Опубликовано: 1075

О Театре, только честно

О Театре, только честно

Обычно о театре, как о покойнике, стараются говорить или хорошо или ничего.

Так уж у нас принято еще с советских времен. Тогда это объяснялось тем, что театр был, по сути, зеркалом советского общества, отражающим его морально-нравственные поиски, заботы и чаяния. А посему ничего неправедного там не должно было быть. Истинная театральная жизнь, вне огней рампы оставалась для широкой публики "за кадром". Сегодня театр - это просто театр со всеми его розами, шипами и болячками. О сложной жизни своего второго дома рассказала актриса русского ТЮЗа имени Наталии Сац Марина Коржова. Воспользовавшись моментом, когда у Марины в плотном графике заполненных работой и семьей дней появилось "окно", мы задали актрисе несколько вопросов о самом сокровенном и важном в ее жизни. - Чем отличаются актеры детских театров от своих коллег по цеху? - У тюзовцев, действительно существует своя специфика в работе. Например, если актер драматического театра не умеет петь или танцевать, то это, в общем, не принципиальный вопрос. А в нашем театре танцуют и поют буквально все и делают это хорошо. И еще хочу подчеркнуть, что играть для детей очень ответственно. Потому что, когда взрослый зритель приходит на спектакль, он понимает меру условности нашего искусства. А в сознании маленького ребенка понятия границ сцены не существует. Для него на время спектакля мир, созданный на сцене актерам, не менее реален, чем все остальное. И если актер неправдив, то ребенок мгновенно реагирует на фальшь и уходит с чувством, что его обманули. На мой взгляд, на актерах детского театра во многом лежит ответственность за то, насколько прочно в душе ребенка закрепятся понятия добра и зла, справедливости, любви и дружбы, а еще - способность воспринимать прекрасное. Не только Марина, но и другие тюзовцы, в том числе и Евгений Жуманов, с теплотой говорили о своей непростой работе. Но, как выяснилось, почти все они мечтают о больших ролях. И, естественно, когда такие роли подворачиваются, с удовольствием их исполняют. Иначе не увидели бы мы того же Евгения Жуманова ни в "Перекрестке" и других телефильмах, ни в качестве ведущего ток-шоу "Кто возьмет миллион?". Например, актриса Ирина Муравьева пришла на большой экран тоже из детского тетра. Актерам детских театров постоянно приходится играть так называемые "маленькие" роли: белок, лисиц, лебедей, ежиков, мышат и прочую сказочную живность. В связи с этим сам собой возникает вопрос: не притупляются ли с годами актерские способности? Тюзовцы однозначно считают, что, если актер талантлив, то это навсегда. А, если нет, то какая разница кого играть - мышку или Джульетту. Действительно, разве можно сказать, что Лия Ахеджакова с годами стала менее талантлива из-за того, что долго играла эпизодические роли? Или вспомнить Бабу-Ягу в исполнении Милляра. Более яркого образа, чем его бабуся-ягуся я больше ни в одном детском фильме просто вспомнить не могу. Ах, еще Чудо-юдо. Что ни говори, а первое знакомство с волшебным миром искусства начинается для всех нас в детстве - с детских спектаклей и фильмов-сказок и первых книжек. И эти самые ранние впечатления остаются с нами на всю жизнь. Тюзовцы рассказали, что часто дети во время спектакля начинают подсказывать персонажам, заступаться за положительных героев. В такие минуты актеры забывают все свои обиды и неудачи. Отходят на задний план мечты о больших ролях. Большие роли по знакомству Актеры на всевозможных интервью очень любят рассказывать о том, как они готовились к той или иной роли. Как входили в образ, какие были трудности или смешные случаи в ходе съемок. И довольно редко рассказывают о том, как им досталась эта роль. Ну, скажут там о пробах пару слов. Мол, снялся. Режиссер увидел и понял - это то, что ему нужно. На самом деле, по словам актеров, роли и в театре и в кино распределяются не по принципу профессионального соответствия, а исходя из личных человеческих симпатий. Наибольшие шансы получить большую роль есть у давних знакомых режиссера, у его любовниц или собутыльников. Еще есть в каждом театре "заслуженные" - это люди, заработавшие в прежние годы профессиональный капитал в виде званий и нужных связей. Что тоже учитывается при распределении ролей. И ничего, что новоиспеченной "Золушке" уже глубоко за сорок - она же заслуженная, значит, будет играть главную героиню. Искусство, безусловно, субъективно по своей природе. Но