Опубликовано: 965

По обе стороны автомобиля

По обе стороны автомобиля

Когда я была пешеходом, ненавидела водителей, а когда стала водителем - начала недолюбливать сами понимаете кого…

Не могу сказать, что это мой характер служит причиной такому непостоянству и изменчивости, просто пришла к выводу, что оба основных участника дорожного движения имеют равные права. Правда, за их несоблюдение чаще расплачиваются водители, нежели пешеходы. Я, конечно, могу и ошибаться, но как-то не приходилось видеть и слышать от знакомых, чтобы кто-то из пеших расплачивался за переход улицы не в положенном месте. Но это еще полбеды, ведь куда хуже взаимное неуважение, из-за которого и складываются натянутые отношения между автолюбителями и пешеходами, приводящие к ситуациям повышенного риска на дороге. Хотя, если посмотреть со стороны, у каждого есть более чем веские основания для такого поведения. Давайте начнем с пешеходов, ведь их пока все-таки больше. Если заглянуть в правила дорожного движения, то выяснится, что пешеход - это "лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску". В определении пешехода хочется отдельной строкой выделить тех, кто активно пользуется "зебрами", ведь именно благодаря им у нас такая страшная статистика по смертности на дорогах. По вине пешеходов в 2006 году произошло 957 ДТП, в них погибло 69 человек, ранено 933, а в 2007 - 964 ДТП, но погибло уже 96 человек. Кроме того, лица, находящиеся вне транспортного средства, бывают разного возраста. Давайте возьмем для примера пенсионеров, которые всегда, где можно и нельзя требуют чтобы их пропускали: под чем подразумевается выражение уважения к их возрасту, причем, переходя проезжую часть, они никогда никуда не торопятся и им не важно какой свет горит и есть ли зебра. Если люди преклонного возраста создают затруднения на дороге из-за лишней и не своевременной медлительности, то следующая категория, совсем наоборот. Я бы назвала ее "киндер-сюрпризом" - дети разного возраста, которые непонятно откуда появляются в самых неожиданных местах на проезжей части и также исчезают, оставляя автолюбителя биться в нервном припадке. Следующая категория - тинэйджеры, считающие себя уже взрослыми, но по стечению временных обстоятельств вынужденные ходить в школу. Они не обращают никакого внимания на водителей, исходя из принципа: едут и пускай себе едут, если что - объедут (!). Почти взрослые, которым недавно стукнуло 18 лет, тоже никогда не торопятся освободить проезжую часть, на предупреждающий сигнал пытающейся проехать машины, иногда позволяют себе оглянуться. Правда, некоторые, заприметив наклейку с буквой "У", еще и припечатают автолюбителя в приличном варианте словом "чайник", а в неприличном…в зависимости от словарного запаса. Среди взрослых участников дорожного движения, которым больше 25, но меньше 55 лет, есть те, которые с опаской выходят на дорогу, оно и понятно, ведь неизвестно, остановится или проедет мимо машина. Их чувство самосохранения настолько развито, что они постоянно сомневаются "идти или не идти", буквально маяча перед машинами. Их специально приходится долго ждать, иногда и на середине дороге, сигналить, показывать направление руками или "моргать" фарами, мол, иди, все остановились. Так же много и патриотов, которые гордятся статусом "на своих двоих", поэтому медленно переходят дорогу, не вникая в суть таких мелочей как-то: машина на скорости может просто не успеть затормозить, ведь гололед. Но для патриотов - это не повод поторопиться, ведь они знают свои права, поэтому переходят дорогу в положенном месте. Среди разных подходов и стилей к переходу улицы есть и такие я бы сказала индивидуумы, которые уверены, что их должны пропускать, даже, если они пересекают дорогу в 200 - 300 метрах от пешеходной дорожки или светофора, при этом, активно жестикулируя и гримасничая, ругая несчастного водителя, который не может уступать дорогу каждому желающему (его подпирают с тылу, так и норовя "поцеловать" в задний бампер, кстати, вовсе не тихоходы и легковесы пешеходы). И последний тип, пожалуй, самый любимый пешеход автолюбителей - у него нет возраста, пола и амбиций - это просто человек, быстро пересекающий зебру и уверенно проходящий на зеленый свет. Несмотря на все вышеперечисленные варианты поведения на дороге пешехода, в любой момент каждый из них может стать не только пострадавшим, но и участником, и даже виновником ДТП. Однако самое обидное для водителей, таких же равноправных участников движения - это наказание. Хоть кто-то видел, чтобы дорожные полицейские преследовали злостного пешехода, который перешел дорогу в час пик по загруженной улице, при этом, размахивая всеми конечностями, чтобы его пропустили? Я - нет, даже в кино такого не видела. А между прочим, согласно правилам, для них предусмотрены