Опубликовано: 1358

Поколение "Э" или учебники для людей будущего

Поколение "Э" или учебники для людей будущего

Проект Регионального экологического центра Центральной Азии (РЭЦ ЦА) "Окружающая среда для будущих поколений" завершился созданием нового учебника по экологии.

"Пока не появится кто-то, кто будет беречь эту землю, все останется по-старому", - вот главный лейтмотив данного пособия как методической новинки. Но даже с учебником нового поколения, похоже, все еще долго будет по-старому. Простите мой скепсис и пессимизм. Речь идет об образовании, а тут, как известно, все двигается медленно, даже если наступает катастрофа: интеллектуальная или экологическая… В общем давайте посмотрим трезво на учебник и на инициативу в целом, которая называется "экологическое образование в РК". Новый учебник по экологическому образованию (ЭО) и образованию для устойчивого развития (ОУР) ориентирован на учащихся 5-8 классов средних школ Казахстана. Не поздновато ли разработчики проекта решили прививать знания об окружающей среде? Может быть, разумнее было начать говорить о законах природы с учениками более раннего возраста? Александр Николаенко, информационный менеджер РЭЦЦА говорит, что теоретически и в идеале, конечно же, лучше бы начинать воспитывать экологическую культуру у детей с дошкольного возраста, но учебник составлен таким образом, что предполагает наличие у детей уже достаточных знаний по экологии. То есть методичка наполнена не азами, а серьезной информацией об окружающей среде, которая должна лечь на уже подготовленную почву. В том, что пятиклассники и есть та самая почва, которая даст положительные всходы, экологи не сомневаются. Прежде чем начать работать над учебником, они изучили содержание имеющихся учебников по географии и биологии. Выпущенная методичка - логическое продолжение этих учебников. Далее. Как и каким образом экологи надеются внедрить урок по экологии в существующие образовательные стандарты? Насколько мне известно, в них даже мышь не проскользнет без разрешения Министерства образования. Кстати этот вопрос я задавала экологам год назад, когда проект только вступал в силу. Тогда вариантов было несколько. На сегодня остановились на том, что в рамках стандартов таких предметов как география и биология под экологическое образование отведено определенное количество часов. Например, на уроках географии за два года (!) ученики должны изучить экологию в объеме - 8 часов. Не густо, прямо скажем, если не пусто. Однако поскольку учебников по данному предмету не было, да и учителя толком не знали, о чем вести речь, что преподавать, то экологией жертвовали в пользу химии и географии. Теперь все жертвы закончились. Учебник есть. Законное количество часов преподавания оговорено. Еще нюанс. Готовы ли учителя преподавать новый предмет? Несмотря на то, что речь идет об очень скромном количество часов уроков, экологические знания требуют особой подготовки. Обладают ли ими преподаватели? Александр Николаенко говорит, что параллельно с выходом в свет нового учебника РЭЦЦА организовал тренинги дли учителей городов Караганды и Алматы. Именно в этих городах несколько школ станут стартовыми площадками для внедрения в общество экологического образования. Учителей научили пользоваться новой учебной литературой. Теперь дело за практикой. Поскольку учебник выпущен маленьким тиражом - всего 350 экземпляров, и считается экспериментальным, то именно учителя должны будут через год дать разработчикам свои практические рекомендации. Экологов интересует: насколько ученики оказались готовы к восприятию той или иной темы, насколько учителя смогли донести до них ту или иную информацию. В общем, учебник ровно год будет находиться в полной власти учителей и учеников, а затем поступит на доработку. Что будет потом? Экологи говорят, что связывают с новой книгой большое будущее в развитии экообразования в Казахстане. Дело в том, что изданная методичка - первый официальный опыт издания учебника при поддержке Министерств образования и экологии РК. До этого подобные вещи выходили в Караганде (там сильно развиты экологические НПО) и в основном за счет общественных организаций. Нынче в работе над учебниками принимали участие казахстанские учителя, учебник долго проходил рецензирование в Министерстве, а затем ему было дано заключение, в котором черном по белому написано: "Годен для школ. Пособие прошло экспертизу в Республиканском учебно-методическом Совете при МН Республики Казахстан и рекомендовано в качестве учебного пособия для государственной системы общего среднего образования, для использования по предметам и курсам экологии, биологии, географии и химии". Значит ли это, что после эксперимента Министерство образования и науки РК возьмет на себя затраты по тиражированию учебника с тем, чтобы экологическое образование приобрело статус законного и полноценного в общей системе образования? Этого пока никто не знает. Экологов вдохновляет одно: через две недели выйдут подобные учебники на казахском языке. Учебником по экологии заинтересовались другие страны Центральной Азии и, скорее всего, методичка будет выпущена и для других государств. Кроме того, учебник должны будут оценить по достоинству не только учителя и ученики, но и чиновники. Многие из них постоянно говорят об устойчивом развитии, но понятия не имеют, что это такое на самом деле, так что учебник будет полезен и взрослым ученым мужам. По крайней мере, в нем собрана официальная серьезная информация, предоставленная как отечественными научными источниками, так и зарубежными. И еще, если спуститься на землю, ту самую, которая уже экологически больна и заглянуть в новый учебник, можно ли там найти ответы на банальные вопросы: почему дети рвут одуванчики, а взрослые варварски убивают рыбу, животных? Почему люди не знают законов природы, и есть ли какая-то стройная жизненная философия, которую надо знать, понимать, исповедовать с целью сохранения не мира, нет, себя в этом мире? Разработчики книги утверждают, что все эти элементарные, но столь важные жизненные знания в книге есть. Именно поэтому они так горячо верят, что учебник поможет ученикам изменить свое мироощущение, миропонимание. Вот, казалось бы, как все замечательно. Но я поинтересовалась у одного из экологов, имеющих прямое отношение к данному проекту, как он лично относится к экологии мысли, может быть достаточно научить детей правильно мыслить и тогда не придется спасать воздух, воду - среду обитания человека? На что эколог ответил, что он категорически против использования понятия "экология" в иных контекстах кроме как окружающая среда. Окружающая среда первична для человека - утверждает он, и хочет, чтобы на этих мертвых дрожжах поднялось новое поколение экологичных людей. Но любой педагог знает (и самый первый в Казахстане об этом заговорил господин Ронкин, педагог с большой буквы) - если вы ничего не можете рассказать ученику про его собственную печень, не надейтесь, что он с воодушевлением будет изучать печень медведя или человека вообще. Так что учебник в какой-то мере обречен. Отсюда и скепсис… Что же касается проекта, то он хорошо задуман. Лучше что-то делать, чем ничего. Работа осуществлялась при финансовой поддержке Европейской Комиссии и Британского Совета, консультативной и организационной поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан (МОиН). Авторы проекта поставили перед собой цель - повысить уровень ЭО в казахстанских школах, развить навыки критического мышления подрастающего поколения, ориентировать молодежь на принятие демократических решений. И, надо думать, цель будет достигнута - уровень повысится… К тому же все в один голос твердят, что данное учебное пособие соответствует требованиям времени и существующей системе образования в средних школах Республики Казахстан. Издание имеет удобную структуру и представляет собой отдельные уроки по таким актуальным темам, как "Глобальные проблемы человечества", "Качество жизни", "Природный капитал", "Рациональное использование природных ресурсов", "Энергия", "Вода", "Земельные ресурсы", "Биоразнообразие" и "Права".
Загрузка...