Опубликовано: 1165

Ожидания узбекских обладателей сотовых телефонов

Ожидания узбекских обладателей сотовых телефонов

На этот раз они связаны с приходом на узбекский рынок сотовой связи компании "Вымпелком".

18 января 2006 года вслед за нашумевшей в свое время покупкой российской МТС самого крупного оператора на узбекском рынке "Уздунробиты" произошло еще одно крупное событие: "Вымпелком" приобрел скопом двух узбекских операторов - Buztel и Unitel. Сумма сделки более 270 миллионов долларов. Если МТС "откусила" 74 процента от компании "Уздунробита", то "Вымпелком" стал полноправным хозяином двух узбекских операторов. О деталях сделки уже много раз говорилось, поэтому остановимся на том, чего ожидают владельцы сотовых телефонов от российской компании. Что касается сферы сотовой связи Узбекистана, то здесь в наличии четыре большие проблемы. Первая: ограничения на международный роуминг, которые выражаются в четко очерченных границах. Эти самые границы обозначены суммой 200 американских долларов, минимальной предоплате, после которой владелец мобильника может претендовать на международный роуминг. Проще говоря, эта сумма является, по сути, платой за право звонить в Россию, Таджикистан, Казахстан и другие близлежащие страны. Принимая во внимание среднюю заработную плату по Узбекистану (по разным оценкам от 30 до 70 тысяч сумов - примерно от 3,2 до 6,3 тысяч тенге - прим. А.А.), можно констатировать очевидный факт - на самом деле столь завышенная предоплата есть своеобразная форма запрета на звонки в соседние страны. Вторая: поминутная тарификация телефонных разговоров. Имея в кармане сотовый телефон, понимаешь, что любые разговоры более 6 секунд тарифицируются как одна минута. Тем самым обладатель мобильника вынужден полностью выговаривать эту самую минуту, при этом, внимательно следя за тем, чтобы секундомер не остановился на цифре 1 минута 7 секунд. В последнем случае разговор тарифицируется как две минуты. Посекундную тарификацию ввела компания "Перфектум мобиле", но, с одной стороны, она не работает в стандарте GSM, с другой стороны, сами тарифы весьма ограничены и не в полной мере удовлетворяют потенциальных клиентов. Третья: все узбекские операторы сотовой связи берут абонентскую плату. Без нее наличествуют лишь вип-пакеты. В последнее время узбекские операторы сделали небольшую рокировку. Снизив тарифы, они сделали абонентскую плату ежедневной. По этому пути пошли "Юнител" и "Уздунробита". В первой ежедневная абонентская плата равна 0,12, во второй - 0,11 долларам. При этом исходящие стали 0,06, входящие - 0,03 доллара. Фактически получается, что абонент платит не меньше, а порой и больше, чем раньше. Из этой проблемы вытекает следующая, четвертая - услуги сотовой связи в Узбекистане дороже, чем в России и соседнем Казахстане. По данным журнала "Стандарт", ежемесячная выручка с одного абонента (ARPU) у Unitel - $19, у Uzdunrobita - $17, у Buztel - $14. Для сравнения: ARPU "Вымпелкома" в России составляет $7,8. От российской МТС узбекские абоненты сотовой связи ждали многого. Во-первых, заметного снижения тарифов, во-вторых, получения права разговаривать по сносным тарифам хотя бы с Россией. Все-таки нонсенс получается, когда обладатель мобильника в случае необходимости поговорить с друзьями или родственниками из близлежащих стран должен искать таксофон. Ни первого, ни второго так и не произошло. МТС не провела в "Уздунробите" никаких особых перемен, надеясь на то, что местные узбекские партнеры лучше знают рынок. А некоторые планы "Вымпелкома" уже сейчас вызывают множество вопросов. Как сообщает информационное агентство "Фергана.Ру", "Вымпелком" планирует позвать на помощь местного узбекского партнера. Он может рассчитывать на долю в объединенной компании - так оператор поступил после покупки казахстанского "Кар-Тела", предоставив местным партнерам долю в 49%. В течение года компания планирует увеличить количество своих узбекских абонентов вдвое - до 700 000 человек". Конечно, планы составить жесткую конкуренцию на узбекском рынке, казалось бы, незыблемым позициям компании "Уздунробита" достойны всяческих похвал. Однако не получится ли так, что в том же соседнем Казахстане "Вымпелком" (торговая марка "Билайн" - прим. А.А.) будет работать в одном формате, а в Узбекистане - в другом. Так, к примеру, в Казахстане абонент "Билайна" может простым нажатием кнопок на своем телефоне подключить международный роуминг, послать список "любимых номеров", работать в режиме "конференц-связи", включить "пакет трех услуг": мобильный GPRS-Интернет, GPRS-WAP, MMS. В Узбекистане надо заплатить и потрудиться ручкой по бумаге, чтобы стать счастливым "юзером" подобных услуг. И что самое важное, "Билайн" предоставляет абонентам Казахстана в тарифном плане "Тайм" три важные услуги: посекундную тарификацию на все звонки по стране, отсутствие абонентской платы и неограниченный срок действия карт оплаты. Как раз этих услуг ждут и узбекские обладатели сотовых телефонов. Российские аналитики отмечают большой потенциал узбекского рынка, оценивая проникновение сотовой связи скромной цифрой около 5 процентов. Этот факт констатировал аналитик АСМ-Consulting Антон Погребинский. Однако не станут ли узбекские абоненты заложниками того, что еще далеко не все жители Узбекистана могут себе позволить сотовый телефон? Конечно, внедрившимся на узбекский рынок российским компаниям можно идти двумя путями: наращивать количество абонентов, и за счет этого добиться снижения тарифов и внедрения услуг, которые все же выправят положение на рынке сотовой связи. До сих пор в Узбекистане все операторы большую часть прибыли получают за счет абонентской платы и количества использованных абонентом минут. В той же России львиная доля прибыли поступает за счет прочих услуг сотовой связи. Не исключение и соседний Казахстан. Пока две российские компании МТС и "Вымпелком" состязаются на просторах СНГ за лидерство, узбекские абоненты ждут от них реальных перемен. Будут перемены, будет и праздник. В противном случае все планы "Вымпелкома" по поводу достижения 700-тысячной планки так и останутся планами, а ожидания узбекских обладателей мобильников канут в лету.
Загрузка...