Опубликовано: 1136

О перспективах интеграции государств на постсоветском пространстве

О перспективах интеграции государств на постсоветском пространстве

В настоящее время в мире повсеместно происходят процессы интеграции. Государства образуют межгосударственные союзы, в основе которых лежит экономическая или военно-политическая подоплека.

Не избежали подобной участи и бывшие республики СССР. Оно и понятно: ведь новые независимые государства имеют не только общую историю, общие хозяйственно-экономические связи, но и общее будущее, которое неизбежно ведет к интеграции. Несмотря на то, что у каждого государства свои цели и интересы в политике, которые зачастую носят противоречивый характер, есть ряд моментов, которые их сближают, способствуя интеграции республик в различных формах. Интеграционные составляющие можно условно разбить на следующие группы: Безопасность постсоветского пространства. Так, границы с бывшими республиками только сейчас определились в процессе делимитации, а о процессе демаркации никто и не думает говорить в силу большой финансовой затратности данного процесса. Как следствие этого, прозрачность границ дает возможность беспрепятственного прохождения по всем республикам наркотрафика, незаконной миграции и идей религиозного экстремизма, что негативно влияет на внутриполитическую стабильность любого государства. Угроза распространения религиозного экстремизма на постсоветском пространстве вынуждает страны-члены СНГ уделять большее внимание этим вопросам. А при наличии потенциальных очагов нестабильности в центрально-азиатском регионе, например в Таджикистане, Узбекистане позволяет говорить о перманентной угрозе распространения религиозного экстремизма на территории республик Центральной Азии в частности, и стран СНГ в целом. Экономические интересы. Страны постсоветского пространства имеют общие хозяйственно-экономические связи. Здесь нужно принимать во внимание тот факт, что страны-члены СНГ уже длительное время соединены системой магистральных трубопроводов, железных и шоссейных дорог, линиями электропередач, что является не только основой для экономического взаимодействия, но и одним из путей развития собственной экономики. Вполне очевидно, что государства-члены СНГ взаимно заинтересованы друг в друге с точки зрения рынков сбыта, т. к. их продукция (за исключением сырья) не в состоянии конкурировать с западными образцами. Так, народнохозяйственные комплексы многих новых государств постсоветского пространства были рассчитаны на взаимное сотрудничество, а промышленные производства были замкнуты в единый цикл, разные составляющие которых находились в разных республиках, а теперь и в независимых государствах. Как следствие этого, многие современные государства, образовавшиеся на пространстве СССР, не только не могут функционировать без прежнего сотрудничества, а просто обречены на него. Политические интересы.Конечно, национальные интересы многих стран носят различный характер. Так, некоторые страны ближнего зарубежья связывают свои планы на будущее с Европейским союзом и НАТО. Это стало видно на примере создания региональной группы ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), принимавшей участие в саммите НАТО. Но в тоже время сохраняется и немалое политическое влияние России на страны ближнего зарубежья С большей частью государств постсоветского пространства (кроме стран Балтии) отношения строились в рамках СНГ и Договора о коллективной безопасности (ДКБ). Он предусматривает формирование оборонного союза с целью сдерживания агрессии. Договор о коллективной безопасности подписанный 6 странами (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения) также имеет ввиду интеграцию стран, но уже на базе военно-политического сотрудничества в целях обеспечения безопасности. Военное сотрудничество. Данная группа включает в себя военно-техническое сотрудничество, воздушную оборону, защиту границ, предотвращение и урегулирование конфликтов. На территории ряда государств с их согласия остались военные базы России и российские войска в составе миротворческих сил СНГ. В тоже время перспектива развития интеграционных процессов в рамках СНГ зависит от многих факторов, которые условно можно разделить на две группы: внутреннюю и внешнюю. В нашем случае к внутренней группе можно отнести: состояния экономики, внутриполитическая обстановка; социально-экономическая ситуация; религиозная ситуация. К внешней группе относятся: влияние внешних игроков (т.е. стран Запада, США, КНР); членство/вступление в межгосударственные союзы и организации; складывающаяся ситуация на мировых рынках энергоресурсов. Если рассматривать уже создавшиеся межгосударственные союзы, то в этом плане целесообразно проанализировать взаимоотношения между Москвой и Минском. Так, Россия и Белоруссия подписали в конце 1999 года Договор о создании Союзного государства, и только в последнее время приступили к его созданию. Данный процесс может значительно изменить геополитическую расстановку сил и явиться основой для присоединения других стран-членов СНГ. Наиболее заинтересованы в сотрудничестве с данным блоком следующие государства: Армения, Киргизия, Таджикистан. В тоже время нужно отметить, что интеграционный процесс в рамках СНГ во многом принял затяжной характер. Хотя 2 апреля 1999 г. и была подписана Декларации об основных направлениях развития СНГ, тем не менее, ожидать в скором будущем масштабных позитивных перемен, связанных с формированием Экономического союза стран СНГ едва ли стоит из-за того, что трудно увязать воедино противоречивые интересы 12 стран. В основном большинство стран заинтересованы в восстановлении и развитии экономических связей из-за зависимости от поставок топливно-энергетических ресурсов и кооперационных связей. Сложившаяся на сегодня ситуация такова: спад взаимного товарооборота на фоне роста внешней торговли стран СНГ с третьими странами. Помимо интеграции существуют и противоположные тенденции. Так, Грузия вышла из организации по коллективной безопасности. Недавно была создана новая региональная группа ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), принимавшая участие в саммите НАТО и ориентирующаяся на Запад. В результате СНГ фактически раскололось на блоки и союзы, самыми крупными из которых являются: 1. Договор о коллективной безопасности (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) 2. ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). В интеграционных процессах играют роль и соседние государства. Например - Организация Черноморского экономического сотрудничества, в состав которой входят: Россия, Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Молдавия, Румыния, Турция и Украина. Все страны постсоветского пространства являются членами ООН. В конце 1999 г. страны постсоветского пространства приняли участие в стамбульском саммите ОБСЕ, где многие лидеры молодых государств стремились предстать перед мировым сообществом в качестве демократически настроенных государств, которые либерально относятся к интересам Запада. Проблемой для многих стран остаются права человека - повод для претензий со стороны мирового сообщества, поэтому создаются институты представительства уполномоченных по правам человека, на выборах прошедших и будущих они приглашают представителей ОБСЕ. В нашем случае нужно учитывать то обстоятельство, что хотя все новые государства и являются государствами переходной экономики, но методы правления у многих различны. И внутриполитическая ситуация является во многих случаях специфичной для одного государства, в то время как в другом может наблюдаться противоположная ситуация. Подобные нюансы будут и дальше носить предопределяющий характер во взаимоотношениях бывших советских республик. В тоже время процесс интеграции, даже если и будет отодвинут на более поздние сроки, затронет тем или иным образом все республики бывшего СССР.
Загрузка...