «правительственную жилетку» все свои беды и чаяния.

О чем договорились власть и основные налогоплательщики точно не известно. Известно лишь, что речь шла о некоторых послаблениях в налогообложении и тарифной политике, работе по расширению рынков сбыта в России и Китае. В ответ исполнительная власть просила «самую малость» - чтобы даже в случае ухудшения экономической ситуации, не сокращались рабочие места.

Занималось за минувшие 100 дней правительство и вопросами поддержки обрабатывающей промышленности, развитием инновационной и наукоемкой экономики, а также развитием сектора услуг и малого и среднего бизнеса. Впрочем, этими же вопросами занимались и все предшествующие правительства, в том числе и сам Масимов во время своего «первого пришествия» в исполнительную власть.

И сегодня, так же как и сто дней, да, кажется, и сто лет назад, правительство обещает дать новый толчок развитию малого и среднего бизнеса, упростить процедуры, обеспечить дополнительные каналы финансирования из бюджета, банков второго уровня, привлекать международные финансовые институты к софинансированию проектов. Главная задача та же – сохранить старые и создать новые рабочие места.

Судя по всему, именно обвального закрытия производств и роста безработицы больше всего опасается правительство в самое ближайшее время. А это в самом пиковом случае может привести к падению ВВП и стагнации в экономике.

Но правительство, похоже, намерено избежать этого самого «пикового случая». И хотя прогноз темпов роста экономики снижен с 6% (начало 2014 года) до 4,5% (в июне 2014г), на фоне многих стран мира, находящихся в той же зоне экономической турбулентности, цифры эти выглядят «вполне прилично», а инфляция пока держится в рамках запланированного коридора 6-8%.

И даже, судя по победным реляциям исполнительной власти, начата реализация поручений главы государства по дополнительному стимулированию роста экономики за счет одного триллиона тенге, выделенного из Национального фонда. В этом году на обеспечение экономического роста уже направлено 500 миллиардов тенге, в том числе на поддержку и кредитование МСБ - 100 миллиардов тенге, оздоровление банковского сектора - 250 миллиардов тенге и реализацию проектов индустриально-инновационного развития - 150 миллиардов тенге.

В рамках реализации направлений Дорожной карты бизнеса одобрено к исполнению 143 проекта в обрабатывающей промышленности на сумму 36,8 миллиарда тенге, из которых профинансирован 81 проект на сумму 20,4 миллиарда тенге.

Однако, какие именно проекты скрываются за этими впечатляющими цифрами, так и осталось непонятым – может это сродни с треском провалившихся проектов типа завода планшетников в Актау или фабрики по производству биотоплива в Северо-Казахстанской области. Есть ли среди счастливых  обладателей господдержки сельские предприниматели и стартапы?

Эксперты пророчат нынешнему правительству скорую «перезагрузку» в виде существенного обновления кабинета. Но смена персоналий, по совести говоря, вряд ли что-то принципиально изменит в экономической политике правительства, когда кругом полыхает экономический кризис. Когда горит дом, его надо заливать водой, цвет ведер, из которых будут лить воду, никакого значения не имеет. А вот разъяснять жителям дома, что вода льется для их же блага, и ситуация находится под контролем, все-таки стоит. Может быть, после «перезагрузки» (если она все-таки состоится), мы, наконец, будем получать информацию из первых рук, чтобы общество знало – ситуация находится под  контролем.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи