Опубликовано: 789

От количества к качеству и обратно?

От количества к качеству и обратно?

В новом году в Казахстане согласно замыслу чиновников от здравоохранения появится учреждение, которое займется контролем качества медицинских услуг.

Структура войдет в состав министерства здравоохранения и будет наделена большими полномочиями. Казалось бы, можно только радоваться тому, что появится еще один комитет, да еще с такими многообещающими функциями. Однако большинство недоумевают: по опыту жизни знают, количество проверяющих инстанций никак не связано с гарантиями качества, да еще в такой тонкой сфере как оздоровление человека. Люди не очень-то верят в то, что комитет сможет обеспечить им здоровье, прекратить взяточничество и вымогательство, зато откровенно побаиваются другого. Не исключают, что содержание очередной армии чиновников будет заложено в налоги плательщиков, то есть ляжет на их плечи. Зачем это нужно? Чиновники твердо уверены - нужно! Комитет сможет навести порядок в сфере медуслуг. Это - главное. Что же касается обилия уже существующих комитетов и центров, уполномоченных контролировать и проверять, то на самом деле таких учреждений в стране не так уж и много. Существующий в республике центр Дэри-Дермек контролирует деятельность фармкомпаний, занимается контролем качества медпрепаратов, выдает лицензии на ввоз лекарств в страну. Он скорее отвечает за то, чем лечить больных. Вновь созданная структура возьмет на себя совсем другую миссию и ответит на вопрос: как лечить и где? К единому знаменателю Центр будет проверять качество именно услуг, а не лекарств. В услуги входит лечение у узких специалистов в поликлиниках, скорую и плановую помощь в больницах (государственных и частных). В Министерстве здравоохранения будущую значимость новенького центра видят еще шире, а именно прочат ему большое будущее, надеются, что он обеспечит не только качество, но и положенный объем медпомощи, да еще и в соответствии с установленными в стране стандартами. Также комитет должен будет установить соответствие между провозглашенной в лицензии деятельностью клиники и набором предоставляемых услуг в ней же. В последнее время население стало забрасывать Министерство жалобами по поводу того, что квалификация врачей оставляет желать лучшего, что гинекологи лечат женские проблемы пиявками и иголками, забывая о традиционных методах. Стоматологи рекламируют свою универсальность и заламывают цены, а между тем отлично справляются лишь с одной из своих задач: одни хорошо выдергивают зубы, другие преуспевают в изготовлении протезов, но не могут качественно поставить пломбу или вылечить пародонтоз. Клиенты же оказываются бессильными что-либо изменить в таких ситуациях. "Не нравится, идите дальше"! - говорят им, и они идут, снова выкладывая деньги, но оставаясь без зубов. Или, скажем, в некоторых частных медпунктах минимум кадров занимают тридцать три должности, тогда как существуют определенные кадровые нормативы. Но кто их придерживался? Никто. Простые люди об этом не знали, а контролеры в частные медструктуры не заглядывали. Запрещено было законом. С созданием нового комитета в поле зрения министерства попадут все лечащие врачи без исключения, которых в стране насчитывается 54 тысячи. Учет и контроль Медицинское оборудование тоже станет предметом будущих проверок. На сегодня каждый главврач стремится завязать свои контакты с заграничными клиниками, везет оттуда новые технологии и технику, соответственно закладывает последние достижения науки и техники в стоимость своих услуг. С другой стороны многие клиники стараются экономить на дорогом оборудовании, и тогда нередко врачи тактично предлагают сдать анализы в другом центре, пройти рентген еще в каком-нибудь третьем месте… Знает ли об этом Министерство здравоохранения? Нет. Когда оно выдает лицензии на ту или иную меддеятельность, все выглядит туманно и в общих чертах. А в результате получается, что высшая здравоохранительная инстанция страны знать - не знает истинной картины современного рынка медицинских услуг. Теперь вновь созданный центр отследит и качество лечения, и профессионализм кадров, и укомплектованность техникой. Пройдется по всем язвам лечения, и устранит их. Ой ли… Ожидается, что государственные больницы и поликлиники сотрудники комитета будут проверять один раз в год, частные - раз в три года. Может быть внешний контроль будет редким, да метким, только вряд ли с такой регулярностью можно будет добиться чего-то путного! На что чиновники заявляют, мол, контроль извне придется тесно увязать с внутренним контролем, который каждое из медучреждений наладит внутри своей организации и своими силами. Также комитет обеспечит тесную связь с населением и займется определением степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи. Каков механизм осуществления столь благой миссии? Никто не знает. То ли больным будут выдавать для заполнения анонимные анкеты, то ли в территориальных управлениях комитета в каждом городе установят горячие телефоны, чтобы население могло давать обратную связь и информировать комитетчиков о своих претензиях, высказывать недовольство, благодарить заслуживающих этого врачей. С другой стороны, чиновники прекрасно понимают, что мнение населения не может быть истиной в последней инстанции, поэтому, несмотря на то, что глас народа будет приниматься к сведению, последнее слово останется за экспертными комиссиями, которые также будут создаваться силами комитета. Населению разрешат жаловаться на врачей и их работу до известного предела. Комитет должен будет принимать соответствующие меры, разработать критерии оценки качества работы людей в белых халатах. На сегодня такой системы в стране нет, как и нет системы учета потребления медуслуг. Предполагается, что грандиозная "зачистка" в медицине будет осуществлена за счет работы экспертных комиссий, которых тоже пока нет. Комитет начнет формировать банк данных из числа медиков-профессионалов, которые впоследствии примут участие в независимых экспертизах. Независимым экспертизам отведена серьезная роль в будущем становлении качественной медицины в стране. Ставим вам тройку С созданием комитета решится давнишний спор между Минздравом и Центром народной медицины РК, которые в последнее время не могли поделить право на лицензирование деятельности народных целителей. Теперь это возьмет на себя комитет. Чиновники говорят, что народным целителям не придется ехать в Министерство здравоохранения, вопросы будут решаться на местах в территориальных управлениях комитета. Всего в структуру войдет 341 работник. И еще. Прекрасно понимая, что качество медуслуг, которые и собирается отслеживать комитет, зависят от профессионализма врачей, комитет будет поднимать вопросы аттестации медиков. Уже разработана пятибальная система оценки качества профессионализма. Выведены основные индикаторы - показатели успешной, удовлетворительной и неудовлетворительной работы врачей. Правда, система не является на сто процентов объективной, так как отметки терапевтам и хирургам будут ставить не комитетчики, и не независимые эксперты, а коллеги, которые чаще всего грешат субъективизмом. Но альтернатив данному предложению пока нет. Мозговой штурм Создателям нового комитета кажется, что как только он начнет работать, из тысячи причин, по которым наше здравоохранение считается несовершенным, останется только половина. Комитет, как восьмирукий бог должен будет успевать тут и там, везде и всюду демонстрируя свою ученость, глубину, актуальность, работоспособность. На него лягут разработки целевых программ по охране здоровья граждан, предложения по разработке программ внутрибольничного менеджмента. После выявления тех или иных нарушений в медучреждениях, и в случае невыполнения законных требований, комитет сможет обратиться в суд, наложить административные взыскания. В поисках путей повышения качества медуслуг комитету разрешено своими силами проводить совещания, семинары, конференции и международные симпозиумы, другие мероприятия. Неправительственные организации в области здравоохранения увидят в комитете старшего друга и товарища, который будет уполномочен осуществлять с ними связь и способствовать развитию неправительственного сектора в Казахстане.
Загрузка...