Опубликовано: 964

Полный "бензец"

Полный "бензец"

Причины топливного кризиса, грянувшего в стране в сентябре-октябре месяце, все высокопоставленные лица объясняют "мировыми ценами".

Но в Шымкенте, которому "посчастливилось" оказаться в эпицентре казахстанского "бензеца", и в котором на минувшей неделе наблюдалось просто паломничество всевозможных высокопоставленных чиновников, так или иначе связанных с кризисом, прозвучали и некоторые новые мысли по данному поводу. Никто ничего не знал Один из владельцев АЗС, пожелавший остаться неизвестным: "Перебои с поставками бензина у нас в ЮКО происходят периодически, особенно накануне посевных работ. Естественно, в такие периоды цены на бензин и ГСМ начинают "скакать". Поэтому и на этот раз мы вначале особо не обратили внимания на сокращение поставок. У нас на АЗС были свои запасы топлива, которыми мы некоторое время и восполняли недопоставки бензина от нефтепроизводителей. Но потом запасы кончились, а "кран" от НПЗ и вовсе закрылся. Вот тогда и начался бум…". Ислам Абишев, первый зам акима ЮКО: "…Мы до последнего момента не знали о наступающем дефиците бензина в области. Мониторинг Шымкентского НПЗ имеют право проводить только республиканские органы не ниже министерских, и "ПетроКазахстан" всегда игнорировал любые запросы наших областных органов по поводу объемов, отпускаемых в ЮКО…" (Посылать же запросы в столичные министерства, областникам было как-то не по иерархии). Владимир Школьник, глава МЭМР: "…Вообще-то мое министерство не занимается контролем за оборотом нефти. Экспорт и внутренние поступления нефти и ГСМ на контроле у министерства финансов...". (Министерство же финансов, прекрасно осведомленное, что уже с сентября объем экспорта нефтепродуктов составил до 95 % от производимого в стране, нисколько не смущалось этим фактом. Ведь, как ни крути, с точки зрения налогов, экспортные операции с нефтепродукцией давали гораздо большие поступления в бюджет, нежели торговля на внутреннем рынке по ценам, гораздо ниже международных. То, что в результате этого в стране неминуемо наступал бензиновый кризис, "чистых" финансистов не тревожило). Алиакпар Матишев, председателя комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли РК: "…Как вы знаете, рынок нефтепродуктов является конкурентным, и цены здесь формируются на основе спроса и предложения. Регулирование конечной стоимости нефтепродуктов в принципе не допускается. Мы не вправе вмешиваться в ценовую политику немонопольных объектов. Политика комитета определена исключительно на соблюдение антимонопольного законодательства. То есть выявления фактов ценового сговора, согласованных действий между объектами предпринимательства…". О грянувшем кризисе чиновники узнали уже, так сказать, по факту. Ислам Абишев, первый замакима ЮКО: "…С конца сентября, и особенно в начале октября, ситуация обострилась до предела. Почти треть АЗС в Шымкенте по причине отсутствия бензина были вынуждена просто закрыться. На тех АЗС, которые еще работали, цены на топливо возросли до 100 тенге за литр. В районах бензин доходил до 150 и выше тенге за литр…". Владимир Школьник, глава МЭМР: "…10 октября в 9 часов утра мне позвонил Аким ЮКО Болат Жылкышиев и сообщил, что на автозаправках юга просто катастрофически растут цены на бензин…". Кто виноват? Алиакпар Матишев, председателя комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли РК: "…На рынке нефтепродуктов имеются факты согласованных действий со стороны некоторых структур, которые провоцируют рост стоимости ГСМ, и, как следствие, инфляционные процессы, как в отдельном регионе, так и в экономике страны в целом. В данной ситуации невозможно не выделить негативной роли такого крупного игрока как "ПетроКазахстан" и аффилированных с ним 12 компаний-операторов, в отношении которых уже принимаются меры…" "…Так, для нефтепроизводителей антимонопольным агентством утвержден тариф, по которому они должны отпускать бензин АЗС для торговли в розницу. В частности, "ПетроКазахстан" должен был отпускать бензин по цене 30 тенге/литр всем компаниям, заинтересованным в отпуске бензина. Вместо этого "ПКОП" создал сеть из 12 посреднических предприятий, которым и отпускал бензин по фиксированной цене. Те же, в свою очередь, уходя от антимонопольного законодательства, продавали бензин уже почти со стопроцентной и выше накруткой. Таким образом, ПетроКазахстаном и аффилированными компаниями были созданы условия ограничения свободной конкуренции по отношению к другим операторам на рынке ГСМ. Комитет по защите конкуренции предъявил к компании "ПетроКазахстан"" иск на возмещение государству 70 млрд. тенге, к аффилированным с "ПК" 12 операторам иск в размере 7,4 млрд. тенге…". Владимир Школьник, глава МЭМР: "…В этом году все три наших НПЗ переработали 11 млн. тонн нефти (это в 1,7 раза больше, чем было в 2000 году). До августа месяца во все области РК бензина на внутренний рынок поставлялось порядка на 10-15% больше, нежели в прошлом году. Однако в сентябре ситуация резко изменилась. Так, на АЗС Алматы было поставлено 42 тыс. тонн (в сентябре 2004 года поставлялось 47 тыс. тонн), в Жамбыльскую область вместо 15 тыс. тонн - 8 тысяч, Кзылорда - вместо 8,5 тыс - 5,7 тыс. тонн, в ЮКО вместо 26 тыс. тонн - 14,4 тыс тонн. Между тем рост внутреннего потребления сейчас безусловно выше прошлогодних показателей, это и привело к кризисной ситуации. Причина в том, что все кто имеет доступ к бензину (производители ГСМ и бензина) всегда стремиться продать его туда, где больше заплатят (т.