Опубликовано: 2305

О недоставленном тепле

О недоставленном тепле

Привычная ситуация: энергетики спорят с председателями кооперативов собственников квартир. Это происходит постоянно с момента организации КСК и перехода объектов энергоснабжения города Степногорска в частные руки.

Только как бы за это время ни назывались юридические организации с обеих сторон, "разменной монетой" (пострадавшими), неизменно оказывались простые потребители коммунальных услуг. Руководство "Джет-7" и "МашзаводМунай", председатели КСК и КСП, предъявляют друг другу претензии, углубляться в суть которых обыватели не хотят, но факт - идет война за их деньги. Первая, наиболее важная в отопительный период проблема - нарушение температурного графика, в нашем случае - недогрев и перерасчет за него. Представители энергоснабжающей организации, и директор ТОО "МашзаводМунай" Алексей Сергеевич Гетманов, и финансовый директор ТОО "Джет 7" Валерий Борисович Себагатулин, и директор УЭС Георгий Георгиевич Шнайдер, настаивают на том, что с начала отопительного сезона, график подачи тепла соблюдается практически полностью. В те дни, когда температура теплоносителя в действительности не соответствовала нормам, это было обусловлено объективными причинами, например, переходом с котла на котел. Руководители КСК, настаивают, что нарушение температурного графика происходит практически с начала отопительного сезона и дни, когда температура теплоносителя совпадала с нормативной, можно пересчитать по пальцам. И они знают, о чем говорят, ведь ежедневно в теплоузлах домов работниками КСК\КСП делаются замеры температуры теплоносителя на входе в дом. Данные заносятся в журнал под подпись ответственного лица. Особенно сильно несоответствие реально поступающего в радиаторы теплоносителя графику, разработанному самими энергетиками, ощущается в пригородном поселке Заводской. Начиная с 22 декабря прошлого года, по 4 января нового года, с ТЭЦ подавалась температура в пределах от 45 до 73 градусов, при температуре окружающего воздуха от минус 10 до минус 27. При том, что в температурном графике утвержденном во всех инстанциях, начиная со специалистов ЭСО, заканчивая акиматом, на подаче, вообще не фигурирует цифра менее 75 градусов. Ситуацию в поселке прокомментировал директор "Машзавод Мунай", А.С. Гетманов, до августа 2008 года работавший директором ТЭЦ. Недополучение тепла, связано с тем, что на город и поселок идут разные "нитки" (2 зоны - промзона и город) со станции, и при возникновении каких-то рабочих моментов, приоритет отдается городу. Рассматривается проект об объединении водоводов. Обращает на себя внимание то, что еще несколько лет назад, разница между температурными замерами на УЭС и показаниями в каждом КСК, в теплую погоду различались на градус, в морозы - до трех градусов (нормативные теплопотери). После того, как состоялась передача сетей холодного водоснабжения ГККП "Степногорскводоканал", разница в показаниях составляет 8-10 градусов, поскольку все подземные камеры из-за порывов затоплены холодной водой. И об этом осведомлены и власти города, и руководство "Горводоканала", и "Джет". Естественно, что проблема существует не первый год, но этой зимой, ее влияние на тепло в квартирах особенно сильно. Почему население должно страдать из-за недоработок двух хозяйствующих субъектов? Г.Г. Шнайдер также говорил об этой взаимосвязи и подтвердил намерение компании подать в суд на "Горводоканал". Правда, какова будет формулировка претензии (задолженности или недополучение прибыли в связи с вынужденным перерасчетом), уточнено не было. "Нам не нужно большего, нам нужно то, что положено по нормативам", - говорят степногорцы, и совершенно правы. Есть еще один норматив, о котором кто-то не знает, а кто-то не помнит: согласно санитарным нормам, комфортная температура в квартирах составляет 18 градусов Цельсия. По крайней мере, такие данные в ответ на претензии жителей постоянно дают энергетики. А что тогда делать с действующим ГОСТ 30494-96 межгосударственного стандарта "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях"? Согласно этому документу, оптимальные и допустимые нормы температуры в холодный период года следующие: Температура воздуха, градусы Цельсия - оптимальная (допустимая): Жилая комната - 20-22 (18-24); Кухня, туалет - 19-21 (18-26); Ванная, совмещенный санузел - 24-26 (18-26); Межквартирный коридор - 18-20 (16-22); Вестибюль, лестничная клетка - 16-18 (14-20). Стандарт действует с 1999 года в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдове, России, Таджикистане, Узбекистане. Без скобок стоят оптимальные температуры. В скобках - допустимые отклонения. Наши энергетики предпочитают работать на грани допустимого отклонения, подавая в квартиры теплоносителя ровно столько, сколько нужно для получения 18 градусов тепла. А где больше получается, так и хорошо. Утеплились, значит, кушать часто готовите, газом да дыханием согреваетесь. Правила и санитарные нормы не нарушаются, вот и ладно. Кивая друг на друга Председатели кооперативов, донося