Опубликовано: 965

По эту сторону экрана

По эту сторону экрана

Трудно любить телевидение.

В условиях, когда количество памперсов на единицу объема вещания достигло критической массы, экран покрыт вечной перхотью, сменяемой приторными улыбочками потребителей "полезной" дребедени - высмотреть до финала что-либо - даже шедевр мирового синематографа - сложновато. О непростых отношениях ТВ-рекламы и зрителя написаны тома всевозможных исследований, реакцию аудитории на раздражающие факторы детально изучают в университетах. Здесь же учат студентов - будущих телевизионщиков - делать сюжеты и программы яркие, оригинальные, запоминающиеся. Маститыми аналитиками регулярно составляется рейтинг каналов. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, находки и банальщина, эксклюзив и калька, прогноз погоды и кино, на каждом уровень памперсизации примерно одинаков. Что же влияет на выбор человека, какая сила, неподвластная завлекательным анонсам и пышным слоганам, заставляет нажать на пульте ту или иную кнопку? Недавно экспертами консалтинговой компании Accenture был сделан довольно "оригинальный" вывод: люди смотрят передачи, которые им интересны! В ходе опроса более 7000 человек из восьми стран мира выяснилось, что телезрителям не так важен телевизионный бренд, как содержание определенной передачи. Тех, кто готов смотреть все подряд по какому-то конкретному - то есть любимому - каналу, обнаружено не было. Подавляющее большинство телезрителей, которые за неделю смотрят не менее трех программ, смотрят их на разных телевизионных каналах. При этом четверо из пяти заявили, что не удовлетворены традиционным телевидением. В целом зрители разных народов ждут от телевидения большей гибкости в предоставлении услуг, в частности отказа от жесткой сетки вещания. А что предпочитают казахстанцы? Каков их выбор в том достаточно ограниченном диапазоне, что предоставлен "телепровайдерами"? Сайтом Караван.kz проведено собственное мини-исследование на эту тему, и результаты его, безусловно, представляют интерес не только для широкой общественности, но и для самих работников эфира. Например, то обстоятельство, что некоторые из опрошенных граждан смотрят местные каналы. Честно признаюсь: я к ним не отношусь и потому с интересом развернул программку, желая составить представление, что же дает "по ящику" отечественное ТВ. И… словно в прошлое попал. Оказывается, здесь до сих пор идет "Прекрасная няня", шутки и пародии на которую в России уже давным-давно быльем поросли. Но, может быть, это повтор по просьбам безумно влюбленных в трудящихся? Тогда как характеризовать причины множественной трансляции других мыльных опер - вялотекущих, второсортных, если не низкопробных? Причем кочующих с канала на канал. У них есть своя аудитория, могут горячо возразить мне телевизионные продюсеры. Конечно! И именно она, скорее всего, и составила те дохленькие 10 процентов респондентов, что на вопрос "Смотрите ли вы телевидение?" выбрали "местный" вариант ответа. Что еще можно обнаружить здесь? То же самое, что на любом телеканале любой точки планеты, ничего оригинального. Новостные блоки, без которых немыслим даже самый провинциальный эфир. Передачи о здоровье. Что ж, это нужно всегда, без этого многие пожилые люди просто не представляют своего дня. Лохотроны типа "Счастливый звонок", прямой эфир с гадалкой, криминальные сводки. Художественные фильмы разных лет и разного уровня художественности. Названия их, особенно в субботу-воскресенье, выглядят весьма заманчиво. "Крутят" иногда действительно хорошие фильмы - и классику, и даже кое-кого из свеженьких оскароносцев. Но любой уважающий свою нервную систему индивидуум однозначно предпочтет посмотреть их на диске или кассете. Ибо выше сил человеческих, когда в трагичнейшую сцену вторгается кухонный комбайн, а великолепная игра актеров поминутно прерывается чихающим дебилом или веселым дантистом. Вполне понятны настроения тех участников опроса, кто выбрал вариант ответа: "Телевизор служит приставкой для DVD-плеера" (9 процентов). "Только спорт. Остальное насквозь политизировано". Так относится к ТВ следующая группа респондентов, составившая также 9 процентов из опрошенных 247 человек. Интересно, что мнение любителей спорта полностью совпадает с мнением многих россиян. Дело в том, что известный аналитический центр "Видео Интернешнл" уже второй год ведет проект "Телевидение глазами телезрителей". На последнем этапе опроса исследователи выяснили: интерес к новостному вещанию в целом падает. Предпочтения аудитории интенсивно смещаются в сторону развлечений. Все реже люди смотрят новости каждый день, все чаще - время от времени. Тем не менее, телевизионные новости продолжают оставаться для большинства российских граждан основным источником получения информации. Больше половины опрошенных согласились с тем, что новости не помогают разобраться в происходящем, не вызывают доверия, не дают объективной информации. Примерно треть телезрителей так же, как еще 9% респондентов нашего сайта, уверена, что все новости слишком политизированы. Не знаю, как насчет новостей, но в плане всего остального казахстанцы явно предпочитают российские каналы. Об этом свидетельствует беспристрастная статистика: 47 процентов пользователей, обозначивших на сайте свои теле-симпатии, ответили именно так. Если телевизор включен, это еще не значит, что его смотрят. "Зачем? У меня есть Интернет!" - считают 12 процентов участников опроса Караван.kz. И в этом есть своя сермяжная правда. В самом деле, зачем? Новости можно узнать с лент "первее", чем на ТВ - ведь там они выходят лишь в определенное время. Любую тему легко найти через поисковики - будь то кулинарный рецепт, совет врача, рассказ о министре или рок-звезде. Ну, а "киношку" - скачать и с комфортом смотреть прямо на рабочем месте. Кстати, как известно, все больше новостей выкладывается на сайтах в режиме видео, и многие эксперты сейчас говорят о том, что этот стремительно обретающий популярность жанр постепенно вытеснит телевизионные программы. Что же нам, телезрителям - потенциальным и настоящим, случайным и завсегдатаям, пенсионерам и юным максималистам - нужно? Чего, собственно, жаждет наша душа? Сериалов, путешествий, кровавых подробностей, светских сплетен, биржевых сводок, политических дискуссий, собачьих бегов? Уж во всяком случае, не занудных неумелых ток-шоу и документальных фильмов в духе советской публицистики. 8 процентов наших респондентов предпочитают познавательные передачи, кинофильмам и развлекательным программам отдают свое время по эту сторону экрана 5 процентов. А вот по данным опроса, проведенного французской компанией, занимающейся исследованием телевизионного рынка во всем мире, самыми-самыми популярными являются сегодня передачи о сексе, сообщает агентство France Presse. Может быть, казахстанским каналам именно секса не хватает? Одноименный процесс с Анфисой Чеховой ретранслируется только на одном из них. Во всяком случае, в ответ на вопрос, обращенный к моим знакомым, чадам и домочадцам: "Почему ты не смотришь казахстанские телеканалы?" - я неизменно получал тоже вопрос: "А что там смотреть?". Право, стоит задуматься… Иллюстрация с сайта http://antireklama.ru
Загрузка...