Опубликовано: 1184

Плоский баурсак - это незаконно
Или кое-что о национальных стандартах

Плоский баурсак - это незаконно<br>Или кое-что о национальных стандартах

На состоявшемся в этом году ХI Форуме предпринимателей президент Назарбаев поставил перед чиновниками задачу разработать до 20 января 2004 года общую систему стандартов и сертификатов с целью защиты и поддержки казахстанского бизнеса на международной арене.

А также провести работу по признанию за рубежом казахстанских стандартов, и наоборот, разработать механизмы по признанию международных стандартов и сертификатов в РК. Кроме того, следовало систематизировать технические нормы, правила и стандарты в сферах производства и торговли. Такая вот, на первый взгляд, скучная и занудная формулировка. Но это только на первый взгляд. Покалеченные китайскими петардами дети, отравленные любители фальшивых горячительных напитков взрослые пациенты, легкомысленно вкусившие пряности восточной кухни на барахолках и базарах, а также в различных столовых и кафе, и потому слегшие на больничные койки, контрабанда фальшивого товара. Этот список можно продолжать очень долго. Однажды алматинский акимат провел акцию по проверке колбасы. И что же выяснилось? Около 90% продаваемых колбасных изделий иностранного производства не соответствовали стандартам качества. При этом было отмечено, что самой качественной колбасой оказалась та, которая была произведена в Алматы. Возникает вопрос, как некачественная колбаса вообще могла проникнуть на казахстанский рынок?! Ведь, как известно, весь товар проходит через таможню. Куда смотрели таможенники, когда пропускали нехорошую колбасу? Куда смотрели санитары и инспектора по стандартам? На таможне, в этом отношении все просто - у инспекторов нет необходимой лаборатории для проверки товаров, поэтому сертификаты выписываются с закрытыми глазами. Не выдерживает критики горюче-смазочная продукция. Однажды, несколько лет тому назад в прессе активно освещалась тема не соответствующего стандартам бензина. Чины из санэпиднадзора тогда звонко рапортовали об излишествах свинца в отечественном бензине. Шум прошел, проблему, как подняли, так до сегодняшнего дня и не решили. Никто из инспекторов не ответил за то, что дал "добро" на некачественные нефтепродукты. При этом сегодня бензоколонки как проверялись, так и проверяются. Фармацевты и медики, и, соответственно, пациенты тоже сталкиваются с дефицитом препаратов и медицинского оборудования и, все благодаря уважаемым чиновникам по сертификации и стандартизации. В Казахстане легализованы около 5 тысяч наименований лекарственных средств. Соседняя Россия пользуется 25 тысячами наименований медикаментов. В мире известно около 60 тысяч наименований лекарственных средств. Отдельная, не очень приятная история складывается с медицинскими инструментами. К примеру, роддома сталкиваются с дефицитом катетеров. Их используют, для откачки лишней жидкости во время родов. Дефицит этих самых катетеров складывается благодаря дороговизне сертификата и стандарта и внесения в официальный реестр при дороговизне банковского кредита. А, как известно, все госучреждения приобретают все необходимое на тендерной основе у предпринимателей. Видимо, денег, которые выделяет минздрав, не хватает на покрытие расходов. Все это может говорить о том, что сегодня правительство не справляется с задачей по контролю над безопасностью товара, услуг, торговли и технического регламента. Контрольно-надзорными органами разработаны многочисленные стандарты, указы, приказы, распоряжения и т.д. Но, к сожалению, вся эта махина не работает на разрешение проблем. Отсутствие систематизации означает, что система выстроена без учета мнения бизнеса, иногда нормы стандартизации и сертификации противоречат друг другу. Ольга Ивлева, сотрудник АФОАО "Нацэкс", в интервью Караван.kz, подтвердила, что создаваемые подзаконные акты практически не исполнимы и являются чрезвычайно затратными с финансовой точки зрения для бизнеса. Порой доходит до курьезов. Чиновники в свое время стандартизировали баурсак. В соответствии с их циркулярами, он должен был быть круглым (!) Квадратные, плоские и продолговатые - все вне закона. Если он был квадратным, плоским или тупым продолговатым, баурсаком он не считался и, соответственно, был нелегален. За это взимали штрафы. Шутки шутками, а ведь на стандартизацию баурсаков выделялись государственные деньги налогоплательщиков. Стандарт баурсака, - это, конечно же, бюрократический шедевр по выбиванию бюджетных денег. Но это лишь один пример проявления чиновничьей изворотливости. Серик Туржанов, директор департамента малого бизнеса алматинского акимата, в интервью Караван.kz сказал, что стандарты от госнадзора для сферы общепита вообще нужно отменить. До тех, пока будут измерять объемы и формы котлет, или пока будут продолжаться споры о том, как политически корректно начертать термин "бесбармак" или "бешбармак", потоки взяток не уменьшатся. Сферу общепита необходимо контролировать органам санэпиднадзора. Сложилась печальная практика, когда, несмотря на то, что санитары постоянно проверяют одни и те же точки общепита, там все равно случаются отравления. В качестве примера хочется привести недавний случай в детском саду, когда отравились дети. Наверняка, санитары и детсады проверяют. Вопрос только в том, кто из них когда-нибудь нес ответственность за ЧП?! Следует различать понятия стандартов и сертификатов. Сертификат - это документ, подтверждающий качество, стандарт - это технические условия, которые следует неукоснительно соблюдать при производстве товаров и услуг. К примеру, чиновники предлагают стандартизировать владельцам кафе и ресторанов блюда. Стандарт одного блюда стоит 20 тысяч тенге. Блюд может быть и 20, 30, а может и 50. К примеру, среднюю цифру 30 умножаем на 20 тыс. - получаем рост цен на чай, банан и сайру. Однако это еще не решение проблемы. Доходило даже того, что сертификаты, выданные на севере страны, были не действительны на юге. Видимо, сказываются бюрократические противостояния. Но, к счастью, их удалось преодолеть. Чтобы избежать стандартизации каждого блюда, предприниматели предлагают сертифицировать весь ресторан или кафе, т.