Опубликовано: 725

Несколько дней, которые потрясли Узбекистан

Несколько дней, которые потрясли Узбекистан

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)

Заслуживает особого внимания Указ Президента Республики Узбекистан "О мерах по ускорению реализации приоритетных направлений в сфере углубления рыночных реформ и дальнейшей либерализации экономики". Именно он открывал серию документов, подписанных лидером Узбекистана и, по всей видимости, направленных на решение сиюминутных тактических задач. А тактика в том, чтобы постараться выбить почву у довольно решительно настроенной американской администрации. Зачем заниматься критикой режима в Узбекистане, если здесь проводятся столь решительные перемены к либеральной экономике? Примерно так можно охарактеризовать принятые в середине июня документы на самом высшем уровне. Вышеназванный указ интересен постановкой вопроса. Ознакомившись с его текстом, невольно приходишь к заключению, что принимаемые доселе нормативные акты или не исполнялись, а если и исполнялись, то как-то вяло и неэффективно. В документе говорится о том, что "осуществлен критический анализ действующих законодательных и нормативных актов на предмет их соответствия поставленным задачам реформирования и либерализации экономики. Изучено положение дел на местах по преодолению факторов, сдерживающих развитие и углубление рыночных реформ, и выработке эффективных механизмов реализации принимаемых законов, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, решений правительства в этой сфере". С другой стороны, самой большой проблемой исполнительной власти в Узбекистане была, есть и будет слишком большая зависимость от центральных властей. В данном контексте исполнительную власть на местах (представленную хокимиятами - прим. А.А.) можно сравнить с передаточным звеном, колесиком в большой и неуклюжей государственной машине. Также в Узбекистане сильны ведомственные интересы, во многом в силу которых принимаются инструкции, циркуляры и другие исходящие документы, иногда частично, иногда полностью противоречащие положениям законодательства страны. Этот поток подзаконных актов нельзя недооценивать. В начале независимости он был мал и скуден, поэтому не представлял опасности для государственной машины. Однако со временем их стало так много, что сейчас огромная масса ведомственных инструкций-циркуляров представляет реальную опасность для механизма исполнения законов. На памяти случай с предпринимателем, который пытался провезти через таможню оборудование, предоставленное ему его иностранным партнером. По существующему положению законодательства любое технологическое (оно таковым и являлось - прим. А.А.) оборудование, вносимое иностранным партнером в качестве вклада в уставный фонд совместного предприятия, освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость. Положение положением, но таможенники не только остановили необходимое для производства оборудование и поместили на таможенный склад, но и в течение нескольких месяцев требовали уплаты НДС. Все попытки органов юстиции восстановить справедливость на местах и в центре не увенчались успехом. Это, в основном, стало возможным из-за того, что предписания органов юстиции носят рекомендательный, а не обязательный характер. Как признались работники таможни, у них существует служебный циркуляр, запрещающий пропускать подобное оборудование без уплаты НДС. В конце концов предприниматель был вынужден уплатить НДС, а когда сейчас его спрашивают: "Будешь судиться?", - он отвечает, - "а зачем?". О том, что в сфере законодательства пора наводить порядок, говорит и следующая цитата из документа: "…Разработан перечень новых проектов законов, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, правительственных решений, ведомственных нормативных актов, которые на системной основе обеспечивают реализацию основных целей, задач и приоритетов по дальнейшему углублению экономических реформ и либерализации экономики". Тем самым подтверждено, что имеется масса других документов, не отвечающих декларируемым целям. Разрабатываемые ныне проекты новых законов, одним из основных среди которых является Налоговый кодекс, по вышеназванному указу, будут вынесены на обсуждение сначала в Кабинет министров, затем - в Законодательную палату Олий Мажлиса. В документе так и указано, что "в разрабатываемых нормативно-правовых актах в обязательном порядке предусматривать четкие механизмы их реализации". Если перевести с канцелярского языка, это означает, что до сих пор документы или не обладали подобным механизмом, или, проще говоря, не исполнялись. Но самые большие задачи отныне поставлены перед Министерством юстиции, предписания которого, еще раз подчеркнем, не носят обязательного характера. Этому ведомству поручено установить мониторинг за прохождением процедуры согласования и внесения в органы государственной власти и правительство проектов законодательных и нормативно-правовых актов, обеспечить проведение юридической экспертизы, а также своевременную регистрацию ведомственных нормативных актов. Стало быть, сейчас любые циркуляры, приказы и инструкции должны будут пройти через органы юстиции на местах, где и решат, соответствует ли все перечисленное положениям законодательства. И самое главное. Указом устанавливается контроль за приведением министерствами и ведомствами, органами государственной власти на местах своих нормативных актов в соответствие с принимаемыми законодательными и нормативно-правовыми актами. Этот контроль также будет осуществлять Министерство юстиции. Как бы то ни было, но любые, даже самые благие пожелания могут не сбыться, если за дело берется давно доказавшая свою неэффективность госмашина. Реформированием Узбекистана уже в который раз должны заняться люди, которые довели страну до финансового банкротства. Промышленность катастрофически снижает обороты и одной лишь торговлей макроэкономические показатели не исправить. В который раз начинаются "реформы сверху". И видно еще долго "верхам" не понять, что без инициативы "снизу" эту телегу, именуемую экономикой, не сдвинешь.
Загрузка...