е. на экспорт). Это желание истребить нельзя, так уж устроен человек…". Что сделано? Владимир Школьник глава МЭМР: "После звонка акима Жылкышиева, сообщившего о кризисе с бензином в ЮКО, правительство как никогда оперативно предприняло соответствующие меры. Уже через полчаса было дано указание на железные дороги и таможенным службам максимально, в рамках закона сделать так, чтобы бензин не уходил за рубеж. Через сутки уже было принято постановление правительства о запрете экспорта бензина (впервые в истории РК), а также продлен запрет на вывоз дизтоплива до 1 января 2006 года. При том, что сейчас бензин вообще не уходит за пределы нашего государства, правительством еще и введена пошлина на экспорт бензина. Началась работа с нефтепроизводителями для того, чтобы в срочном порядке поставить бензин на внутренний рынок, и в первую очередь, на АЗС всех районов ЮКО. И буквально 12 октября, первые 2,5 тыс. тонн бензина было отпущено с НПЗ "ПетроКазахстан". Ислам Абишев первый замакима ЮКО: "…Акимат ЮКО достиг соглашения с АО "Тургай Петролиум" о поставках в область топлива по ценам в пределах 60-70 тенге/литр в зависимости от марки бензина. К 13 октября в ЮКО уже было отгружено 1200 тонн бензина, из которых 500 тонн направлено на АЗС в районы…" Ко второй половине октября поставки топлива и ГСМ в ЮКО ориентировочно достигли объемов докризисного периода. В результате цены на бензин на АЗС Шымкента снизились, составив в среднем для АИ-80 - 60 тенге/литр, для АИ 96 - 76-78 тенге/литр. В то же время, эти расценки по-прежнему остаются примерно на 3-4 тенге выше цен на бензин к началу сентября (до кризиса). Что нам ждать, или куда девались 3 тенге? По уверению Владимира Сергеевича Школьника, 17 октября он приехал в Шымкент именно для того, что бы найти - откуда взялись эти 3-4 тенге после кризисной накрутки. "Мы сейчас бросили все ресурсы на пополнение внутренних запасов ГСМ в стране. Путь решения проблемы мы видим только один - надо насытить внутренний рынок, создать условия, при которых предложение будет превышать спрос. Это так называемая нетарифная мера регулирования стоимости ГСМ. В общем-то это сейчас уже сделано. Мы подробно разбирались, почему все-таки цены на ГСМ на юге, хоть и опустились, но все равно остаются выше на 3-4 тенге по сравнению с началом сентября. Ведь отпускная цена с НПЗ фиксированная, поставки на внутренний рынок идут в полном объеме. На своих встречах с руководителями АЗС ЮКО они уверили меня, что им вполне рентабельно работать, если к отпускной заводской цене они будут добавлять только по 4 тенге за литр. Тогда, следовательно, цена уже должна прийти к уровню сентября, но этого не происходит! Я обращаюсь к владельцам АЗС, руководству нефтеперерабатывающих заводов, всех других заинтересованных органов и лиц с вопросом - что же надо сделать, чтобы вернуться к докризисным ценам?" Впрочем, на вопрос - почему же после всех усилий, в ЮКО цены остались "с хвостиком", сам Владимир Сергеевич и ответил. Оказалось, что когда наступил бензиновый кризис, которому многие эксперты и аналитики пророчили достаточно долгую жизнь, напуганные владельцы автозаправок стали экстренно запасаться бензином любыми путями и по любой цене. Так, южно-казахстанцы покупали бензин по завышенным ценам в Алматы и Таразе, алматинцы везли ГСМ с северных регионов, где также стоимость бензина постоянно накручивалась всевозможными перекупщиками. В результате на АЗС юга все же был произведен запас ГСМ, но по ценам кризисного периода (т.е. на 50-70 % выше, нежели цены в сентябре). И когда, после запрета на экспорт, бензин с казахстанских НПЗ пошел на внутренний рынок по фиксированным ценам, владельцам АЗС просто некуда было закачивать его. Накопители АЗС были заполнены "дорогим" бензином. И владельцам АЗС теперь просто необходимо продать этот "кризисный" бензин по завышенным ценам. В противном случае АЗС оказались бы в полном "пролете". Таким образом, произошла патовая ситуация, когда дешевый бензин оказался не нужен, (по крайней мере в ближайшее время) в первую очередь самим АЗС. Вообще, по некоторым данным, кризис с бензином, оказавшийся разорительным для одних АЗС, был просто золотым дном для других сетей автозаправок, где сумели сориентироваться в ситуации. В конце концов, почему и кто конкретно виноват, что стоимость бензина на АЗС возрастала на 100 %, ответа так и не нашлось. Вряд ли конечно даже самые крупные компании АЗС могли инициировать такой "бензец". Но в период кризиса некоторые АЗС попросту воспользовались ситуацией, и быстренько соорудили "накрутку", которая подхлестнула ажиотаж. Владимир Школьник заверил, что правительство и министерства примут все меры к тому, чтобы эхо бензинового кризиса прекратилось в ближайшее время. По уверению главы МЭМР в ближайшее время цены на бензин вернутся к сентябрьским показателям, и ситуация с внутренним рынком ГСМ уже будет находиться под пристальным наблюдением правительства и министерств. Во всяком случае, до 1 января 2006 года.
Загрузка...