Опубликовано: 2769

Почему растут тарифы

Почему растут тарифы

Получив первую в этом году квитанцию для оплаты коммунальных услуг, многие алматинцы были неприятно удивлены подскочившими тарифами по отдельным услугам.

Как оказалось, только водоснабжение с этого года увеличилось на 4,5% по сравнению с прошлогодними декабрьскими ценами. Вчера генеральный директор государственного коммунального предприятия "Алматы Су" Валихан Асамбаев объявил, что в Алматы стартовал пилотный проект по введению дифференциации тарифов на услуги водоснабжения и канализации по группам потребителей. Как было заявлено, это стало "требованием времени" и инициативой акима города Ахметжана Есимова. Пока разделение потребителей воды на 3 группы произошло только в южной столице, но планируется, что к проекту присоединятся Алматинская и Карагандинская области, Астана. Новые тарифы на холодную и горячую воду и услуги канализации в Алматы были введены 30 декабря 2008 года. По мнению отдельных экспертов, это позволило "сдержать" уровень тарифов на услуги водоснабжения и канализации для населения и бюджетных организаций. Но насколько они "сдержаны", может увидеть любой желающий, достаточно сравнить квитанции прошлого и наступившего годов или взглянуть на уже действующую систему цен. Так, для первой группы населения тариф по услугам водоснабжения увеличился на 4,5% по сравнению с ранее существовавшим. "В связи с изменением ставки НДС он составил 20 тенге с НДС за один кубический метр воды, - пояснил Валихан Асамбаев. - Для второй группы потребителей, куда вошли бюджетные организации и предприятия в сфере теплоэнергетики, тариф увеличился в 1,8 раза и составил 30 тенге без НДС за один кубометр". Для третьей группы потребителей, а ими оказались "прочие предприятия и организации", а также "население, потребляющее воду сверх нормы потребления, тариф вырос в 5,8% и составил 99 тенге баз НДС. На данный момент норма для одного человека - потребление в месяц 280 литров горячей и холодной воды, что при перерасчете на кубические метры составляет 8,4. "Сегодня, учитывая, что в 60 из 100 случаев в квартирах установлены персональные счетчики, и в 90% домов установлены общие счетчики воды, могу сказать, что люди не потребляют установленную норму, - заявил Болат Мусагалиев, заместитель директора ДГКП "Бастау", дочерней компании холдинга, объяснив при этом, что в третью группу из категории "население", попадает лишь 1-2% алматинцев. - В среднем за месяц один человек тратит на свои нужды 100 литров воды. Норму же превышают жители частных домов, которые тратят воду на полив газонов, функционирование саун и бань, а также для других нужд". Как объяснил руководитель "Алматы Су", повышение тарифов связано с тем, что предприятию нужно платить достойную зарплату работникам, проводить ремонт труб, насосных станций, ремонт скважин. "За последний год, когда вода стоила меньше 16 тенге за кубический метр воды, "Водоканал" нес существенные траты в ущерб себе". Но, по словам президента Союза защиты прав предпринимателей и собственников, эксперта Агентства РК по регулированию естественных монополий Василия Резвана, повышение тарифов связано не с этим, а с тем, что алматинское предприятие "Водоканал", образовал в апреле прошлого года холдинг "Алматы Су". "При этом он увеличил свой штат в семь раз и подготовил обоснование для увеличения тарифов", - заявил эксперт на организованной пресс-конференции. Он заявил, что "раньше был один отдел "Водоканала", стало 7 отделов, был один автопарк, стало - 7, был один штат управления, стало 7 штатов управления, у них стала куча сотовых телефонов, которые мы все и оплачиваем. Штат управления настолько раздут, что мы не знаем, кто за что отвечает", - отметил он, как сообщило агентство "Казахстан Сегодня". По словам же Валихана Асамбаева, численность работников холдинга по сравнению с "Водоканалом" была увеличена только на 100 человек и теперь на предприятии работает 3060 человек. "При этом состав управления аппаратом составляет около 80 человек. Появившиеся рабочие места не были связаны с увеличением управляющего штата, а с необходимостью создания службы сбыта", - уверил он. Он добавил, что созданный холдинг регулируется агентством по регулированию естественных монополий, и потому "все тарифы являются регулируемыми величинами". Кстати, система по дифференциации тарифов на услуги водоснабжения и канализации по группам потребителей уже существовала на территории Казахстана. Она была введена в 1974 году и существовала вплоть до 1997 года, тогда ее отменили в соответствии с реформой жилищно-коммунального хозяйства республики.
Загрузка...