Опубликовано: 755

Наш паровоз вперед летит…

Наш паровоз вперед летит…

1 марта премьер-министром страны Даниалом Ахметовым подписано постановление правительства РК "О заявлении Правительства РК и Национального банка РК об основных направлениях экономической и социальной политике и прогнозе экономических показателей на 2006 год".

Это тот самый документ, который определяет приоритеты и расставляет акценты, как эти приоритеты будут достигаться на практике. Среди основных приоритетов исполнительной и монетарной властей определены прежде всего обеспечение макроэкономической стабильности, создание инновационной экономики и развитие несырьевого сектора, формирование условий для развития малого и среднего бизнеса. Также уделено особое внимание развитию аграрного производства, дальнейшему повышению благосостояния населения и охране окружающей среды. Среди основных целей экономической политики правительства и Нацбанка - создание условий для сохранения высоких темпов роста экономики, обеспечение стабильности цен, недопущение "перегрева" экономики и повышение ее конкурентоспособности. В этом заявлении, которое, по идее, должно подписываться каждый год, (чего на практике не происходит) обозначены уже не только всем известные моменты, когда-то прозвучавшие с различных трибун из уст государственных мужей. В нем содержится ряд совершенно новаторских моментов, что уже само по себе значительно и меняет направления государственной политики. Этот факт тем более сам по себе удивительный тем более, что в последние годы правительство и Нацбанк как представители если не разных ветвей власти, то уж точно разных ветвей исполнительной власти, никак не могли, говоря "перестроечным" языком, прийти к консенсусу. В частности, правительство страны постоянно настаивало на том, чтобы финансовый сектор, который находится под крылом Нацбанка, снижал ставки на кредиты и заодно перестал заглядываться в сторону иностранных рынков. Недовольство правительства вызывал и тот факт, что банки Казахстана стали абсолютно неуправляемы в части иностранных заимствований: получая все лучшие рейтинги и тем самым удешевляя собственное заимствование, они, по мнению кабмина, влезли в такие долги, что впору схватиться за голову. Эти принципиальные моменты в только что обнародованном заявлении учтены. В наступившем году, учитывая еще и не ослабевающее инфляционное давление, Нацбанк страны будет работать над дальнейшим совершенствованием инструментов и операционной основы денежно-кредитной политики. "Конечной целью данных мер, - как записано в Заявлении, - является контроль Нацбанка РК за коридором рыночных процентных ставок путем создания максимального и минимального уровня рыночных ставок при помощи официальных ставок по привлечению и размещению". Нацбанк полагает, что регулирование доходности на финансовом рынке по краткосрочным операциям будет оказывать влияние на ставки банков второго уровня по более долгосрочным операциям, в том числе по кредитам. По сути, Нацбанк страны собирается делать то, от чего всегда отказывался - регулировать рыночные ставки. В то же время меняется отношение к зарубежной экспансии банков на прямо противоположное. Если раньше вынос казахстанского банковского бизнеса на международные площадки порицался, то теперь, и уже официально (а впервые об этом заявил г-н Жамишев в ранге председателя Агентства финансового надзора на ноябрьском 2005 года Конгрессе финансистов Казахстана), сформулировано иная позиция. "В целях более активной экспансии казахстанского капитала на зарубежные рынки будет сокращено административное вмешательство государства в принятие частным сектором инвестиционных решений. При этом в отношении регулирования инвестиционной деятельности финансовых организаций данная мера применяться не будет", - подчеркивается в документе. Это означает: казахстанским банкам по-прежнему критически важно выполнять пруденциальные нормативы, но не более того. Эксперты расценивают этот шаг как весьма прогрессивный: банки как частные институты не будут отныне подвергаться давлению в таком важном вопросе как расширение бизнеса. Но среди всех новостей для банковского сообщества есть и неприятная. Правительство и Нацбанк определились, что будут усиливать контроль за ростом внешнего заимствования коммерческими банками. Причем эта цель вписана в политический, можно сказать, план по недопущению "перегрева" экономики и повышению ее конкурентоспособности. По этим вопросам двум государственным органам было договориться непросто, но они, видимо, теперь смотрят в одном направлении. Впрочем, насколько совпадают их взгляды, станет понятно уже в обозримой перспективе, поскольку для того, чтобы подать соответствующие сигналы банкам, Нацбанку и Агентству финансового надзора предстоит принять ряд нормативных актов. Главная интрига в том, насколько регуляторы финансового рынка готовы урезать права банков и расширить их обязательства. Что касается других экономических вопросов, то консенсуса двух органов здесь и не требовалось - за это в полной мере ответственно правительство, и оно должно принимать соответствующие меры. Здесь существует ряд принципиально новых моментов. Во-первых, наконец сделан акцент на стимулирование экономического роста за счет производительности труда. И хотя расшифровки, что стоит за этой фразой, в документе нет, тем не менее, полагают эксперты, экстенсивный рост должен трансформироваться в интенсивный. В 2006 году это произойдет вряд ли, но коль уж цель выставлена, то правительство хотя бы продумает меры, каким образом этого можно будет достичь в последующие годы. Во-вторых, с 2006 года создаются новые условия для развития малого и среднего бизнеса: упрощается налоговый режим, увеличивается порог, при достижении которого налогоплательщик должен встать на учет по налогу на добавленную стоимость, будут стимулироваться усилия малого и среднего бизнеса в рамках кластерных проектов. В этом году в рамках Программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства будет выделено 12 миллиардов тенге. В-третьих, в 2006 году будут выделены значительные средства на социальные нужды населения: 7,6 процентов ВВП - на финансирование социальной сферы, 3 % - на образование, 2,5 - на здравоохранение. Доля расходов на социальную сферу в общем объеме расходов республиканского бюджета составит 37,9 процента. Республика уже обозначила возврат многих социальных пособий для населения, в частности, по уходу за ребенком до года и пособие на детей из малообеспеченных семей до 18 лет. Кроме того, сделан акцент на оказание гражданам гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Как полагают аналитики, принятие Заявления принципиально для текущего момента. Этот документ дает понимание, куда будет двигаться страна. Но то, что определенные цели прописаны лишь пунктиром - дает повод усомниться в том, что некоторые из них достижимы в этом году. Рисунок с сайта www.caravan.kz
Загрузка...