е. точку общепита в общем. Однако и такая практика уже применялась. Только точкам общепита - кафе и ресторанам предложили сертифицировать заведения за деньги. Высшая категория - одна сумма. Уже первая категория - стоит дешевле. И так далее по нисходящей в зависимости от уровня качества. Однако здесь есть маленькая оговорка. Коль скоро сертификаты на категории продавались, приобрести, соответственно, можно было любую категорию вне зависимости от качества. Благодаря этому, складывается комичная ситуация, когда, предположим, столовая №15, в народе именуемая тошниловкой, могла приобрести звание ресторана первой или высшей категории. Это, конечно же, утрирование, но вполне реализуемое на практике. Посему предприниматели предлагают отменить покупку категорий заведения, или, по крайней мере, оценивать не по тому, кто сколько заплатит, а кто реально этого заслуживает. Критерии оценки разработать не так сложно, тем более они уже есть. А, по большому счету, плату за присвоение категорий вообще нужно отменить. О взаимоотношениях контрольно-надзорных органов с бизнесменами можно говорить очень долго. Контроль, якобы, осуществляется, бумаги и справки с печатями и подписями продаются, взятки берутся… Подлинного контроля над качеством как не было, так и нет. Всем известна история, когда бывший министр внутренних дел Каирбек Сулейменов, словно гарун аль Рашид, переодевшись простым дервишем, прокатился в грузовике с арбузами, чтобы воочию лицезреть на работу своих сотрудников, не на шутку поразился: в Казахстан можно завести хоть атомную бомбу, хоть белый порошок со спорами атипичной пневмонии, лишь бы курьеры отстегнули бы басеке маленькую долю детишкам на молочишко. Осталась только непонятной его реакция удивления. Ведь, как известно, Каирбек Шашанович не с Луны свалился, и милицейским генералом стал не сразу после лейтенантских погон. Конечно, если кого-то увольняют за то, что засветился при получении маленькой доли, на общую ситуацию это никак не влияет. Всем известно, что так работает вся система. А это наталкивает на выводы о том, что нужно поменять принципы работы этой системы. В Казахстане сегодня, конечно, можно сертифицировать все, - и баурсаки и самолеты. С другой стороны, проблема упирается в то, что для этого нет соответствующей материальной базы - лабораторий, стендов, образцов, оборудования и т.д. В результате, деятельность органов по стандартам и сертификатам - это пример откровенного вымогательства, потому что выдаваемые справки ровным счетом ни о чем не говорят, и ни от чего не гарантируют. Инспектор, который выдает липовые бумаги с гербовой печатью, ни за что не отвечает. Но это дела внутренние. Однако данная проблема вылезает боком и на международную арену. Казахстанская сторона не признает международные стандарты точно так же, как и мировое сообщество незнакомо с казахстанским знаком качества. Это тормозит и внешние экономические отношения, и сказывается на международном имидже. К примеру, в РК завозят ультрасовременное оборудование. Чиновники говорят: мы не можем его сертифицировать в виду отсутствия необходимой измерительной аппаратуры, лаборатории и т.д. В результате, оборудование в Казахстан не впускают. Предприниматель должен ехать в Европу для сертификации данного оборудования. Только после этого чиновник, может быть, и согласиться дать визу. После выплаты, конечно, "детишкам на молочишко". В 1998 году насчитывалось 5,5 тысяч наименований товаров, начиная с трусов, игрушек и т.д., которые подлежали сертификации. Потом в 1999 году, количество товаров, подлежащих сертификации, сократили до 600 наименований. Однако на сегодняшний день, этот список снова возрос примерно до 3000. Сложившиеся проблемы дублирования функций и общей несогласованности действий в деятельности контрольно-надзорных органов, сертификационных в частности, связано с тем, что кабинет министров, фактически не координирует деятельность министерств и ведомств. В период невиданных экономических успехов выясняется, что кабмин столкнулся с главной проблемой государственного управления, - правая рука не может влиять на левую. А это, пожалуй, одна из основных задач премьерского института. Проблему качества выдаваемых сертификатов сегодня поднимают даже сами бизнесмены. Нет, не потому, что в них вдруг заговорил вселенский разум. Проблема более чем насущней: борьба со взятками и липовыми государственными справками. На сегодняшний день бизнес и чиновники должны совместно проработать данный вопрос, подвергнуть житейской логике и предпринимательской смекалке целую систему сертификации, четко разграничить товары, которые необходимо сертифицировать, а которые нужно оставить в покое, дабы избежать подмены понятий. По поводу повышения эффективности контроля в сфере стандартов и сертификации, бизнесмены и некоторые чиновники сходятся во мнении, что на контролеров, инспекторов и производителей необходимо возложить адекватные меры ответственности. Только так станет возможным хоть как-то начать наводить порядок. Хотя данную сферу преследует целый комплекс проблем и, понятно, что одной мерой ситуации не поправить. Сотрудники органов сертификации предлагают также ввести юридический ликбез для предпринимателей. По окончании работы, плоды совместного труда лягут на стол главе государства.
Загрузка...