Опубликовано: 573

Неестественный отбор

Неестественный отбор

Премьер страны объявил войну на невидимом фронте. По идее, линия фронта должна быть четко обозначена и оглашена уже в первые минуты после принятия такого исторического решения.

Но нет, государственные органы, как и прежде, остаются закрытыми для постороннего глаза. Хотя именно налогоплательщики, согласно непреложным законам существования любого государства, содержат их, а, значит, имеют полное право знать, что делает премьер и его команда там, наверху, и в каких целях. Речь идет об очередной административной реформе, которую так и назвать-то трудно, поскольку как таковой реформы не планируется, но приоритеты - оптимизировать государственный аппарат и сократить его расходы - уже обозначены. По своему смыслу данная программа-минимум все же имеет революционный дух. Тем более, что подобных катаклизмов нынешнее правительство пока еще не переживало, а те, кто в "Белом доме" работает давно, знают, что им предстоит немало нервов попортить, пока будет длиться неизвестность. Итак, пресс-служба премьера распространила информацию о том, что правительство Казахстана разрабатывает проект оптимизации штатной численности госаппарата. Известно, что данную работу выполняет министерство экономики и бюджетного планирования в единственном числе, хотя логичнее было бы выслушать мнение всех министров относительно функциональности существующей структуры и численности их министерств. Конечно, в процессе обсуждения предложенного ведомством г-на Келимбетова проекта смогут принять участие "все заинтересованные лица", однако сам формат обсуждения, практикующийся в стенах правительства, вряд ли предполагает острые споры и несогласия относительно хотя бы отдельных моментов. Во-первых, как водится, новые предложения всегда труднее вписать в контекст уже созданного документа - лучше делать это изначально. Во-вторых, выскочек не любили никогда и до сих пор не любят. Эта инициатива - заново сконструировать правительство, принадлежит отнюдь не премьеру. Еще в начале апреля, на республиканском совещании по вопросам государственной кадровой политики президент страны предложил оптимизировать структуру аппарата правительства. Тогда он заявил о том, что государство должно уходить от бизнеса, производства и экономики, а для этого достаточно иметь компактное правительство. И в порядке доброго совета он предостерег от дальнейших попыток под разными предлогами увеличивать численность государственных органов. Впрочем, обвинять правительство в раздувании штата не стоит. Это объективное правило, которым руководствуются практически все исполнительные органы и в любых странах, если они не зажаты в жесткие тиски. Так, еще неизвестный умник, живший в первой половине прошлого столетия, скрывавшийся под псевдонимом Сирил Норткоп Паркинсон и автор книги "Закона Паркинсона", абсолютно верно подметил: "Численность персонала возрастает, независимо от того, становится работы больше, меньше или ее нет совсем". Сказать, что работы совсем нет, нельзя - страна находится на экономическом подъеме, но сырьевой успех заставляет страну думать о диверсификации экономики, с тем, чтобы после падения мировых цен на экспортируемые товары или исчерпания природных ресурсов экономика продолжала расти. Именно поэтому в последние два-три года созданы Банк развития, Национальный, Инновационный, Инвестиционный фонды. Но если без этих институтов развития стране - никуда, то под шумок стали создаваться многочисленные центры, которые якобы должны обеспечивать уверенную поступь страны в инновационном направлении. Выходит, некоторые министерства, обязанные вести эту работу самостоятельно (а иначе зачем они вообще существуют?), перепоручают свои обязанности третьим лицам. Причем, в некоторых центрах рядовые сотрудники получают зарплату из государственного бюджета поболее министра. Перу Паркинсона принадлежат и еще две аксиомы, которые оспорить вряд ли кто в состоянии. Первая: "Чиновник стремится увеличивать число подчиненных, но не соперников". Вторая: "Чиновники создают работу друг для друга". Насчет соперников сказано абсолютно верно. А в число подчиненных входят даже те, кто просто обязан чиновнику, занимающему начальственное кресло, своим назначением или продвижением (вот вам подтверждение второй аксиомы, в виду ведь имеется отнюдь не крючкотворство, - понимать ее надо буквально!). Если министр и его подчиненные следуют этому правилу, то получается крепкая, как цементная стяжка, команда: сразу разбить невозможно. Поэтому можно предположить, насколько трудная задача стоит нынче перед премьером: как здесь соблюсти баланс, как не обидеть хороших людей, как сохранить с ними отношения и т.д. Видимо поэтому первым вариантом подготовленного проекта оптимизации он остался недоволен, поручив министерству экономики провести дополнительную работу по изучению деятельности структурных подразделений отдельных министерств и ведомств с целью исключения возможного дублирования функций друг друга и обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Правда, детали предметного совещания в правительстве, так и остались за кадром. Поэтому можно только гадать, к какому из министерств есть претензии и по каким принципам будет вестись "естественный отбор". Параллельно с оптимизацией правительства должна пройти и оптимизация расходов государственных органов. За этот важный участок работы опять-таки отвечает министерство экономики. На совещании были оглашены заявки по министерствам и их территориальным подразделениям по материально-техническому обеспечению в 2005 году. Судя по репликам премьера, слишком много денег запросили министры на "офисные нужды". Именно поэтому он их одернул: "Сегодня ни в столице, ни в регионах нет таких государственных органов и ведомственных учреждений, за исключением социальных учреждений, которые бы остро нуждались в обновлении или капитальном ремонте зданий и сооружений". Совещание закончилось призывом премьера придерживаться "принципа рационального использования бюджетных средств и реальной потребности". Министерство экономики должно поработать над оптимизацией текущих расходов, но, как известно, проект бюджета уже поступил в парламент. Увидеть проект, чтобы понять, насколько будут удовлетворены аппетиты государственных органов, пока невозможно, словно это государственная тайна. Услышать комментарии по поводу двух планирующихся оптимизаций - задача тоже невыполнимая. Чиновники ссылаются: дескать, рано еще. Проект рождался в муках четыре месяца, и месяцев пять уйдет на его доработку… А там, глядишь, все забудут о компактном правительстве и его необходимой низкой затратности… Впрочем, может разыграться и не такой пессимистичный вариант - все-таки президент ждет конкретных действий. Однако существуют небеспочвенные опасения, что новая конструкция правительства будет мало отличаться от нынешней - не зря работы в этом направлении окутаны слишком плотной завесой секретности.
Загрузка...