Опубликовано: 2900

Понятно, что... ничего непонятно

Понятно, что... ничего непонятно

Какое удобное время наступило - всемирный экономический кризис. И увольнения, и сокращение рабочего дня, и повышение цен на любую продукцию и услуги - все можно им оправдать.

Как-то подзабываются профессорская аналитика и утверждения компетентных экономистов, что мы имеем дело с кризисом перепроизводства. Как-то внезапно начало всего не хватать, денег в том числе. Особенно, когда на просьбу повысить заработную плату, начальство просит не пытаться решить собственные финансовые проблемы за его счет. А ведь как хочется за чей-нибудь счет решить хотя бы одну проблему. Например, по оплате детского сада. Родителям, которым выпала удача устроить ребенка в дошкольное учреждение, уже приходится пересматривать приоритеты распределения средств своего кошелька: в начале мая начальник отдела образования акимата Степногорска, Ж.Н. Абдильдина издала указ о повышении ежемесячной оплаты до 7000 тг. Донести благую весть до родителей, почему-то было возложено на воспитателей. Не все папы и мамы сдерживались, некоторым педагогам удалось услышать кое-что интересное о себе, и заодно, об отделе образования... Мотивация приказа, что называется железобетонная: в связи с повышением цен на продукты и услуги и введением в режим питания детей четвертого приема пищи, с целью их оздоровления и выполнения норм питания. То есть кроме завтрака, обеда и ужина, должен быть либо второй завтрак, либо полдник, который, как показала практика уже двух месяцев, включает в себя либо стакан сока, либо кусочек фрукта. Запросы в прокуратуру, отдел образования акимата и управление санитарно-эпидемиологического контроля по Степногорску, включившие в себя от 4 до 15 вопросов, составленных по звонкам возмущенных родителей, рассматривались каждым учреждением месяц, а то и больше. Вообще-то по закону положено 15 дней, и 30 - если для компетентного ответа требуется выезд на место или работа в архиве. Но месяц, так месяц, время здесь мало, что меняет. В первую очередь люди интересовались, имеет ли право городской чиновник от образования, принимать решения финансового плана и решать вопросы изменения режима питания. 1. Так вот, прокуратура на вопрос: "Законно ли издание приказа о повышении ежемесячной оплаты за посещение детских дошкольных учреждений, начальником отдела образования г. Степногорска?" - не ответила, а отдел образования акимата утверждает, что начальник отдела образования имеет право издавать такие указы на основании того, что является органом государственного управления предприятием ГККП "Детский сад". Кстати, утверждение совсем не самоочевидное. Аналогии, почти всегда не верны, но, к примеру, являясь собственником квартиры, я без разрешения не могу сделать перепланировку квартиры. Так что тот же вопрос придется задавать еще раз. 2. Цены на продукты в Степногорске держатся в среднем ниже, чем по области, сказал аким на отчете за первое полугодие 2009 года, состоявшемся в середине прошлого месяца (то же самое он утверждал и на январском отчете). Удержанию их на низком уровне способствует множество меморандумов заключенных с поставщиками, и наличие собственных производителей. Непонятно у кого информация правильнее: у акима Никишова, говорящего, и статистически обосновывающего, что мы живем дешевле всех, или у начальника отдела образования? Судя по ответам из прокуратуры и отдела образования, начальник отдела руководствуется мониторингом цен на продукты питания с учетом ценовых предложений поставщиков. И вот в этот момент хочется попросить компетентные учреждения проверить поставщиков: а не завышают ли они цены? А акимату и, в частности отделу образования, стоило бы проработать вопрос возможности закупки продуктов на еженедельной сельскохозяйственной ярмарке выходного дня. Отговорки, что на них нет сертификатов качества, не принимаются. Для населения разрешают продавать, СЭС проверяет безопасность мяса, значит и в сады закупать можно. 3. Одной из причин введения дополнительного питания и как следствие - увеличения оплаты, отделом образования называется плановая ежеквартальная проверка санитарного состояния и норм питания в детских садах, осуществленная 8.04.2009 года, в результате которой, сотрудники УГЭСН сделали предписание о приведении норм питания в соответствие с постановлением правительства за № 1438. По этому пункту информация разная: отдел образования говорит, что была проверка и по садам выявлены нарушения. Прокуратура пишет: "В ходе проверок санитарного состояния и норм питания нарушений не установлено". Из ответа УГДСЭН следует, что "в ходе обследования детских дошкольных учреждений города и поселков, а так же миницентра, были отобраны смывы, готовая продукция на бактериологические исследования и отобрана готовая