Опубликовано: 1033

От каждого по способностям, каждому - по уму

От каждого по способностям, каждому - по уму

Когда нам удастся вывести устойчивую ко всяческим соблазнам породу чиновников, неизвестно. А сегодня ясно только одно: государственные служащие, имеющие стимулы работать честно и добросовестно на благо страны и народа, зачастую помнят только о своих интересах.

Всевозможные клерки, занимающие невысокие или даже высокие посты в государственной иерархии, совершенно беззащитны перед таким вирусом, как взятка. Ну нет у них иммунитета. Если предлагают, то берут. Если не дают, то требуют сами. Редкий день в нашем государстве обходится без скандала. Только мы к такого рода встряскам привыкли настолько, что уже и не видим в этом ничего предосудительного. Читаем эти сводки беспристрастно: жизнь течет своим чередом. Как будто так и должно быть. Взять хотя бы события нескольких последних недель. Характерная получается картина. Департамент финансовой полиции Карагандинской области возбудил уголовное дело против акима Балхаша. Пять лет аким и его семья не платили за домашний телефон из своего кармана - эти тяготы были возложены главой семьи… на бюджет. И без того непроцветающий город благодаря разговорчивому акиму, который, конечно же, будет уверять следствие в том, что все это были служебные разговоры, не досчитался более 400 тысяч тенге. Или вот еще пример. Теперь из Актобе. Там сотрудник областного управления экономики некоторое время в прошлом году исполнял обязанности председателя конкурсной комиссии по закупке жилья репатриантов. И не выдержал такого искушения - быстро и очень выгодно продать свою квартиру, хотя конкурсная комиссия документы на нее и в глаза не видела. Две выгоды поимел он сразу - и оралмана вселил, и деньги получил. Вообще, "помогать" людям, а особенно, тем, у кого есть деньги, то есть бизнесменам, - это порыв души. Так, аким Атырау посодействовал одному из рынков, предписав всем предпринимателям, занимающимся разведением и продажей скота, проходить регистрацию и клинический осмотр только в одном месте, а именно - на этом рынке. Завелся подобный жучок и в акимате Талдыкоргана. Областная прокуратура проверила городскую власть и пришла в ужас. Второе лицо в исполнительном органе открыто промышляло спонсорской помощью от частного предпринимателя! Чему, естественно, УК не находит оправдания. Полет их фантазии неограничен. Они проявляют чудеса сообразительности, когда дело касается неожиданной выгоды. А в крайнем случае, считают они, народ их поймет. Зарплата небольшая, а жить как-то надо. Кстати, о зарплате. Не такая уж она и маленькая. Зарплата государственных чиновников - это очень важный государственный вопрос, который поднимается на самом высоком уровне с завидной периодичностью. Вообще, существует Указ Президента, подписанный еще 1 апреля 1997 года "О единой системе оплаты труда работников органов РК, содержащихся за счет государственного бюджета". И если поначалу предусматривались только должностные оклады, то два года назад, когда экономическая ситуация в стране стала выправляться, были вписаны уже и коэффициенты, применяемые к базовому должностному окладу для исчисления должностных окладов. То есть, зарплата нескольких служащих сразу увеличилась в несколько раз. Что касается политических и административных государственных служащих, а также депутатов парламента, то, кроме зарплаты, они получают и пособия для оздоровления в размере двух окладов в год. Никто более в стране не имеет такой социальной защиты как госсчиновники и народные избранники! Кроме того, каждому министерству выделяется "паек" и если за год удается его съесть не весь, то министр вправе премировать своих сотрудников и себя, само собой разумеется, без ограничения размеров. Но, самое главное, даже если вдруг страна переживет дефолт, то зарплату (а также гарантии, льготы и компенсации) чиновникам все равно не урежут - не имеют права. Это четко оговорено в законе "О госслужбе". А в прошлом году, помнится, в правительстве поднимался вопрос о повышении зарплаты государственным служащим нижнего звена. И деньги на эти цели из бюджета были выделены. С одной стороны, чиновникам на зарплату жаловаться грех. А с другой - криминал в госструктурах обусловлен не никудышними материальными условиями даже, а извращенными понятиями о власти и влиянии. В начале прошлого года, дабы обеспечить большую независимость судов, судьям была значительно поднята зарплата. Чтобы они дорожили своей работой и не покупались на взятки. И что же из этого вышло? А ровным счетом - ничего. Как брали, так и берут. Во властных структурах прекрасно понимают, что систему оплаты труда чиновников рано или поздно менять придется. И поэтому ищут пути. Чтобы, возможно, воплотить в жизнь еще советский лозунг: "От каждого по способностям, каждому - по труду!" Потому что нагрузка государственных служащих, занимающих одну и ту же должность, очень часто разная. В Казахстане, возможно, уже очень скоро будет запущена совершенно новая система оплаты труда. Специалисты называют ее "факторно-балльной". Ее суть заключается в оценке государственной должности. При этом будет учитываться значимость той или должности для конкретного ведомства и уровень трудовых затрат служащего, занимающего эту должность. По сути, с помощью этой системы государство может покончить с уравниловкой. Два должностных лица, занимающие структурно равнозначные должности даже при равном стаже госслужбы будут получать разную зарплату, так как круг их обязанностей почти всегда неравнозначен. Эксперты, знакомые с факторно-балльной оценкой государственных должностей, утверждают, что внедрение такой модели сразу же приведет к повышению зарплаты служащих. А это, в свою очередь, благотворно отразится на привлекательности госслужбы, куда, по идее, должна стремиться образованная, инициативная и перспективная молодежь. Это то, что касается зарплаты. Но ведь для молодежи еще важно продвижение по служебной лестнице. Сегодня это уже стало возможным. Казахстан в развитии государственной службы решил комбинировать две принципиальные модели, получившие развитие в мире: позиционную и карьерную. Позиционная система (опыт имеют США, Канада и Великобритания) предусматривает конкурсный отбор на государственную должность, что обеспечивает принцип равного доступа к государственной службе. При карьерной, развитой в Германии, Японии и России, руководитель вправе самостоятельно производить назначения своих подчиненных. Если поначалу Казахстан практиковал первую модель, внедрив систему аттестации госслужащих, то теперь правительство все больше склоняется к тому, чтобы на средних и высших должностях в государственных органах перейти на карьерную модель. При этом вовсе не значит, что любой назначенец сможет привести свою команду "со двора" - выбирать своих подчиненных ему придется из тех, кто профессионально пригоден для выполнения тех или иных обязанностей. Государственные служащие - это особая каста людей, которые призваны служить государству, а, значит, и народу. И только тогда, когда каждый чиновник начнет мыслить по-государственному, мы наконец избавимся от пороков, которыми страдает наш государственный аппарат. А когда это будет?
Загрузка...