до энергетиков желания степногорцев, настаивают на ежемесячном перерасчете за фактически поставленное тепло. Тем более, что это практиковалось вплоть до прихода "Джет-7 " на рынок Степногорска. Сейчас энергетики говорят о том, что перерасчет по окончании отопительного сезона очень удобен хотя бы с чисто практической стороны: бухгалтерии проще и легче обсчитать сразу весь объем, а не путаться в цифрах ежемесячно. Согласно специальной методике перерасчета, на основании данных замеров кооперативов собственников и данных энергетиков, температуры наружного воздуха, то есть с учетом всех необходимых параметров, потребителю вернут деньги за недополученную услугу. По итогам отопительного сезона 2007-2008, был сделан перерасчет на 26 млн тг. Директор "МашзаводМунай", А. С. Гетманов, утверждает, что законами и правилами не обговариваются сроки перерасчета, и он может делаться как после каждого расчетного месяца, так и в конце сезона, по решению энергоснабжающей компании. "Еженедельно приходит 10-15 писем с жалобами физических лиц на низкую температуру в квартирах. При этом понятно, когда холод в квартирах из-за каких-то проблем на ТЭЦ. Но когда в одном доме холодно, в соседнем тепло, в следующем - опять холодно, или температура различается в разных подъездах одного дома. Что здесь долго объяснять - вот они гарантийные письма лежат, в которых председатели перечислили невыполненные мероприятия по подготовке к зиме: не промыли батареи, не восстановили теплоизоляцию труб, не сделали остекление отопление лестничных клеток и согласились не иметь претензий по качеству отопления вплоть до устранения недоработок. Несмотря на все это мы отправляем специалистов, и наши теплотехники находят в чем причина недогрева, где-то неправильно установлена прокладка, где-то резинка запала, сопло засорилось и так далее. В общем, нами устраняется проблема, возникшая по вине КСК, и делается это совершенно бесплатно", - говорит Алексей Сергеевич. "Еще ни одного дома не разморожено по вине КСК и из-за непромытых батарей. Работники всех КСК участвуют в подготовке домов к отопительному сезону, проводятся все необходимые работы, и если что-то остается недоделанным, то основная вина на потребителях не производящих своевременно оплату, вследствие чего у кооператива нет денег на оплату специалистов и материалов", - отвечают на это председатели кооперативов. Кроме этого, председатели КСК не довольны тем, что контролеры ЭСО, даже зная о низкой температуре теплоносителя поступающего с ТЭЦ, при составлении акта, причиной недогрева указывают непромытые батареи, только на основании существования гарантийных писем. Жители города, вынужденные ходить дома одетыми в максимум теплых вещей, не желают слушать ни о каком перерасчете, тем более в конце сезона, а желают получать услугу, что называется, здесь и сейчас. И если одновременно с централизованным отоплением людям приходится тратить огромное количество электроэнергии, подключая нагреватели, они ежемесячно хотят знать, что не переплачивают за неполученное тепло. В минувшие отопительные сезоны, часто происходило так, что недотапливая в декабре-феврале, энергетики перетапливали в более теплые месяцы, тем самым, уравновешивая показатели. Так вот, согласно "Правил пользования тепловой энергией", п.63, "Тепловая энергия, отпущенная потребителю сверх договорного объема из-за повышения температуры подающей сетевой воды против среднесуточного графика, потребителем не оплачивается, если иное не предусмотрено договором". А иного, договором между потребителями и ЭСО - не предусмотрено. Чистая не вода, а слезы Качество горячей воды - тема много раз обговоренная, но давайте еще раз вспомним факты. Претензии жителей заключаются в следующем: горячая вода идет: - в начале отопительного сезона "рыжая" и холодная; - в середине отопительного сезона - черная, маслянистая и вонючая. Вопрос: почему так происходит? Ответ ЭСО не меняется из года в год: в Степногорске реализован проект открытого водоснабжения, что предусматривает использование теплоносителя как в качестве горячей воды, так и для отопления одновременно. Поэтому качество горячей воды, напрямую зависит от качества промывки радиаторов. То есть, если вода грязная, значит есть в городе КСК которые подготовились к зиме плохо и не промыли батареи как положено. В доказательство своей версии, энергетики опять же приводят огромное количество гарантийных писем, в 50% которых, пункт о промывке указан как невыполненный. С началом подачи горячей воды, она начинает растворять и вымывать из радиаторов продукты окисления железа, жизнедеятельности бактерий, все это поступает в общую сеть, а потом выливается из наших кранов. Директор УЭС Г.