Опубликовано: 1658

Настенная ЖИВОпись

Настенная ЖИВОпись

Желание разрисовывать стены у человечества появилось еще в пещерный период. "Высокохудожественная" наскальная живопись, петроглифы, которые сейчас хранят и изучают, как искусство древних - на мой взгляд, абсолютный аналог сегодняшних глубокомысленных "здесь был ВасЯ" и "Саша + Маша". Не украшение, но мыслеизъявление.

Вообще, тексты и рисунки на стенах домов, подъездов, полуразрушенных мест тусовки молодежи с окраин, можно оценивать как своеобразное зеркало общества, его культурного облика, музыкальных и романтических предпочтений. Рисуют в основном, конечно, подростки - берут мел, баллончики с краской или просто гвоздь и делятся со стеной самым сокровенным: может - не с кем, может - генетический зов предков... Скажем, лет десять-двадцать назад на стене можно было увидеть такие диагнозы: "Цой жив в наших сердцах" или "Люблю Юру Шатунова!", а также вечные, вышеупомянутые "здесь был…" и "все казлы". В нашем сегодня остались разве только последние - "любовные послания", а почти все остальное занимают graffity - механически разработанные цветные разрисовки собственной подписи, отличить которые друг от друга весьма проблематично. Есть и третий распространенный вид "искусства настенной надписи" - так называемый "туалетный писака", однако большая часть произведений данного "жанра" не имеет возможности быть обсуждаема по вполне понятным мотивам самоцензуры... Нацарапали картинку Граффити (в переводе с итальянского - "нацарапанный") - детище мрачных негритянских гетто Америки: сначала бедные и угнетенные рисовали на стенах углем, мелками и прочей дрянью. Рисунки эти имели буквенное начертание - что-то о вечной жизни и о том, что Иисус был черным (Jesus was a black man)… Со временем выработались и определенные стили, а мел и маркеры заменили баллончики с краской. В исследовательской литературе граффити рассматриваются как источник информации о социальной группе, как средство коммуникации молодежной субкультуры (Bushnell), как территориальные знаки, помечающие пространство (Ley, Cybriwsky), как феномен культуры постмодернизма (Kozlovska), и т. п. Хотя сами граффитчики на данные темы не заморачиваются, а просто рисуют. Рисовать нужно быстро, потому как граффити - это все же "нарушение общественного порядка", хулиганство, так как "устряпывают" художники в основном общественные места, чтобы виднее и заметнее окружающим был их "стайл". Хотя современное рыночно-денежное мышление создало и граффити-профессионалов, которые получают хорошее вознаграждение за граффити-рекламу. Например, петропавловец Олег Кожевников (в творческом мирУ известный под ником "Хмурый") за нанесение дюжины рисунков (читать: за дюжину нарушений общественного порядка) получил 500-долларовое вознаграждение (а также штраф величиной в 3 мрп) и заказ на такое же разграффичивание от известной марки сигарет, что, в общем-то, перевело его из клана граффити-бездельников (сами они себя называют "граффити-райтерами"), в ранг дизайнера рекламы. А его "подельник" Максим Худяков (он же "Ёжик") имел удовольствие подзаработать на недавних выборах президента РФ, рисуя в Тюмени стилизованную под граффити рекламу "Зюгановского пути" и, на соседних стенах, - антирекламу "Медвежьего курса", что было сопровождаемо некоторыми проблемами с милицией, зато особо оплачиваемо из коммунистической кассы - 1000 бумажных американских президентов. Граффитчики в респираторах (краска опасна для организма даже в небольших количествах) проводят между собой соревнования на скорость и уникальность подписи, атакуя арки, плиты, заборы, в общем - стены. Оставляя после себя красочный, но в большинстве случаев смыслоНЕсодержащий след - чаще всего это сочетание слов "Rap" (что до происхождения РЭПа - все чаще оно заменяет наиболее распространенную раньше трехбуквенную заборную надпись, может, это не случайность?..) и Yo, которое, если зрить в его английский корень - всего лишь "эй". Вот так-то - идешь, а стена к тебе обращается: "Эй, посмотри!" И хоть автор в основном ничего не имеет ввиду, стоит, наверное, уже воспринимать граффити как самостоятельный стиль современной живописи: смотрим на сюрреалистические или вполне реалистичные картинки… Магия слова Что до меня, то я не особый поклонник уличной почти профессиональной граффити-галереи, довольно назойливо выставляющей себя на всеобщее обозрение. Среди тысяч настенных рисунков лишь малую долю занимают рисунки не порабощенных рэп-хип-поп - культурой подростков. Эти пишут и рисуют непрофессионально, но я бы сказал более честно, с чувством. Именно такие надписи некоторые современные исследователи считают врожденным инстинктом к реализации магии слова и рисунка - этакое woodoo. То есть, каждая надпись - есть формула, которая должна сработать. Если не обращать внимания на приколы (надпись на стене у лифта - "Проезд пенсионерам - бесплатный") и бессмыслицу вроде "Танька, дура, хахаха" и "Здесь был Вася" (вот на Эвересте это была бы надпись с большим смыслом, а так - ну не смог больше ничего придумать, а изгадить стену очень хочется), на стене вы можете увидеть самые разные переживания-формулы. Глубокую - не смоешь, не закрасишь - кривую борозду складывающуюся в отметку зацикленного на армии дембеля: "ДМБ 13.04.07" - надпись обведена кружком и рядом нарисован солдатик в каске - человек отслужил, отдал армии два года жизни, два года нервов, вроде как его судьба… Далее кричащая безапелляционная надпись "Есиль-Богатырь" - чемпион!" А вот красная, почти кровавая подпись пацанвы: "Асет, Адай, Нурбол - друзья (кенты)" - возможно, клятва в вечной дружбе. А кто-то мечтает о лаврах Брюса Ли (или кто там сейчас на небосклоне драчунов) и рисует китайский "инь-янь" - сопровождая девизом "бей как молния, исчезай, как ветер…" и себя в костюме воина-ниндзя. И, конечно, тысячи корявых сердечек с именем и пронзенной стрелой - "Маша (Валя, Катя, Гуля, Дина…) + Саша (Вася, Коля, Нурик, Асхат, Тимур …) =… Любовь… Или более расширенных и конкретизированных текстов, вроде подписи несчастной девчонки о любви к однокласснику: "Дима, я тебя буду любить всегда. Наташа, 8-ой класс" - может быть, нарисовав карандашиком самое заветное, она тут поплакала и сопроводила надпись неумелым портретом… Пишется все это часто в самых укромных местах - под лестницей, на стройках, в подвалах, что говорит об искренности просимого и желаемого. И вот тут стоит вспомнить, что древние к словам и рисункам относились как к магии - петроглиф "убийство мамонта" был своеобразной программой предстоящей охоты - верили неандертальцы. Если нарисовать мамонта убитым - так будет и на самом деле. А позже, с появлением письменности, древние стали думать, что они перекладывают на камень (первая письменность) свой собственный голос, который отныне будет жить в камне. Это истоки культуры вудуизма. А если сравнить их с "С+М=Л" - это типичное заклинание. Вот так, неосознанно мы колдуем сбычу наших мечт, превращая порой простой подвал в оккультный храм, а стену в алтарь… Фото автора
Загрузка...