Опубликовано: 804

Погоня за креслом

Погоня за креслом

Казахстан переживает очередной этап отношении между идущими во власть и народом. Предвыборная гонка в самом разгаре.

И нужно сказать, что мало кто из ныне действующих народных избранников захотел отказаться от депутатского мандата в будущем. Власть засасывает. Кто хоть раз попробовал ее вкус и попал в обойму, старается оттуда не выпадать. Кандидаты в депутаты выражают свою короткую, но страстную любовь к народу, обещая золотые горы и решение всех насущных проблем. А чтобы как-то на деле продемонстрировать это, раздают отдельным гражданам по мешку муки и килограмму сахара, дабы остальные соседи задумались за кого все-таки стоит голосовать. Так было в прошлую избирательную компанию. Нынче история повторяется. Но как показывает жизнь, оказавшись в депутатском кресле, эти люди даже и не вспоминают о народных бедах, у них появляются другие проблемы. Не зря же говорят, на выборах проигрывают только избиратели. По мнению председателя совета правления Казахстанской ассоциации политической науки Ерлана Карина, предстоящие выборы в маслихаты будут проходными по итогам, но решающими по политическим результатам. Е. Карин считает, что итоги выборов в местные представительные органы власти традиционно зависят, прежде всего, "от ангажированности того или иного кандидата властью, нежели от практичности его идей или политической позиции". Косвенно это доказывает и то, что политические партии и группы, заинтересованные в продвижении своих кандидатов, как правило, не привлекают политологов к организации предвыборных кампаний. Пиар-компании аульных кандидатов как правило проходят за дастарханом, где собираются аульные аксакалы и два-три влиятельных чиновника, которые и проводят всю пропагандистскую работу среди остального народа. По мнению политологов, в выборах одержат победу представители трех основных проправительственных партий: "Отан", Гражданской и Аграрной партий. Тем не менее, все другие партии также должны участвовать в подобных крупных мероприятиях с привлечением всех своих ресурсов, так как отказ от участия будет считаться их "политической смертью". Лояльное отношение к существующему режиму этих трех партии определяет и отношение к ним со стороны исполнительной власти. Что касается коммунистической партии, то ее положение на этих выборах может пошатнуться. Прошлые выборы прошли в условиях экономического кризиса в стране. Этим воспользовались как раз прокоммунистически настроенные кандидаты. Им удалось настроить старшее поколение против действующего режима, пообещав лучшую долю в случае их избрания. А если учесть, что на выборах активным электоратом являются как раз пенсионеры, то в некоторых регионах этот номер успешно прошел. В городском маслихате Уральска нынче больше половины депутатов от прокоммунистического блока "Народовластие". Они-то и определяют политику представительного органа в городе. Избиратели от их работы не в восторге, тем более, что зачастую они просто занимались неприятием предложений акимата, направленных на улучшение благосостояния граждан. В ходе регистрации на нынешние выборы, эти кандидаты, зная отношение к ним в целом исполнительного органа и части электората, не стали указывать свою партийную принадлежность. Нынче они называют себя самовыдвиженцами. Ангажированных властью на предстоящих выборах будет не мало. Даже заместители акимов области идут в областной маслихат. Понятно, что не без подсказки самого первого руководителя, скорее всего для подкрепления представительного органа "своими кадрами". И тем не менее, чтобы еще раз не разочароваться в собственных избранниках, избиратели уже сегодня должны задуматься, за кого стоит голосовать, а за кого нет. Ведь если исходить из того, что депутатские кресла годами занимают одни и те же лица, то люди уже должны сделать выводы: кто реально работает на благо народа, а кто отсиживает просто ради престижа. Среди депутатов, есть такие, что за весь депутатский срок ни разу не выступали ни на одной сессии маслихата, не высказали ни одной умной мысли, не отстояли права избирателей. И есть просто популисты, за высокими фразами, которых ничего не кроется. Есть еще и такие, что действуют вопреки здравому смыслу, категорически отвергая требования избирателей. Все это мы наблюдаем уже не первый год. А вот людей, болеющих за народ, разбирающихся в экономике, профессиональных юристов, экономистов в маслихате очень мало. Во власть идут предприниматели, занимающиеся куплей-продажей, для них это очень выгодно и престижно. В случае каких-то недоразумений с законом, они могут размахивать депутатским мандатом. Между тем избиратели своих избранников видят от выборов к выборам. Все остальное время многие не считают нужным появляться перед народом и отчитываться. О них люди не знают, а если даже обратятся к ним за помощью, все равно ничего не получат. Достойных депутатов, имена которых были бы на слуху, очень мало. Более 7,5 тысяч казахстанцев добиваются депутатского кресла. И хотя депутаты местных представительных органов особой роли в политической жизни страны не играют, тем не менее желающих туда попасть как видим очень много. Нынешние выборы по мнению аналитиков должны пройти в условиях демократизации страны. Изменения, внесенные в закон "О выборах в РК" позволят провести выборы без вмешательства исполнительных органов. Так считают в избиркомах, хотя все понимают, что это из области фантастики. Согласно законопроекту, в целях снижения вмешательства исполнительной ветви власти в избирательный процесс окончательный подсчет голосов должен проводиться вне зданий акиматов. Также законопроектом определен статус наблюдателя, сняты ограничения с числа доверенных лиц кандидатов, одновременно упразднен институт инициативных групп. Составление списков избирателей будет производится только на основе регистрации граждан в органах МВД. Законопроект дает всем кандидатам право создания избирательных фондов. При выборах в маслихат используется система относительного большинства - однотуровые выборы. Кроме того, более четко определена процедура подсчета голосов. На всю процедуру подсчета окружная комиссия должна затратить не более 12 часов. Окончательные итоги голосования должны быть получены в течение 5-7 дней для выборов в маслихаты, и до 10 дней - для выборов в мажилис. Это по закону, а на деле без нарушений у нас никогда не обходится, международные наблюдатели устали указывать на наши ошибки. Впрочем, это их работа. Кстати, за выборами в местные представительные органы международные организации, как отметила на днях председатель Центризбиркома Загипа Балиева, наблюдать не будут. Локальные выборы для ОБСЕ менее интересны, нежели президентские или парламентские. А посему нынешние выборы на совести только самих избирателей, кандидатов и избиркомов. Но как правило, после выборов и после женитьбы редко получаешь то, что хотел.
Загрузка...