Опубликовано: 833

Потерянный миллиард

Потерянный миллиард

Проблема высоких, удушающих налогов и связанных с этим потерь государственного бюджета, а также развития теневого сектора экономики, уже не первый год обсуждается экспертами и бизнесменами различного уровня.

Государство иногда прислушивается к ним, но действует крайне медленно, мизерными порциями снижая процентные ставки в налогообложении. Неторопливость и консерватизм шагов иногда, может быть и хорош, если бы при этом казна не теряла большие деньги. Ни для кого не секрет, что сегодня в Казахстане около 70% Фонда оплаты труда (ФОТ) в сфере среднего и малого бизнеса находится "в тени", а зарплата выплачивается в конверте "черным налом". Благодаря этому ежегодно бюджет теоретически может терять до 1 млрд. долларов. Департамент малого и среднего бизнеса акимата г. Алматы совместно с экономистами сделали математические расчеты и предлагают один из вариантов того, как можно было бы вернуть этот драгоценный 1 миллиард USD, который составляет целых 20% казахстанского бюджета. Из неофициальных источников стало известно, что нижеприведенная схема по возврату одного млрд. долларов уже представлялась в правительство, но там пока не торопятся воплощать ее в жизнь. Для этого требуется недюжинная политическая воля, которой сегодня и не хватает. Однако небо предоставим птицам, а сами обратимся к цифрам. Все расчеты делались на основе данных, предоставленных Нацагентством по статистике РК. Основная схема, базируется на исчислении ежемесячного ФОТ (604,508 млрд. тенге), количестве людей, обладающих рабочими местами (6,7 млн. человек), а также процентной ставкой налогообложения. В 2001 году государство только декларировало поступление 604,508 млрд. долларов. На самом деле цифра реальных сборов составила 124,284 млрд. тенге. По поводу зарплаты. Размер усредненной зарплаты составляет 17 300 тенге. Данную сумму за основу берут и эксперты. Теперь перейдем к ставкам по налогообложению. Работодатель должен выплатить за работника 21% социального налога. Сам работник должен выплатить в госбюджет налог, по прогрессивной шкале 5-30%. В пенсионный фонд необходимо выплатить добровольно принудительных 10%. Итого, если все это сложить - 21% + 30% + 10%. Получается не хилая сумма в 61%. Больше половины кровных, надо отдать туда, откуда уже ничего не возвращается - в бюджет. А 60,4 млрд. тенге должно ежемесячно уходить в пенсионные фонды. При таких государственных аппетитах, в голову может прийти только одна мысль, - как сохранить для себя свое заработанное?! И работник вместе с работодателем начинают договариваться и уходить "в тень", а государство начинает терять в доходах. Вернее, государство, благодаря своим ставкам, начинает выталкивать их туда. Для того чтобы работодатель выплатил зарплату в конверте "черным налом", он естественно, должен обратиться "налево" в "черные" обнальные фирмы. Обнальные фирмы уж точно налогов не платят, но зато работают достаточно уверенно под чьей-нибудь бастыкской "крышей". С точки зрения закона, выявить их очень трудно. За обналичивание они взимают от 5 до 10%. Получается, что в любом случае, это дешевле, чем у государства. Подобные размеры налоговых ставок, в конечном счете, влияют на конечную стоимость товара, не минуемо удорожая его, и подрывая его конкурентоспособность. И, тем не менее, по мнению Серика Туржанова, директора департамента малого и среднего бизнеса акимата г. Алматы, на сегодняшний день, выход нужно искать в снижении налоговых ставок, которые помогут не только увеличить поступления в казну, но также вытащить "из тени" на свет и побороть многое негативное, что есть в бизнесе. В связи с этим, он предлагает снизить социальный налог с 21% до 8%. 3% предлагается отдать на медицинское страхование. Начиная с 0% и заканчивая 13%, предлагается взимать подоходный налог с работника. 10% будет отдаваться в пенсионные фонды. В результате этого, налогооблагаемая база сокращается почти вдвое - до 34%. (8%+3%+13%+10%+11% (итого 11% налоги от работодателя и 23% - налоги от работника = 34%). Некоторые эксперты говорят, что снижать процентные ставки в налоговом законодательстве бесполезно. Необходимо менять саму систему налоговых сборов, ибо она далека от совершенства. Во-первых, Налоговый кодекс переписан из современной западной системы, которая совершенствовалась на протяжении веков. И к нашим реалиям порой подходит с большим трудом. К примеру, НДС, который бизнесмены называют налогом с оборота, был применен на Западе в период Великой депрессии, когда страны капитализма мучил кризис перепроизводства. Во-вторых, государство учитывает за юридическими лицами весьма малый объем расходов. А это является чрезвычайно важным аспектом. Кроме всего прочего, здесь речь идет о весьма низких, незначительных льготах, которые как раз и должны стимулировать честность в сфере бизнеса. Кроме того, 34% - это не те 5-10%, которые работодатель платит обнальным конторам. Маловероятно, что