Опубликовано: 1208

Переход от централизованной системы управления к децентрализации

В настоящее время Республика Казахстан представляет собой один из островков благополучия на бывшем пространстве СССР. При этом нужно принимать во внимание, что катаклизмы, которым были подвергнуты все республики после развала СССР, не обошли стороной и Казахстан.

Процессы рыночной экономики, становления демократических институтов способствовали искоренению пережитков прошлого и появлению новых форм взаимоотношений, как на межгосударственном уровне, так и на межличностном, что оставило как негативный, так и позитивный отпечаток на развитии молодого государства. Однако не стоит забывать, что Казахстан является одной из крупных республик в СНГ. Территория Казахстана, по площади в одиннадцать раз больше площади Великобритании. Сейчас на территории Казахстана находится 14 областей, 159 районов, 84 города и более 8000 сельских населенных пунктов. Во время становления Казахстана как суверенного государства была обоснована концентрация власти в узком кругу, но сейчас, во время процесса стабилизации экономики и проведения социально-экономической политики, направленной на построение государства целесообразно начать процесс перехода от централизованной формы управления к управлению на местах. При столь обширной территории и наличии такого количества населенных пунктов уже давно стоит вопрос о децентрализации власти, то есть назрела необходимость передачи функций от центрального аппарата на местные органы управления. При этом нужно учитывать, что сейчас децентрализация власти в Казахстане должна стать основным принципом в стратегии управления государством. При этом не нужно упускать из виду, что процесс децентрализации сопряжен с реорганизацией ветвей власти на местах. Но это чревато определенными трудностями, так как большинство чиновников на местах не могут не только применить, но и получить знания и навыки в области управления. Уже сейчас становится очевидным, что чрезмерная централизация власти может сыграть негативную роль в развитии демократического общества в Казахстане. Все процессы, связанные с концентрацией власти в одних руках до 1991-1992 гг. оправдывали себя целиком и полностью. Но время не стоит на месте и преподносит изменения, как в государстве, так и в обществе. И нужно понимать, что если децентрализация власти в ближайшие 2-4 года не пройдет в Казахстане, то о разностороннем развитии Казахстана как государства и как субъекта международного права можно будет говорить с большой натяжкой. Этому есть свое объяснение. Местные власти, имеющие авторитет на местах уже длительное время находятся в том подвешенном состоянии, когда они не могут проявить свои навыки и знания по управлению в той или иной сфере. Так как уже сменилось не одно поколение управленцев на местах, Казахстан может ожидать прихода к власти на местном уровне неподготовленных специалистов как в теоретическом, так и в практическом плане, что вряд ли положительно скажется на развитии Казахстана. При этом автоматически обрывается связь Центр - область (город) - Центр. Чем это чревато? Для Центра это чревато получением необъективной (ограниченной) информации о состоянии дел на местах. Для периферии - отсутствие инициативы на местах будет только усугублять социально-экономическую ситуацию. В данном случае не стоит забывать и о рядовых гражданах, так как они будут страдать в первую очередь от подобной ситуации. Выход может быть представляем в виде двух вариантов: 1. Представители Центра будут часто ездить по областям и тем самым поддерживать связь с периферией, для ознакомления с ситуацией на местах; 2. Представители Центра будут давать больше самостоятельности управленцам на местах. Если рассматривать первый вариант решения проблемы, то становится очевидным, что физически невозможно объезжать регулярно все области, тем более что в Казахстане их не так уж и мало. Даже при регулярных объездах областей будет оставаться чрезвычайно мало времени для работы, связанной с координацией действий Центра по отношению к периферии. От этого будет страдать как развитие отраслей по областям, так и замедление роста экономики в республиканском масштабе. Если оценивать второй вариант, то и здесь заметны некоторые подводные течения. Расширение полномочий на местах: во-первых, будет способствовать росту активности населения, во-вторых, представители местных органов лучше знают проблемы, с которыми сталкивается тот или иной населенный пункт, то или иное хозяйство, а следовательно, могут найти то правильное решение, которое выведет из затруднительного положения субъекты Республики Казахстан без помощи центра. Конечно, передача полномочий на местах, децентрализация власти, способны активизировать не только рост благосостояния граждан, а с ним и благосостояния республики. Вполне вероятно, что при децентрализации власти будут отмечаться факты самоуправства на местах, злоупотребление властью, но это уже сугубо юридический вопрос, освещаемый нормативно-правовыми актами Республики Казахстан. Вполне обоснованным в данном случае будет создание системы мониторинга за деятельностью представителей местной власти на местах (так называемые показатели эффективного руководства), одними из составляющих которых будет мониторинг планирования и осуществления деятельности руководителям местных властей. Это будет способствовать прозрачности деятельности государственных органов, что положительно скажется как на эффективности работы представителей местных органов власти, так и росте доверия со стороны рядовых граждан к представителям различных ветвей власти. Хотя нужно отметить, что существующая система оценки мониторинга и оценки требует совершенствования. В результате чего увеличивается рост симпатии со стороны общественности к государству. Через мониторинг и опубликование его результатов в средствах массовой информации общественность сможет не только наблюдать за деятельностью государственных чиновников, но и содействовать госслужащим в решении той или иной проблемы. Таким образом будет достигнута та цель, к которой уже длительное время стремятся многие государства мира - диалог между обществом и государством. Появляется та самая модель демократического правового государства, которая может способствовать не только укреплению внутриполитической ситуации в республике, но и способствовать росту активности населения в жизни государства, что может оказать позитивное влияние как на социально-экономическую ситуацию в государстве, так и на повышение престижа республики на международной арене. Интересен тот факт, что в своем послании "Казахстан 2030: процветание, безопасность и растущее благосостояние всех казахстанцев" Президент Казахстана Н.Назарбаев также отметил, что децентрализация функций руководства от центрального к местному уровню является самым основным принципом в стратегии управления. Конечно, чтобы реализовать подобную модель в одной из республик СНГ нужно как минимум четыре составляющие: Во-первых, тщательно разработанная программа децентрализации функций от центрального к местному уровню; Во-вторых, необходимо разработать меры по повышению ответственности местных властей за проводимую ими деятельность на местах; В-третьих, привлечение организаций как государственного, так и негосударственного статуса, включая и международные организации, для проведения мониторинга ситуации, связанной с передачей функций местным органам власти; В-четвертых, опубликование результатов мониторинга через средства массовой информации. При мобилизации внутренних ресурсов, возросшие дополнительно функции и ответственность представителей органов власти на местах, будет востребована дополнительная финансовая поддержка, которая должна быть учтена в бюджете республики. В результате принятия предложений, обозначенных в настоящей статье уже к 2020 году Казахстан может не только разрабатывать стратегии, но и проводить мониторинг развития, что позволит не только сделать прозрачной систему государственного управления на местах, способствовать социально-экономическому росту, но и повысить информированность населения о качестве жизни людей, что позволит принимать действенные меры по ее улучшению.
Загрузка...