Г. Шнайдер, настаивает на важности промывки именно внутригородских сетей. Дело в том, что от ТЭЦ до города, идет более 80 км труб (4 нитки примерно по 20 км), огромного диаметра - 500, 800 и промыть их полностью не представляется возможным несмотря на то, что каждый год это занимает много времени и сил. Следующая причина, ухудшающая качество воды - бактерии. При температуре в пределах 70%, бактерии находящиеся в радиаторах просто живут, а при повышении температуры теплоносителя - начинают интенсивно размножаться, умирать, разлагаться, что и дает цвет и запах воде. Имеющийся на ТЭЦ фильтр входящей воды, не дает нужного эффекта, и планируется установка двух новых. Все эти объяснения, все-таки не позволяют понять - почему сопла и шайбы в жилых домах забиваются песком и щепками. При "закрытой" - (вода не покидает труб) системе водоснабжения, не понятно, откуда в сетях берутся предметы, не относящиеся к продуктам окисления металлов и жизнедеятельности бактерий. А главное не понятно, как за это платить, ведь фактически услуга норме не соответствует. Пломбу - на шайбу! Кстати, сопла, шайбы и прочие ограничители и регуляторы поступления тепла в дома - отдельная тема. Год назад, Е. Набиев, будучи директором ТОО "МашзаводМунай", говорил о том, что наладка системы отопления, использующаяся в городе, давно уже устарела, поскольку пустуют и отключены от общей системы дома, в том числе и многоэтажные, одновременно введено много новых зданий. Тем самым старая наладка сбита. Разработать новую систему в кустарных условиях невозможно, и заказывать ее нужно специалистам, имеющим лицензию, приводить в соответствии с нынешним состоянием ТЭЦ и домов, а это стоит больших денег, которых у компании нет. Поэтому они вынуждены пользоваться ранее действующими нормативами (последняя наладка производилась в 1992 году), ежегодно производя корректировку. Видимо эта корректировка и привела к тому, что в кое каких домах, например 7-43, стоит целых две шайбы диаметром 2,5 мм на системе горячего водоснабжения, тогда как по чертежам должна быть одна. Именно с наличием шайб, жители связывают остывшие полотенцесушители, "остановившиеся" стояки. Но это полдела. Заговорив о шайбах, председатели КСК шестого, седьмого, девятого микрорайонов, единогласно обвинили теплотехника, осуществляющего контроль за состоянием трубопровода в подвалах домов, в некомпетентности и вымогании взяток. Собственноручно срывая пломбы с вентилей, контролер обещала не составлять акт и снова опломбировать узел, если ей тут же выдадут на руки 10% от суммы штрафа положенного за конкретное нарушение. Жалоба на этого контролера поступила руководству ТОО "МашзаводМунай" и по указанным фактам уже идут разбирательства. Количество пломб на всех узлах, вентилях, трубах в подвалах каждого КСК, поражает воображение и создает массу проблем. В аварийной ситуации, когда требуется открыть или закрыть воду, председатели кооперативов вынуждены в любое время суток лично звонить заместителю директора "муная", М. М. Мыльникову, спрашивать разрешения, можно ли сорвать пломбу для выполнения работ. И с каждым годом пломб становится все больше. "Узлы как ежики" - жалуются председатели, но решить вопрос с диспетчерской, которая бы принимала заявки и сообщения о срыве пломбы от всех ответственных лиц, так и не решается. *** Отдельный "привет" председатели КСК передали депутатам маслихата города. "Чем все это время занимаются депутаты? Это они должны поднимать вопросы перерасчетов и качества поставляемых услуг. Это они должны вести переговоры на всех уровнях и защищать интересы простых граждан. На настоящий момент простых людей некому защитить и вместо депутатов этим занимаются председатели КСК. Депутаты - это слуги народа, а потребители получается не народ? Депутаты имеют право пригласить любого специалиста, любую инспекцию для проверки работы, расчетов монополиста. Для чего люди шли в маслихат? Только за мандатами? Почти все депутаты последнего созыва - работники бюджетных организаций. Могут ли они быть объективны и независимы от власти?" P.S. Постоянно энергетики, говоря о высокой аварийности на ТЭЦ, сетуют: а что вы хотите, станции уже больше 40 лет, и естественно, что она ломается; все поломки - штатные; это рабочие моменты; нужно делать скидки и прочее. Но покажите мне, пожалуйся, хоть один пункт в правилах, указах, нормативной документации по энергетики, оговаривающий: положено то-то и то-то, а на станциях старше 40 лет, вот такие вот отдельные нормативы. Нет такого. А вообще, почему потребителя должны волновать проблемы энергоснабжающей организации? Почему потребитель должен знать о количестве должников, отсутствии угля, почему должен понимающе кивать головой, когда ему говорят - у вас в кране холодная вода вместо горячей, потому что не все дома хотят ее себе подключить? Потребитель, а мы говорим о добросовестном потребителе, оплачивающем все счета полностью и в срок, должен знать единственную вещь: когда и где ему оплатить вовремя поставленную качественную услугу. Никого, а ЭСО в первую очередь, не волнует - где потребитель возьмет деньги, как он их заработает и как проживет на те крохи, что останутся после оплаты коммунальных счетов. Так почему потребителя должны волновать проблемы ЭСО? С недобросовестными потребителями, сиречь - должниками, поставщик услуг должен бороться, согласно законодательству республики - через суд.
Загрузка...