Опубликовано: 728

Наш ответ "Шевроле"

Наш ответ "Шевроле"

Владельцы иномарок, а еще более дилеры и те, кто имеет отношение к торговле машинами, в эти дни озабочены сразу несколькими обстоятельствами.

Несмотря на то, что они, эти обстоятельства, кажутся совсем не связанными друг с другом, эти новости могут повлиять на бизнес, который помогает жить и даже процветать тысячам людей, а также снабжает граждан стран СНГ недорогими четырехколесными "друзьями". О друзьях - серьезно. Один мой знакомый ласково называет свою машину "Мерсюша" и только что пылинки с нее не сдувает. Мерседес со всеми наворотами достался ему прямо из Германии совсем не старым и не дорогим. Разве было бы так, не будь налажен этот бизнес? А сейчас транзит иномарок через Калининград - основной путь иномарок к нам - запрещен. Несколько дней назад на таможне скопились сотни машин с транзитными номерами. Ввоз их в Россию, а значит и в Казахстан и другие республики, остановлен из-за отмены губернатором Калининграда распределения квот на ввоз иномарок. Его заместитель, принимавший решение о квотах, сейчас находится под арестом по подозрению во взяточничестве, поэтому процесс ввоза пока приостановлен. Но если эта проблема, возможно, уже решена или вот-вот решится, то есть другие, более серьезные. Одна из них связана с тем, что в последнее время все упорнее говорят на разных уровнях о необходимости создания в Казахстане своей автомобильной промышленности и в связи с этим - о защите отечественных предпринимателей, взявшихся пока не за само производство, а за сборку автомобилей. Тем не менее звучит уже даже мнение о том, что надо поставить заслон импорту иностранных машин в Казахстан. Иначе, де, своей автомобильной промышленности нам не видать, как новых запорожцев. С одной стороны, новости хорошие. Ну как не радоваться, что в Усть-Каменогорске выпустили уже пятитысячный автомобиль "Нива". Первому в республике автосборочному заводу "Азия Авто" всего год, а он уже зарекомендовал себя как имеющий даже более удачную линию сборки, чем его российский партнер. И к клиентам производитель относится трепетно. При одной цене с российскими авто, наши предлагают еще автомагнитолу, литые диски и другие приятные компоненты. Это не реклама товара, а констатация факта и проявление гордости за свою, хоть и заимствованную, марку. Но сколько не говори "халва", слаще не станет. Те, у кого есть возможность, предпочтут новенькой "Ниве" не такую новенькую, но Тойоту или тот же Мерседес. Как шутят на "Русском радио": "Как бы нам поддержать отечественного производителя, ничего при этом у него не покупая?". Ну не дотягивает качество российских, а значит и наших автомобилей до уровня западных. И пока не знали мы, что такое автоматическая коробка передач, могли довольствоваться "москвичами" и "жигулями". Но теперь, испытав надежность, качество и удобность иномарок, как-то не хочется водителям возвращаться в старинные времена… Конечно, и те, кто выступает за отечественную марку, понимают, что пять тысяч автомобилей "Нива" погоду не сделают. Тем более что водители даже только что сошедшему с конвейера российскому "джипу" предпочитают джипы европейские, пусть и с пятилетним или десятилетним стажем. Так что даже если предполагаемые мощности усть-каменогорского завода в сорок пять тысяч автомобилей заработают, неизвестно, найдется ли столько желающих купить казахстанские автомобили. Впрочем, покупатель есть и у "Нивы". Другое дело, если всерьез заговорили о необходимости отказа от импорта иностранных автомобилей, то выбирать не придется. Противники импорта приводят пример Узбекистана, где для развития своего автопрома вводили пошлины на зарубежные автомашины в размере восьмидесяти процентов их цены, то есть увеличивали их стоимость почти в два раза. Совсем запретили ввоз иномарок в Южной Корее и Индии. Машины зарубежных марок, но отечественной сборки составляют большинство рынка таких стран, как Таиланд, Китай, Мексика, Бразилия. Такой путь для многих стран стал рывком в развитии экономики. Увеличилось количество рабочих мест, росли смежные производства, развивались новые технологии. Наконец, кроме внутреннего рынка автопроизводители стали осваивать внешние. Усть-каменогорский проект тоже рассчитан на это. Уже есть предварительное соглашение завода "Азия Авто" с заводом "Шкода" в Чехии, который является участником концерна "Фольксваген" о сборке в нашей республике модельного ряда машин этого предприятия. Автопромышленники надеются, что сборка "Шкоды" даст возможность получать доходы, необходимые для запуска второй очереди завода. Открытым остается лишь один вопрос: какой путь выберет правительство для развития новой отрасли промышленности. Кстати, вспомним, что за время независимости республики таких проектов было много - и в Алматы, и в других городах, но все они оставались на бумаге. "Нива" в Усть-Каменогорске - уже реальность. Власти это понимают и обещают поддержку. Тут возможны два пути. Первый - ограничение ввоза иномарок путем значительного повышения ставок пошлин. Но такие запретительные или ограничительные меры могут повлиять на наше вступление в ВТО. Второй - государственная поддержка конкретных проектов, возможно, даже государственные инвестиции. Об этом пока и речи нет. Хотя уже подсчитано, что успешная реализация проекта уже в первый год даст в бюджет около шести миллионов долларов. Инвесторы в лице чешских производителей готовы идти на риск и вложить средства в новое производство. Но им, как водится, нужны государственные гарантии и обещания помощи и поддержки. А потенциальные покупатели и, конечно, дилеры, работающие на авторынке страны, затаили дыхание, ожидая заявлений или шагов правительства. А там, скорее всего, изучают опыт России, где такие шаги по поддержке отечественных производителей были предприняты. Результат не заставил себя ждать. Объемы продаж новых и подержанных автомобилей сместились в пользу первых. Но там, заметим, существуют несколько мощных автопроизводств, которые могут закрыть ниши, образовавшиеся от заслона иномаркам. В Казахстане иная ситуация, и потому не придется ли нам пересаживаться на велосипеды, которые, кстати, у нас тоже не производятся?
Загрузка...