двукратное снижение налогооблагаемой ставки станет спасительной палочкой-выручалочкой и явит на свет все тайны теневого сектора. Эту мысль подтверждают опытные предприниматели, которые занимаются бизнесом на протяжении десятка лет. По их предложению, которому нельзя отказать в оригинальности, ставку социального налога нужно сравнять с суммой, которую он платит обнальным конторам, а именно - не больше 5%. Далее, работодатели предлагают скинуть с себя 3 процента медицинского страхования на плечи самого работника. По прогнозным расчетам экономистов, сокращение социального налога может привести к увеличению поступлений на 30,2 млрд. тенге. В 2001 году, социальный налог принес в казну около 124,3 млрд. тенге. На сегодняшний день, поступления от начисляемого на работника подоходного налога, составляет 68, 6 млрд. тенге. Сокращение его до 13%, может привести к увеличению поступлений до 180,9 млрд. тенге, при условии, что зарплата составляет 17 300 тенге. По 3% налога на медицинское страхование, ожидается поступление в сумме 18,1 млрд. тенге. Особую критику вызвал порядок взимания социального налога, когда он просто "размывается" в общей массе, поступая в госбюджет. И также в общем не очень структурировано тратится на социальные нужды. В данном случае, этот вид налога предлагают персонифицировать. Таким образом, работникам, занятым в сфере сельского хозяйства, предлагают выплачивать 0,5 МРП, а всем, кто занят в других отраслях экономики, предлагается выплачивать 1,5 МРП. Исходя из сегодняшних реалий, когда зарплата на селе порой не дотягивает и до 10 тысяч тенге, предлагается установить ставку в 5% для занятых в сельском хозяйстве. А увеличить налог до 13% для тех, кто получает свыше 10 тысяч тенге. По данным статагентства, на период начала 2001 года, в сфере сельского хозяйства трудились 2,4 млн. человек, в других же отраслях, число занятых составило 4,3 млн. человек. В сельском хозяйстве уровень средней зарплаты составляет порядка 8 тысяч тенге, в других отраслях этот уровень эксперты прировняли к 19 тысячам тенге. Из предложенных цифр предлагается решить следующее уравнение в отношении жителей села по расчету социального налога: 2,4 (млн. человек) Х 0,5 МРП (437,5 тенге) Х 12 месяцев. Итого получаем = 12, 6 млрд. тенге. Для занятых в других отраслях экономики меняем цифры: 4,3 (млн. чел) Х 1,5 МРП (1312,5 тенге) Х 12 месяцев. Итого получаем = 67, 725 млрд. тенге. Далее решаем уравнение по расчету подоходного налога на одного работника в с/х (за основу берется зарплата в 8000 тенге). 1) 8000Х10%=800. 2) 8000 - 800 = 7200. При этом годовые пенсионные взносы составляют: 800Х12=9600 тенге. Ежегодный подоходный налог составит: 1) 7200Х5%= 360. 2) 360Х12=4320 тенге. Таким образом, если 4320Х12, то от сельского хозяйства мы получаем 10, 368 млрд. тенге. Теперь подсчитаем поступление суммы социального налога из других отраслей экономики. 1) 4,3 млн. чел Х 1,5 МРП (1312,5 тенге) = 5 643 750 000 тенге. Действие второе: 5 643 750 000 Х 12 = 67, 725 млрд. тенге. Итого, получается, размер ежегодного социального налога составил 67, 725 млрд. тенге. Теперь рассчитаем подоходный налог представителей остальных отраслей экономики с учетом зарплаты в 19 тыс тенге. Ежемесячные пенсионные сборы составляют 1900 тенге. 19000 - 1900 = 17 100 (налогооблагаемый заработок). 17100 Х 13% = 2223 тенге в месяц. 2223 Х 12 месяцев = 26 676 тенге в год. Цифру 26676 умножаем на 4,3 млн. чел, получаем 114 706 800 000 тенге в год. Теперь складываем 114706800000 + 10, 368 млрд = 125 074 800 000. тенге - получили объединенный доход крестьянства и городских. Сложение годового социального налога села и города составит: 67, 7 млрд. + 12, 6 млрд = 80, 3 млрд. тенге. Применение данной методики касается расчетов по минимальной зарплате. Теперь попробуем применить данную схему при расчете реальной зарплаты в 30 тысяч тенге или 200 у.е.. 1) от 30 тыс, пенсионные составят 3 тыс тенге. 2) 30 тыс - 3 тыс = 27 тыс тенге. 3) 27 тыс Х 13% = 3510 тенге/месяц. 4) 3510 тенге Х 12 месяцев = 42120 тенге 5) 42120 тенгеХ 4,3 млн. чел = 181, 116 млрд. тенге. 6) 181, 116 млрд. тенге (городских) + 10, 368 млрд. тенге (крестьянских) = получаем неучтенные 191,484 млрд. тенге. Подводя итоги все этих подсчетов, получается следующая картина. При снижении поступлений социального налога, поступления по подоходному налогу резко возрастает. Таким образом, общее пополнение казны подоходным налогом увеличивается на 180% в сравнении с 2001 годом. Из всего сказанного, из приведенной магии цифр, напрашивается вывод о том, что государство может зарабатывать деньги на голой математике, снижая процентные ставки и, наоборот, терять их, на увеличении тех же налогов. В заключение хочется пожелать, чтобы министры прислушались к экспертам, а также, чтобы они обрели бы достаточную политическую волю, и тогда, если перефразировать Владимира Познера, может быть, настанут лучшие времена.
Загрузка...