Опубликовано: 1093

Образовательный грант - индульгенция для троечника?

Образовательный грант - индульгенция для троечника?

Механизм государственной поддержки образования через образовательные гранты следует постоянно совершенствовать,- считают представители высших учебных заведений Южного Казахстана.

Как и любое прогрессивное явление, каждое нововведение имеет свой срок эффективности. После этого, по ряду субъективных и объективных причин, оно способно не только потерять все свои преимущества, но и в какой-то степени оказаться тормозом для последующего развития. Тем более этот закон применим в сфере образования, где постоянное совершенствование форм и методов обучения оказывается просто жизненно необходимой. Как считают представители ряда Южно-Казахстанских университетов, в настоящее время следует пересмотреть и систему выделения государственных образовательных грантов для студентов. Грант, по сути, является государственным заказом на подготовку грамотного и современного специалиста. Сейчас ежегодно выделяется порядка 24 тысяч грантов, каждый из которых в среднем "стоит" 120-130 тысяч тенге. Государство попросту берется оплачивать обучение наиболее одаренным и перспективным выпускникам школ. Еще лет пять назад, считают ректоры и преподаватели, эта практика прекрасно оправдывала себя. Однако остающиеся неизменными условия получения грантов привели к тому, что со временем в университетах и институтах образовалась весьма ощутимая масса "грантодержателей". Тех студентов, для которых главной целью было видимо именно получение гособеспечения, в конечном итоге гарантирующего диплом о "верхнем образовании". И которые, будучи обеспечены грантами, совершенно не проявляют в дальнейшем рвения грызть еще и гранит наук. Попросту ходят в "троечниках", да и то только потому, что преподавательский состав рисует им "уд.", ведь в потере "грантовиков" ни один ВУЗ не заинтересован. Сам механизм получения грантов, распределяющихся главным образом в моменты выпускных экзаменов в школах и поступлении в ВУЗы, оставим пока в стороне. Хотя, как считают преподаватели, контроль за распределением также необходимо все время совершенствовать. Но коль скоро в формировании списков грантодержателей, кроме представителей ВУЗов, участвуют еще и третьи силы, то здесь возможности ректорского состава контролировать ситуацию несколько ограничены. Иное дело, если ввести форму ежегодного подтверждения студентом своего права на грант. Президент университета "Мирас" Булат Мырзалиев (ЮКО) предлагает, например, следующую схему дифференцированного распределения грантов, поделенных на четыре группы. На полном обеспечении находятся дети-сироты и из малоимущих семей, а также круглые отличники и талантливая молодежь, которые абсолютно подтвердили свои способности не только в общепринятой системе обучения, но и участием и достижениями в различных школьных и студенческих конкурсах, олимпиадах и пр. Вторая группа грантов предполагает оплату за счет государства 75 процентов стоимости обучения. Ею как раз могут пользоваться те студенты, которые имели высокие баллы на вступительных тестированиях. Затем идут группа с оплатой 50 на 50, и конечная группа - в которой за счет государственного гранта или кредита погашается только 25 процентов от необходимой суммы. Остальные 75 процентов оплачивает сам студент. Причем, состав каждой группы определяется ежегодно (а возможно и каждое полугодье) по результатам курсовых или семестровых зачетов, сданных грантовиками. Соответственно, останется ли грантодержатель в своей группе, либо перейдет в более низкую (либо в более высокую) группу, зависит от того, как он все это время учился. Так что условно в этом делении можно ввести еще последнюю, пятую группу - те, кто хоть и поступал в ВУЗ по гранту, но в процессе образования, из-за своей крайне неудовлетворительной учебы, был лишен грантов, и либо был переведен на платную основу, либо отчислен. Здесь положительной стороной является тот факт, что ВУЗ в таком случае не теряет "грант" и может предоставить обучение по нему другому студенту с коммерческого отделения, который показал высокие результаты в учебе. Таким образом, появляется реальный стимул у студентов повысить качество учебы. Заметим, что кровной заинтересованности у ВУЗов в такой дифференциации грантов нет. Ведь как ни крути, здесь у преподавателей только прибавляется мороки в далеко не благодарном деле перераспределения грантов. Потому что в конечном счете кандидатами на "отсев" являются как раз те "блатные" сыночки и племянники, которые неизвестно каким образом получили высокий балл в школе. Да еще к тому же институт, получается, своими руками уменьшает количество "платников", переводя их на грант. И тем не менее, ректорат и педсостав сознательно инициируют совершенствование грантораспределения, обращаясь с подобными предложениями и разработками в Министерство образования. - Просто обидно видеть как некоторые "грантовики" и "кредитники" относятся к учебе, - говорит Булат Мырзалиев. - Я не представляю, что в будущем они смогут стать грамотными специалистами, приносить пользу государству и обществу. А ведь можно было бы не только усилить стимулы для учебы, но и охватить государственным кредитованием гораздо большее количество студентов. Скажем, вместо 25 тысяч 100 процентных кредитов, при дифференциации, можно было бы обеспечить 50 и более тысяч студентов 75-, 50- и 25 процентными грантами. Предложение более чем разумное. Но пока наше Министерство образования продолжает тратить наши народные денежки на содержание липовых студентов.
Загрузка...