зачастую в наших театрах эта самая субъективность зашкаливает за границы здравого смысла. А зритель - он в наше время весьма искушен. Телевидение предоставляет сейчас возможность видеть лучшие фильмы и телепостановки - от классики до самых навороченных модерновых картин. А к хорошему, как известно быстро привыкаешь. И, когда, приходя в наши театры, публика сталкивается с исполнением "по знакомству", то желание ходить на спектакли и дальше - быстро выветривается. Более того, за кулисами за роли разворачивается нешуточная борьба. И в ней используются зачастую весьма некрасивые способы - от обычных сплетен до письменных жалоб и обвинений, телефонных звонков с угрозами, подключением "нужных" людей и т.д. От этой закулисной возни страдают актеры, зрители и искусство в целом. До тех пор пока в наших театрах и киностудиях будут иметь место подобные междусобойчики казахстанское театральное искусство не выйдет на новую орбиту. Наши спектакли по-прежнему не будут являть собой яркое культурное событие, как это нередко бывает в крупных театральных столицах. В частности, Марина рассказала, что очень бы хотела сыграть Екатерину Вторую. Коллеги по цеху говорят, что она на нее даже внешне похожа. Есть еще мечта сыграть леди Макбет, Вассу Железнову или Гертруду из "Гамлета". Но, несмотря на то, что профессионально актриса к этому готова, ее мечты навряд ли сбудутся… Евгений Жуманов рассказал еще об одной стороне взаимоотношений в актерской среде. Увы, зависть - весьма распространенное чувство в театральном закулисье. Увы, успех в актерской среде всегда ходит под руку со злопыхательством. Евгений изрядно натерпелся от завистливых коллег так, что даже называет творческий коллектив "серпентарием единомышленников". Ему и звонили по ночам, и руководству на него наговаривали всякие небылицы, да и в глаза какую-нибудь гадость сказать не стеснялись. Были даже попытки вмешаться в его личную жизнь. Хорошо, что все осталось позади. Жизнь и сцена - два в одном А ведь помимо работы у актеров, как впрочем, и у всех обычных людей существует другая жизнь. Марина рассказала: кроме того, что актриса, она еще мама и жена человека, профессия которого очень далека от театра. А она сама с детства увлекается психологией. Не так давно, года полтора назад пошла на один семинар, где всем участникам дали задание сочинить стихотворение. После этого семинара Марина неожиданно почувствовала жгучее желание творить. Села и написала большое стихотворение на двух листах. Потом писала по 5-6 стихотворений в день. Основная тема стихов - это поиск себя и своего места в мироздании. Правда, есть у нее и стихи - шутки, немного лирических. Еще она педагог в детской студии "Прикосновение", в которой у детей есть возможность познакомиться с настоящим искусством, попробовать себя в самых необычных ролях. Работа в студии - это и радость и возможность подработать. Ведь казахстанские актеры очень мало получают. Например, штатная ставка в театре - 7 тысяч тенге. А ведь актеру требуется постоянно хорошо выглядеть. Попробуй-ка на такие деньги… Вообще, несмотря на те негативные явления, которые весьма распространены и в других творческих и не творческих коллективах, я заметила, что хорошие актеры в своей массе -искренние и замечательные люди. Наверное, потому что полностью реализуют на сцене естественную потребность каждого человека к игре. Ведь практический каждый из нас играет какую-то роль. Кто-то изображает в жизни начальника, кто-то талантливо играет роль подчиненного. Кому-то по душе роль "отстаньте от меня все" и так далее. Все в кого-то играют. А у актеров, благодаря работе есть счастливая возможность подольше оставаться детьми. И несмотря на все трудности, они любят свою работу. Они - обычные люди, у которых, также как у всех, болят зубы, случаются семейные неурядицы, но, переступив порог сцены, они обо всем забывают. А вместе с ними забываем о своих проблемах и мы - зрители. Самое интересное, что из этой профессии редко кто уходит, несмотря на маленькие зарплаты и долгую профессиональную нереализованность. Из долгого общения с представителями актерской профессии я вынесла мнение, что работа для них - и не работа вовсе, а образ жизни, ее смысл и основное содержание. И пока будут жить среди нас эти особенные люди, будничная повседневность в любой день может быть раскрашена в яркие краски человеческих чувств и переживаний, нравственных поисков и находок. Стоит только прийти в театр…
Загрузка...