Опубликовано: 1461

О практике нарушения закона "О языках в Республике Казахстан"

Анализ распределения образовательных грантов и кредитов в 2002-2004 годах приводит к следующим неутешительным выводам.

Вывод 1. Распределение образовательных грантов, исходящее из пропорционального соотношения выпускников школ с государственным и другими языками обучения, является нарушением закона "О языках в Республике Казахстан", поскольку статья 4 вышеупомянутого закона гласит: "Правительство, иные государственные, местные представительные и исполнительные органы обязаны: всемерно развивать государственный язык в Республике Казахстан, укреплять его международный авторитет; создавать все необходимые организационные, материально-технические условия для свободного и бесплатного овладения государственным языком всеми гражданами Республики Казахстан". Распределение же грантов, исходящее из существующего на сегодня соотношения численности выпускников школ с казахским и русским языками обучения является замаскированным желанием сохранить существующую "русифицированность" молодежи и противоречит государственным интересам, поскольку сегодняшние обладатели грантов превратятся в опытных специалистов лишь через 7-8 лет (5 лет учебы + 3 года работы). К тому времени соотношение потребности государства в специалистах хорошо владеющих государственным языком и специалистах, не владеющих государственным языком, значительно изменится в пользу государственного языка. Не является секретом что в последние годы в городах наблюдается избыток молодых специалистов и особенно большие проблемы с трудоустройством возникают у русскоязычных, хотя законы РК не запрещают приема на работу при слабом владении государственным языком (в большинстве цивилизованных стран законодательная ситуация совершенно иная). Вывод 2. Существующее положение сильно ослабляет мотивацию к изучению государственного языка у молодежи, поскольку русскоязычные обладатели грантов по многим специальностям имеют низшие баллы по ЕНТ. Вывод 3. Министерство образования разбазаривает народные средства, поскольку выделяет средства на подготовку "перспективных безработных", не учитывая потребности в перспективе ближайшего десятилетия. Вывод 4. Большая часть сегодняшних обладателей русскоязычных грантов будут вынуждены искать работу в других странах, поскольку уверенное владение казахским языком потребует значительных моральных и материальных издержек, с которыми справятся лишь часть сегодняшних "счастливых" обладателей русскоязычных грантов. Сараев Гаффан Мрзакович, преподаватель информатики средней школы, имени Ыбырая Алтынсарина Таскалинского района.
Загрузка...