штрафы, причем немалые. Например, невыполнение требований, установленных правилами обеспечения безопасности дорожного движения влечет за собой штраф от 233 до 584 тенге. Казалось бы, небольшая сумма, но если такой "маршбросок" в итоге причинил вред чьему-то здоровью, либо материальный ущерб, проще говоря, если из-за того, что пешеход перебегал дорогу, водитель совершил ДТП, то штраф будет составлять от 4 672 до 9 344 тенге. Конечно, в эту сумму не будет входить ремонт машины потерпевшего, то есть, плюс еще энная сумма. Ну, а если это все же не дисциплинировало пешехода, то системное нарушение правил влечет штраф от 1 168 до 2 336 тенге. В принципе, если бы кто-то взялся всерьез все контролировать, казна государства существенно бы пополнилась. Хотя и трудно себе представить работающий механизм по отлову злостных нарушителей. Если у водителя есть водительское удостоверение, документы на машину, то у пешехода может вообще не быть документов, да и денег для оплаты даже такого незначительного штрафа. И дорожному стражу порядка некогда бросать перекресток в час пик, чтобы ловить злоумышленника. Поэтому напрашивается вывод, что должен быть предусмотрен и подключен отдельный механизм, занимающийся исключительно "делом пешеходов". Переходя к другим участникам дорожного движения - водителям, - которых в Казахстане около трех миллионов, хочется сказать, что и среди них есть "индивидуалы", которых трудно определить на глаз, и еще труднее - предсказать их поведение на дороге. Но по большому счету они делятся на тех, кто пропускает пешехода или со свистом пролетает мимо. Конечно, есть принципиальные автолюбители, которые только в критичных ситуациях пропускают, а в остальных случаях стараются объехать пешехода, словно он открытый колодец посредине дороги. Самое неприятное, с чем мне, будучи пешеходом, приходилось сталкиваться, это дешевые понты, извиняюсь за выражение, но иначе езду водителя, задравшего нос за рулем BMW, не назовешь. Да, дорогая машина, но это еще не означает, что пешеход - уже человек низшего сорта. Куда сложнее пешеходу скрыть свои негативные эмоции и пожелания "счастливого пути" в адрес водителей автобусов - даже, если и притормозят чтобы пропустить, то при этом торопят, буквально толкая под колеса проезжающей мимо другой машины, которая тебя просто не видит из-за внушительных размеров габаритов автобуса. В такой ситуации человек становится марионеткой в руках обстоятельств, на которые повлиять не в силах. Если говорить об ответственности за игнорирующие отношение к соучастникам дорожного движения, то размер штрафа, утвержденного законодательством, составит от 1 168 до 2 336 тенге. Если сравнить, что дешевле - перебегать дорогу, где вздумается, или не пропускать пешеходов на зебре, то первым, скорее повезло больше - их максимальный штраф 584 тенге. Что касается той части автолюбителей, которые пропускают пешеходов, есть три основания их лояльного отношения к "зебристам". Первые это те, кто в данный момент находится без денег, ведь в случае остановки дорожным полицейским, придется расстаться, как минимум с 1 000 тенге. Второй вид - водители-скряги, которые удавятся за лишнюю копейку. Как правило, если их и останавливают, то они долго и упорно доказывают свою невиновность. И последний вариант - водители, которые просто соблюдают правила дорожного движения, потому что они существуют. Такой случай, скорее исключение, чем закономерность, но и такие тоже есть, поверьте на слово. Если говорить в общем о ситуации на дорогах, то теперь вы, надеюсь, лучше понимаете, почему она такая запущенная. Согласно отчету "Повышение безопасности дорожного движения на азиатских автомобильных дорогах", предоставленному в комитет ООН по вопросам транспорта и туризма, если бы с каждого проданного литра бензина или дизельного топлива один цент тратился на безопасность дорожного движения, то в год накапливалась сумма в 34 миллиона долларов. Которую можно было потратить на установку электронных секундомеров отсчета времени, к примеру, зеленого света светофора, чтобы пешеходы, да и водители могли более точно рассчитать, успеют ли они пройти перекресток. Или, быть может, поставить больше светофоров для слабовидящих и слабослышащих пешеходов. В принципе вариантов потратить деньги, чтобы сократить травматизм на дорогах предостаточно, было бы что тратить. Ну, а пока на азиатских дорогах в год расстаются с жизнью примерно 19 000 человек. Так что нам есть к чему стремиться, к примеру, в развитых странах вождение является более корректным. В Швейцарии недовольных условиями на дороге лишь 23%. Не знаю, сколько пройдет лет, но у нас, наверное, тоже так будет, и так хочется надеяться, что мы до этого еще доживем… Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru Фото с сайта http://www.auto39.ru
Загрузка...