Опубликовано: 1186

Перемен, мы ждем перемен?..

Часть первая

В связи с рокировками в правительстве давайте уже сегодня попытаемся разглядеть некоторые метаморфозы, которые могут постигнуть нашу республику в наступившем 2007 году. То, что изменения будут иметь место, свидетельствует высказывание главы государства о том, что наступивший год станет годом проведения политических реформ и партийного строительства. Учитывая череду уже свершившихся перестановок, можно утверждать, что процесс пошел. Политический Олимп Между тем наибольший резонанс был вызван не сменой правительства, а освобождением председателя Сената парламента Нуртая Абыкаева и назначением его послом Казахстана в России. Выдвижение президентом страны Нурсултаном Назарбаевым на должность председателя Сената парламента Касым-Жомарта Токаева также является интересным ходом в процессе передислокации кадров на политическом Олимпе Казахстана. Назначение профессионала во внутриполитических процессах республики - Марата Тажина - министром иностранных дел Казахстана, также наталкивает на размышления по поводу планируемого на 2007 год направления новой внешнеполитической линии республики. В этом случае встает вопрос - кто будет заниматься внутренней политикой, ведь известно, что наиболее виртуозно владел искусством внутриполитических маневров теперь уже бывший помощник президента-секретаря Совета безопасности РК. Партийное строительство Начавшийся год продолжил процесс объединения/поглощения общественно-политических объединений партией "Отан". Вторым, на первый взгляд казалось бы незначительным событием, стал процесс обсуждения переименования партии в "Нур Отан". Далее - квазиобсуждение с активом партии "Отан" кандидатуры нового премьер-министра. Незарегистрированное общественно-политическое объединение "Атамекен", начало 2007 год также с процесса объединения с общественными организациями, с целью расширения своей электоральной базы и завершения процесса своей регистрации. Другие партии, находящиеся в конструктивной оппозиции к существующей власти так себя ничем и не проявили. В результате, уже к весне в Казахстане будут легально действовать как минимум два новых общественно-политических объединения - партии "Нут Отан" и "Атамекен", которые сконцентрируют в своих рядах значительное число дееспособных граждан республики, а также будут располагать большим количеством депутатов в парламенте страны. По результатам появления на политическом поле двух партий можно рассматривать несколько наиболее возможных варианта развития событий в республике. Первый вариант - перевыборы Вполне резонно выглядит перспектива перевыборов в парламент страны. Одной из причин будет сложившаяся парадоксальная ситуация, когда в парламенте республики находятся депутаты несуществующих партий (партии, которые поглотил "Отан"), а также парламентское большинство переставшей существовать партии "Отан" (в связи с ее переименованием в партию "Нур Отан"). В данном случае не стоит говорить, что на выборах фаворитом будет "Нур Отан", на втором месте - "Атамекен". Реально сложившаяся ситуация должна быть разрешена в рамках правового поля, что и будет соответствовать перевыборам в парламент. Параллельно можно рассматривать перспективу внесения изменения в Конституцию страны. Изменения могут быть направлены на: формирование правительства, когда данный процесс будет проходить с учетом парламентского большинства (то есть правительство будет формировать партия, занявшая большинство мест в парламенте страны); расширение парламентского списка в сторону увеличения депутатов, избираемых от политических партий; введение института вице-президента страны (данная позиция позволит наделить реальными полномочиями второго человека, назначаемого непосредственно главой государства). Результат Казахстан приближается к западно-европейским стандартам демократии, когда парламент формирует правительство страны. Правительство формируется на основе партийного большинства в парламенте, то есть в кабинете министров будут находиться знакомые всем лица. Как следствие этого, после выборов в парламент можно ожидать смену правительства республики, и формирование его по новым правилам. При принятии изменений в отношении увеличения числа депутатов, избираемых по партийным спискам, оппозиционно настроенные общественно-политические объединения рискуют оказаться на периферии политических процессов. Фактически страна переходит к двухпартийной системе, где для оппозиционно настроенных партий отводится незначительное и малозаметное место. Изменение конституции влечет за собой перевыборы президента Казахстана, что продлевает его срок нахождения на столь высоком посту. Возможное появление института вице-президента является своеобразной поддержкой и гарантом на время появления форс-мажорных обстоятельств. Завершение партийного строительства ведет к распространению контроля над внутриполитической ситуацией в республике на среднесрочный период. Так что следствием вышеобозначенных процессов к концу года может стать новая Конституция, вновь переизбранный президент, возможно вице-президент, правительство, сформированное по новому принципу, а также двухпартийная система, исключающая активное присутствие в стране оппозиционно настроенных общественно-политических объединений. Продолжение следует
Загрузка...