пища (обед) на калорийность и сан-, хим- исследования. За невыполнение калорийности административные меры приняты к детскому саду "Айголек", миницентрам пос. Аксу, Карабулак, д\саду "Арай" (пос. Заводской)". Предписание по введению дополнительного питания не давалось. Но нормативными документами это и не запрещено, тем более что, по мнению специалистов УДГЭСН, согласно действующей нормативной документации, питание должно быть 4-х кратным. Хотя "Типовые правила деятельности дошкольных организаций" говорят о том, что кратность питания устанавливается уставом дошкольного учреждения (п.25). А в договорах, которые некоторые родители с детским садом все-таки подписали, русским языком написано - п.2.2 - кратность питания в ДС трехразовая (завтрак, обед, усиленный полдник). Поскольку дополнительное питание было введено в рацион детей с целью выполнения установленных норм, а нормы калорийности нарушены в одном из пяти городских садов, возникает вопрос - почему калорийность пытаются наверстать соком, фруктами и кефиром (перечень из ответа на запрос составленный отделом образования), и почему процесс касается сразу всех садов, а не только провинившегося? И самый главный вопрос: почему нормы питания детей на одного ребенка, по мнению УГДСЭН, должны ответствовать требованиям приложения №4, к постановлению правительства РК № 738 от 17.05.2000? Дело в том, что это постановление содержит инструкцию "О размерах и источниках социальной помощи нуждающимся гражданам в период получения ими образования". Конечно кризис, и к нуждающимся можно отнести многих, но не всех же. 4. Странный ответ на вопрос - "На каком основании в договор между родителями и детским садом, включен пункт об обязательствах родителей "приобретать на свои средства все необходимые материалы и пособия для занятий с 1 сентября учебного года"? - был дан отделом образования акимата. Вместо обоснования пункта, специалисты отдела образования еще раз констатировали факт наличия такого пункта в договоре и объяснили, куда собственно используются все перечисленные предметы. Тем самым, вопрос остается открытым, и хочется напомнить, что по утверждению методиста отдела образования акимата, Л. А. Шинкарецкой, плата за детский сад состоит из двух частей: за питание и за дополнительное образование. При этом игрушками, методическими пособиями, канцелярскими товарами, мебелью, детские сады обеспечиваются из средств городского и областного бюджетов (интервью в газете "Новая", январь, статья "Во саду ли, в огороде"). В ответе из прокуратуры этот вопрос пропущен вообще. Такая казуистика в принципе ожидаема, и некоторыми воспитанными людьми называется государственной дипломатией. Но мне, как обывателю, все-таки хочется понять: подписал договор и сам виноват, получается, покупай на свои? Не подписал - государство карандаши купит? 5. Часть суммы оплаты за детские сады, составляет оплата дополнительных услуг. В их перечень входит: английский язык, казахский язык, оздоровительные услуги (фитосон, ультразвуковая аромотерапия, массаж стоп аппликатором Ляпко, массаж), плаванье, коррекция речи (логопед). Стоит только немного поразмышлять, как рождается масса вопросов. Волнует "наличие отсутствия" ответа прокуратуры и отдела образования, на вопрос: "Законно ли платное обучение иностранному и государственному языку, если их изучение включено в государственную образовательную программу и закреплено в Типовых правилах деятельности дошкольных учреждений образования, разработанных на основании закона "Об образовании" РК?" При том, что методистом отдела образования Л.А. Шинкарецкой (январь 2009 г., статья "Во саду ли, в огороде") кружок казахского языка "Баурсак" (д\с №4) был причислен к ряду дополнительных услуг. Касательно применения всевозможных оздоровительных процедур (фитосон, ультразвуковая аромотерапия, массаж стоп аппликатором Ляпко, массаж), в части согласования их с педиатром, наличия показаний у ребенка и разрешения министерств, отдел образования подчеркнул, что конкретно фитотерапия проводится по согласованию с детским врачом. Мои попытки официально получить назначение лечения травами ребенка в городской поликлинике окончились неудачей. Неофициально - сколько угодно. А под запись - только таблетки. По информации главврача горполиклиники О.Х. Дусенова, фитотерапевта в их штате нет. Прокуратора может и не знать, но отдел образования явно в курсе, что в детских садах работает средний медицинский персонал, не имеющий права диагностировать заболевания и назначать лечение. Так кто же назначает все оздоровительные мероприятия и по каким показаниям? Например, аппликаторы Ляпко, позиционируемые производителем как медицинское средство (http://www.argo-moscow.ru/lyapko.shtml) и используемые в д\с №5, по версии отдела образования, применяются как профилактическое средство и под наблюдением медсестры. На этом можно было бы и успокоиться, если бы не один небольшой нюанс - по данным газеты "Казахстанский фармацевтический вестник", за 1.03.09 года, в списках изделий медицинского назначения зарегистрированных в Казахстане, аппликатор Ляпко не значится. По логике вещей, если не зарегистрировано, значит, не разрешено. 