Опубликовано: 1300

План, план, план...

План, план, план...

Часто ли вам приходится протискиваться запихиваться в переполненные маршрутные такси, стоять полусогнувшись или полусидя на коленях у бабульки, которой посчастливилось занять местечко в передней части салона?

Нависая над сидячими пассажирам, из-за невозможности выпрямиться, вы с содроганием слышите зычный глас с улицы: "Ну, еще немножко, поднажми чуть-чуть, а то нам пятерым тоже нужно уехать!" И в спину вам едва ли не ногами упирается очередной пассажир, делая кратковременный сильнодействующий массаж. О культуре проезда в общественном транспорте не то, что забывают - никогда и не помнили, и вы, упираясь лбом в стекло, боитесь, что пластиковый "зайчик" не выдержит и лопнет по швам, - сделано-то не для такого обращения, не для таких перегрузок и амортизации... Так-с, судя по покачиванию в него влезло (никак не "вошло") около 10 пассажиров, в то время, как стоячих мест в данном виде транспорта вообще не предусмотрено, и водитель рискует поплатиться как минимум штрафом, а в худшем случае - жизнями пассажиров, ведь ни один день в Северном Казахстане не обходится без аварий с участим новых маршруток... Но делать нечего - нужно выполнить план... Управление дорожной полиции Северного Казахстана организовало проведение профилактического рейда по выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения водителями общественного транспорта. Офицеры дорожной полиции в штатском в течение нескольких часов ездили по маршрутам городских автобусов, троллейбусов и маршруток, записывали все нарушения и на конечной остановке предъявляли документы водителям, информировали о нарушениях, делали предупреждения на будущее. В то же время на улицах города нарушения общественного транспорта курировали офицеры дорожной полиции на патрульных машинах. Причина - участившиеся аварии с участием общественного транспорта, возросший уровень травматизма. Отправляюсь на рейд со старшим лейтенантом Сергеем К., для которого подобная работа ежедневна. Основным объектом нашего внимания становятся именно маршрутки. И именно китайского производства, потому что чаще всего замечены в "грехах" дорожных. - С появлением нового китайского транспорта аварий стало не меньше, даже больше, - рассказывает Сергей, - и причина не только в том, что новые марки микроавтобусов мало подходят и под североказахстанские дороги, и под наши холодные зимы. Хотя однозначно - "Фавы", которые, кстати, в лучших традициях китайского производства занимаются плагиатом мировых брендов, - рядом с "Шаолинем" пишут "Мерседес", - по качеству не подходят не только под "мерседес", но даже и под наши скромные стандарты. По дорогам СКО более уверенно курсируют микроавтобусы российских марок: к примеру, ЗИЛ "Бычок" - он намного крепче держится на ухабах и в нем предусмотрены стоячие места, к тому же - дешевле в обслуживании. За три года, в течение которых они у нас эксплуатируются на перевозках, не было серьезных аварий с их участием, они вообще редко попадали в сводки. Также очень удобны в эксплуатации автобусы Павловского завода - крепкие и недорогие. Основные нарушения, с которыми приходится встречаться - самовольное переоборудование и провоз стоящих пассажиров: водители делают меньшее количество посадочных мест, чтобы вместить побольше народа, не обращая внимание на то, что это вообще запрещено, ведь при аварии первыми пострадают именно те, кто стоит. Первым проверке подвергается "Зайчик" с 8-го маршрута: водитель рассказывает, что техническое состояние его машины проверяется раз в неделю, хотя по правилам должно проверяться ежедневно, зато разбитые "глаза" "Зайчика" вместо стекол теперь защищает прозрачная изолента. На очереди маршрутка "20": здесь, как ни странно - обратное нарушение: вместо 16 посадочных мест, указанных в техпаспорте - 17. Водитель аргументирует его наличие тем, что куда-то надо сумку ставить. Время приближается к часу пик, когда все возвращаются с работы домой: останавливать на наличие нарушений можно практически каждую маршрутку - переполненные "Зайчики" летают на грани "фола", наперегонки друг с другом, стараясь набрать побольше пасажиров, выручить побольше денег. Если учесть, что только за последний год в Петропавловске на 3,6 тысячи увеличилось количество транспортных единиц и на конец 2007 года составило 41 263 единиц, дорожное движение напоминает локальную войну. Главная задача предпринимателя-владельца - оправдать покупку и получить прибыль, отсюда и большое количество нарушений. Инспектор останавливает первого попавшегося "ушастика" - маршрутка "23" - дверь открывается с трудом - вместо 16 положенных здесь аж 29 пассажиров! - Придется штрафовать, - Сергей забирает права у водителя, едем на конечную остановку, оформлять протокол. Штраф за подобное нарушение - от 1 до 2 МРП (МРП - 971 тенге). Причем главный "двигатель", который толкает на нарушения - план, устанавливаемый водителям владельцами маршрутов. Как правило, он составляет от 4 до 8 тысяч тенге в день с одного "Зайца", на особо прибыльных маршрутах - до 10 тысяч тенге. Водитель маршрутки, молодой паренек по имени Руслан, угрюмо садится в машину, подает техпаспорт и сразу честно говорит: - Вы меня сейчас оштрафуете, а завтра я все равно снова повезу стоячих - мне план нужно собрать. - Сколько? - 5,5 тысяч, при том, что маршрут у нас, сами знаете, далеко не самый хороший, вечером после шести уже почти некого возить. А на 9 кругов в день мне еще и заправиться нужно - еще 3-4 тысячи, ну и себе с кондуктором тоже чего-то нужно заработать. А если возить только сидячих, я и за два дня план не соберу. Себе вместе с кондуктором остается полторы - две тысячи в день, не больше. Вот вы меня сейчас оштрафуете, я выкину ключи, а мне ребенка кормить... - А что никакого другого выхода нет? Собраться всем коллективом и попросить владельца снизить планку, ведь при таких бешеных темпах и амортизация микроавтобуса велика, он сломается раньше, чем окупится, или, например, посменно оставлять на маршруте одну-две машины, ведь сейчас ночной город живет... Руслан соглашается, что есть и такой выход, но это маловероятно. Сергей не штрафует водителя, отдает ему права и старается убедить в том, что нужно найти другой выход, иначе будет выполнен не денежный план, а другой - более печальный, план по ДТП. В течение последующего часа все маршрутки переполнены, хоть каждую штрафуй, впрочем, поможет ли? В салоне сработала рация: - Товарищ лейтенант, тут авария, два "Зайчика" переполненных на маршруте столкнулись, не хотите посмотреть! - Травмы есть? - Кажется у двоих переломы, у бабульки лоб в крови, девушка плачет, водитель за ногу держится... Фото автора

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи