Опубликовано: 933

Нефть, политика и изменчивая конъюнктура

Нефть, политика и изменчивая конъюнктура

Первая неделя лета была довольно насыщенной событиями и новостями, связанными с нефтяной тематикой.

По итогам визита президента Азербайджана в Украину было подписано соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли, согласно которому, стороны обязались обеспечивать в рамках существующих мощностей необходимые условия для осуществления безопасной, эффективной и беспрепятственной транспортировки нефти по территории своих государств. Страны намерены "всесторонне развивать научно-техническое и инвестиционное сотрудничество, а также содействовать созданию соответствующих условий для реализации совместных проектов строительства, реконструкции и эксплуатации нефтетранспортных средств и объектов", в том числе и на территории третьих стран. С этой целью будут созданы возможности для регулярного обмена информацией об имеющихся и перспективных мощностях для транспортировки углеводородов. Еще не так давно в Киеве надеялись договориться о транзите азербайджанской нефти по трубопроводу "Одесса - Броды". Однако в мае руководство ГНКАР отказалось присоединиться к проекту, заявив, что более заинтересовано в реализации "Баку - Тбилиси - Джейхан". После этой новости, надежд на азербайджанские поставки даже у самых больших оптимистов в среде украинских властей практически не осталось. Не добавило заметной радости украинцам и подписание вышеупомянутого соглашения: президент Леонид Кучма, например, уже на пресс-конференции после беседы с Алиевым высказал сомнения по поводу перспектив заполнения украинской трубы сырьем из закавказской республики. Ильхам Алиев на переговорах тоже не стал скрывать, что приоритетными направлениями транспортировки нефти для Азербайджана являются "БДТ", "Баку - Новороссийск" и "Баку - Супса", хотя, конечно, все же оговорился: при формировании "определенных коммерческих условий" углеводороды можно будет поставлять дальше по любому из экономически оправданных маршрутов. Пока же азербайджанцы смогут предложить Украине лишь "купить нефть в необходимых объемах на коммерческой, недискриминационной основе для загрузки нефтепровода". Как пояснил азербайджанский президент: "Мы неоднократно говорили, что Азербайджан выражает политическую поддержку трубопроводу "Одесса-Броды", а с точки зрения коммерческой стороны - здесь вопросы к организациям, занимающимся именно экономикой. Они должны сами определять свои приоритеты". Кучма, в свою очередь, прокомментировал эту позицию так: "Они, как наши стратегические партнеры и близкие друзья, готовы сегодня нам продать пару миллионов тонн нефти, чтобы мы заполнили этот нефтепровод "Одесса - Броды" и еще лет 5-10 ждали у моря погоды". Главной причиной, препятствующей сотрудничеству по вопросам украинского транзита, Л. Кучма назвал проект БДТ: "Не надо быть Карлом Марксом или Фридрихом Энгельсом, большими экономистами, чтоб посчитать количество добываемой нефти, пропускную способность этого трубопровода, который действительно имеет стратегическое значение, потому что он выводит нефть в Средиземное море на все рынки мира, и возможности дальше в этом плане нефтепровода "Одесса - Броды". Начало прямого использования трубопровода затрудняется также в связи с укрепившимися в последние недели отношениями Киева с Москвой, которая в ожидании осенних президентских выборов в Украине, активизирует попытки закрепить достигнутое при Кучме и привлечь на свою сторону кандидата от власти. После недавних встреч с украинским премьером Виктором Януковичем в Москве и Леонидом Кучмой на саммите в Ялте, российское руководство пообещало положительно рассмотреть вопрос о подписании соглашения о режиме свободной торговли, что ко всему прочему подразумевает отмену изъятий в правилах взимания НДС. Налог на добавленную стоимость в торговле на территории СНГ Россией, как известно, большей частью взимается по принципу страны назначения. В то же время при поставках энергоносителей в Украину, НДС за товар получают россияне. Теперь российские власти могут поддержать идею перераспределения налоговых доходов в пользу Украины, а это - около $800 млн. в год и довольно эффективный "инструмент политического воздействия". В условиях подобной конъюнктуры, украинский кабинет министров не спешит настаивать на своем февральском решении о направлении работы "Одесса - Броды". Виктор Янукович недавно заявил, что правительство затрудняется назвать сроки начала полноценной прокачки, и при этом уклонился от ответа на вопрос, по-прежнему ли для кабинета считается неприемлемой транспортировка российской нефти в сторону Одессы. Премьер только сказал о необходимости рассмотрения этой проблемы в контексте экономической выгоды для страны: "Не нужно слишком политизировать этот вопрос. Главное - эконом составляющая, то, что должно иметь государство от этого". Резкое повышение цен на нефтепродукты вынуждает украинские власти срочно искать пути преодоления кризиса и стабилизации рынка. На прошлой неделе УНИАН со ссылкой на источник в Коллегии министерства топлива и энергетики Украины, сообщило о возможном скором решении правительства в пользу временного (на срок от одного года до трех лет) реверсного использования трубы. Как поведал агентству чиновник: "Решение кабинета министров о временном использовании нефтепровода "Одесса - Броды" в направлении терминала "Южный" может быть принято в пакете с правительственными решениями о регулировании рынка нефтепродуктов". Тогда же в СМИ прошла информация о том, что простаивающий сегодня морской нефтетерминал "Южный" в 3-м квартале этого года может возобновить перевалку. В нефтетерминал уже второй месяц не поступает нефть: до этого, используя 52-ти километровый участок нефтепровода "Одесса - Броды" в реверсном режиме, Украина прокачала через "Южный" в прошлом году свыше 2 млн. тонн сырья (поставленного преимущественно "ТНК - ВР"), а в первом квартале 2004 г. - 840 тыс. тонн. После решения украинского правительства о прямом использовании трубы, поставки российской нефти и реверсное использование прекратились. По утверждению начальника нефтетерминала Бориса Бирюкова, "Южный" остается в рабочем состоянии и готов принять каспийскую нефть, хотя "ситуация может измениться в любую минуту", поэтому возможность реверсного использования терминала не исключается. В энергетической стратегии России до 2020 года прогнозируется рост добычи нефти в стране до 490 млн. тонн к 2010 году и до 520 млн. тонн к 2020-ому. Данные объемы при современных ценах на нефть могут быть перекрыты уже в ближайшее время: ввиду благоприятной конъюнктуры рынка ежегодный прирост составляет около 11%. С другой стороны, развитие отрасли тормозится дефицитом внутренних и экспортных нефтепроводных мощностей, о чем, в частности, говорилось на третьем Международном трубопроводном форуме, начавшемся в минувший вторник в Москве. Участвовавший в мероприятии исполнительный директор "ТНК - ВР" Герман Хан, в связи с этим сказал, что российские производители все еще рассчитывают на положительное решение украинских властей по поводу реверса "Одесса - Броды". С учетом сложившейся ситуации в Украине, надо сказать, ожидания россиян нельзя назвать безосновательными. 3 июня в Москве прошла встреча министра топлива и энергетики Украины Сергея Тулуба с министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко. Как сообщили СМИ со ссылкой на пресс-службу Минтопэнерго, министры обсудили "кризисную ситуацию на мировом нефтяном рынке, которая также коснулась Украины и России". Были рассмотрены причины роста цен на нефтепродукты в Украине и связанные с ним проблемы, "действия украинского правительства по стабилизации ценовой ситуации и вопросы, которые необходимо решить России". В отношении "Одесса - Броды" министры "договорились продолжить диалог после того, как специалистами обеих сторон будут отработаны все экономические предложения в части использования украинского нефтепровода". Примечательно, что в Москве С. Тулуб провел переговоры и с Германом Ханом, в ходе которых, по сообщениям прессы, "был обсужден круг вопросов относительно сотрудничества в нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности". Тем временем, ряды сторонников прямого направления использования украинской трубы довольно быстро редеют. Потенциальные поставщики каспийской нефти из числа частных компаний пока не подтвердили намерение транспортировать сырье по трубопроводу. К тому же европейские и американские власти в течение последних двух месяцев продвижению проекта помогали достаточно вяло и никаких конкретных действий в данной сфере не предпринимали. На недавней нефтяной конференции в Баку спецпредставитель Госдепа США по вопросам энергоресурсов Каспия Стивен Манн отозвался о нем лишь как об "очень хорошем проекте, который американское правительство поддерживает уже несколько лет": "Этот трубопровод может играть хорошую роль для транспортировки каспийской нефти на европейский рынок. Мы знаем, что наши турецкие партнеры также поддерживают этот проект, как путь к снятию напряженности с Босфорского пролива". Правда, в конце мая на встрече президента US Eximbank Филипа Мерилла с украинским вице - премьером Андреем Клюевым было сказано, что банк готов кредитовать энергетические проекты на Украине и выделить уже сегодня $6 млрд., в том числе для финансирования "работ по прямому использованию нефтепровода "Одесса - Броды" и по продолжению его до польского города Плоцк". Впрочем, подобные заявления уже делались неоднократно, кроме того, важнейшим вопросом продолжает оставаться проблема обеспечения нефтью: ранее американские власти вроде бы обещали Киеву убедить свои компании, работающие в Казахстане, согласиться на поставку добываемого сырья в трубопровод, однако до сих пор реальных результатов не достигли.
Загрузка...