6. Каждый родитель, чей ребенок посещает детский сад, может рассказать пару десятков случаев, когда он в числе других пап и мам, был обязан сдать от 500 до нескольких тысяч тенге на покупку чего-нибудь нужного в группу, сопровождаемый девизом "Это для вашего же ребенка". Мало кто находит в себе силы отказаться от взноса, опасаясь, что это отразится на отношении к его чаду. Но оформляется ли "подарок" в виде комплекта новой мебели, телевизора, ковра, штор и прочего подобного, соответствующим образом, накладными, актами, записями в журналах - утверждать не может никто. Отдел образования в ответе на запрос пишет: "Все, что приобреталось родителями, спонсорами для детского сада, оформляется актом и ставится на баланс детского сада". Непонятно, констатируется реальное положение вещей или идет цитирование законодательства, как в ответе прокуратуры? Оптимистично предположив, что бумаги все-таки оформляются соответствующим образом, любопытно увидеть область применения высвободившихся средств, отведенных на эти траты отделом образования города. А то, что они ежегодно выделяются, сомневаться не приходится: "Коммунальные расходы, заработная плата персоналу, закупка канцелярских товаров, игрушек, мебели, текущий ремонт и прочее - осуществляется из средств городского бюджета" - это фраза из неоднократно уже цитируемого интервью методиста отдела образования Л. А Шинкарецкой. Суммы должны быть немалые: стоит только пройтись по детским садам и увидеть, сколько в группах современной новой мебели, ковров и т.д. В условиях кризиса и, вопреки официальной статистике, мизерных средних заработных плат по городу (46 тысяч тг в месяц, по данным акимата, против 25 тысяч тг - по опросам корреспондентов нашей газеты), можно назвать поведение родителей аттракционом неслыханной щедрости. 7. Учреждения образования предоставляют образовательные услуги на платной основе согласно статье закона 63 Закона РК "Об образовании" от 27 июля 2007 года. Услуги должны предоставляться по заявлению родителей и на основании договора. Я, как родитель, ребенок которого ходит в детский сад, ответственно заявляю, что перечня дополнительных образовательных услуг, из которого я могла бы что-то выбрать, мне не предоставлялось. Точно так же как мне неизвестны факты предоставления такого списка другим родителям нашей группы. Более того, звонившие в редакцию мамы остальных садов города, заявляли, что им не давали никакого списка и в предлагаемом к подписанию договоре, перечня тоже нет. И заявления о предоставлении допобразовательных услуг, родителями не писались. Договор с садом, по разным причинам, подписан не всеми родителями. Законно ли взимание платы на таких условиях? Прокурор Степногорска в своем ответе корректно обошел этот вопрос, отметив, что "родители вправе отказаться от предоставления дополнительных образовательных услуг, поскольку последние предоставляются по их же волеизъявлению, а при согласии включаются в текст договора". Таким образом, он косвенно подтвердил, что родителям, как минимум должны предоставлять оферту договора, и лишь после письменного ее одобрения, подписывать договор. Самое утешительное, что специалист отдела образования, подготовивший ответы на вопросы, также указал, что "родители имеют право отказаться от дополнительных образовательных услуг". Ну и теперь все, кто после выхода ребенка в сад после летнего отдыха, находит у себя в квитанции на оплату полторы тысячи тенге за отпускной месяц, могут вполне требовать обнуления счета, потому что: "на основании Типовых правил деятельности дошкольных организаций образования, на время отпуска с родителей плата за дополнительные образовательные услуги не взимаются". Прокуратура дополняет - оплата не взимается в летний период, и период больничного листа. Летний отпуск и отказ от дополнительных образовательных услуг - очевидная экономия налицо. Ведь можно предположить, что стандартная образовательная программа, разработанная Министерством образования республики Казахстан, применяемая в дошкольных учреждениях и учитывающая все необходимое для гармоничного развития личности, вызывает у родителей ту степень доверия и удовлетворения своим чадом, при которой они простят себе экономию на ребенке? В общем, иногда, кажется, что задавать вопросы чиновникам чревато: можно окончательно запутаться в изучаемом вопросе. Рисунок с сайта http://caricatura.ru/

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи