Опубликовано: 773

Поменьше переходящих объектов

Поменьше переходящих объектов

Объемы строительства жилья и объектов соцкультбыта - сейчас один из важнейших показателей в деятельности акиматов как районного, так и областного уровней.

В стороне оказывается тот факт, что многие стройки грозят перейти в разряд долгостроя, с туманной перспективой. Южно-Казахстанский областной департамент архитектуры и градостроительства частично озвучил список коммерческих фирм, которые в течение 2005 года, выиграв тендеры на строительство соцобъектов по госзаказу и получив за это 30%-ю предоплату из бюджета, практически ничего не делали. Также директор департамента Юрий Ен объяснил причины, по которым чиновники от архитектуры оставались столь же пассивными наблюдателями за бездеятельностью этих фирм. Названы три строительные фирмы, которые в наибольшей степени "подвели" департамент архитектуры ЮКО, в непосредственном ведении которого находится все строительство в области за счет средств областного и республиканского бюджета. Полный список охватывает еще около 20 компаний. Пожалуй, не суть важны названия этих фирм, тем более что и первая тройка малоизвестна даже в самом Южном Казахстане. В то же время работа, которую они НЕ сделали, вполне наглядна, скажем, в Казыгуртском районе, где остался не достроен водовод, в Тюлькубасском районе, где сельская школа им. Ломоносова не получила запланированного пришкольного корпуса, в Отрарском и Сайрамском районе - из-за срыва, допущенного частными строительными фирмами, отсутствует жилье для селян. Перечисление можно продолжить. По сообщению директора департамента архитектуры, проводившего анализ причин долгостроя, на первом месте стоит отсутствие у подрядчиков специализированной строительной техники и квалифицированных кадров, при том, что финансовые средства у этих компаний имелись в достаточном объеме. Сочетание прямо скажем, парадоксальное - деньги у компаний имеются, но технику и рабочих они найти не могут! И это в наше-то рыночное время, когда дефицит в основном ощущается только в финансах. Но почему же тогда эти строительные компании, не имеющие ни кранов, ни строителей, смогли в свое время выиграть тендер? И этот момент Юрий Владимирович также объяснил весьма доходчиво: все дело в весьма устаревших и уже неэффективных нормативах и условиях, на которые ориентируются государственные тендерные комиссии. Так, комиссии в первую очередь нацелены на экономию бюджетных средств, а потому предпочитают отдавать госзаказы тем компаниям, которые обещают выполнить работы по минимальным ценам. И тогда комиссию уже не интересует последующее, реальное выполнение работ такими "обещалкиными". С этим должны разобраться по ходу дела структуры вроде департамента архитектуры и строительства. Выигравшие тендер фирмы (у которых нет ни техники, ни людей), получают сразу же 30% предоплаты из бюджета и… ничего не делают. А у контролирующей их организации, в лице департамента архитектуры, возникают следующие пути решения проблемы - либо разорвать контракт с подрядчиком и в срочном порядке передать заказ другому исполнителю, либо начинать длительную судебную тяжбу с волокитчиком. Первый случай - вообще мечта любого фирмача-афериста, так как разрыв контракта по инициативе заказчика дает возможность исполнителю не возвращать уже полученную от заказчика предоплату (те самые 30 % из госбюджета). Естественно, госорган - департамент градостроительства, не может допустить потери бюджетных средств, поэтому он всегда идет по второму, судебному пути. Практически, если только юрист в архитектурном департаменте не полный идиот, судебный путь гарантирует победу госорганов, и нерадивый строитель должен будет вернуть бюджету все полученные средства, а может еще и доплатить в виде штрафов и т.п. Но дело в том, что в лучшем случае, это произойдет через год-два - неторопливая судебная практика не терпит скороспелости. А это как раз тот срок, который может на корню похоронить всю идею бюджетного строительства на конкретном участке, в конкретной местности. Ведь если бюджетные средства в данном районе в этом году не освоены, то на будущий год здесь вообще будут урезаны объемы финансирования. И тогда сельский социум и даже тот же районный акимат теряет даже уже не 30 % предоплаты отдельного объекта, а добрую часть всего районного бюджета, причем как в этом году, так и в следующем. Чтобы хоть как-то предотвратить негативные моменты, департамент архитектуры и градостроительства ЮКО намерен ввести собственный рейтинг строительных фирм, зарегистрированных в регионе. Он будет вестись постоянно, и предусматривает ряд принципиальных позиций, по которым и определяется, действительно ли это надежная, профессиональная строительная фирма, либо подстава-однодневка, созданная исключительно для выигрывания государственных тендеров. - К тендеру будут допускаться только фирмы, зарегистрированные в нашем рейтинге и имеющие в нем высокие показатели, - сообщил В. Ен. В то же время директор департамента сказал, что, несмотря на долгострой и срыв работы ряда подрядчиков, выделенные на строительство в ЮКО бюджетные средства освоены практически полностью. Здесь, конечно, сработала сметливость южан, свойственная и чиновникам ЮКО. Видя, что в одном месте средства упорно не осваиваются, они тут же начинали бурное финансирование других объектов, хотя бы в виде подготовки проектно-сметной документации. В результате в ЮКО уже появилась масса проектов новых сельских школ, фельдшерско-акушерских пунктов, и т.п. которые уже профинансированы. Вопрос - когда эти объекты будут сданы, и будут ли сданы вообще - это лишняя риторика. Главное, что в рамках области освоение средств на строительство выполнено на 98,5 %. Отдавая должное специалистам градостроительного департамента, надо сказать, что такое многообразие строительства их совсем не радует. - Все-таки главный показатель строительства - это сдача готовых объектов - считает Юрий Ен, - поэтому в 2006 году мы целенаправленно добиваемся, чтобы строительства в области было меньше, но все объекты, как перешедшие из прошлого года, так и вновь запланированные на 2006, были сданы под ключ уже в этом же году. Между прочим, активными противниками такого практического подхода оказались… депутаты маслихатов различных уровней, которые, уж наверняка должны следить, чтобы чиновники доводили все начатые дела до завершения. Однако у народных избранников оказались свои интересы. Каждый из депутатов маслихата избирался в конкретном районе или округе, и естественно, обязан продемонстрировать своим избирателям собственную значимость. Лучше всего это сделать, добившись начала строительства какого-либо социального объекта в своем округе. При том, что депутата опять-таки может не беспокоить, будет ли школа или ФАП (фельдшерско-акушерский пункт) реально достроены или нет. Главное - начать доброе дело во время своего срока. Так что и эта причина отчасти способствовала размножению проектов соцстроительства в селах и районах ЮКО.
Загрузка...